Конспект занятия для детей 4–5 лет с использованием мнемотаблицы.
Ольга БУРОВА,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка»,
Гродненская область
Тема: Пересказ рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой»
Программные задачи: формировать умения сохранять последовательность сюжета при пересказе, передавать авторские слова и выражения, отвечать на вопросы по содержанию; развивать умение оценивать поступки; развивать способность эмоционально воспринимать произведение; воспитывать интерес к художественному слову.
Материал: «письмо от Маши» (с текстом рассказа); мнемотаблица; два плоскостных цветка из бумаги со съёмными лепестками (один – с яркими, второй – с лепестками из тусклой и мятой бумаги).
Предварительная работа: беседа о писателе Е.Пермяке, рассматривание портрета; разучивание музыкальной физкультминутки «Зарядка».
Ход занятия
Воспитанники передают по кругу изображение солнышка, говорят слова приветствия и дарят улыбку.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром пришёл почтальон и принёс нам письмо. Прислала его Маша. Она очень хотела, чтобы мы послушали внимательно историю, которая произошла с ней. А записал эту историю (этот рассказ) Евгений Пермяк. Это писатель. Он написал много интересных детских рассказов. Мы с вами о нём говорили, рассматривали его портрет и книги. Давайте прочтём письмо.
Чтение рассказа. Беседа по содержанию.
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
– Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
– Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.
Воспитатель. О ком этот рассказ?
– Чего больше всего хотела Маша?
– Что маленькая Маша для этого делала?
– Помогали ли ей эти поступки стать взрослой?
– Что говорили Маше взрослые?
– Что задумала сделать Маша?
– Почему удивилась мама?
– А какому поступку мамы удивился папа?
– Каким именем он назвал Машу?
– Почему все стали называть Машу большой?
Музыкальная физкультминутка «Зарядка» («Кукутики» – «Зарядка» https://www.youtube.com/watch?v=7ELMG_9fVeY )
Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.
Воспитатель. А эти картинки помогут нам пересказать (показываю мнемотаблицу).
Воспитатель даёт образец пересказа по мнемотаблице.
Воспитатель. Давайте все вместе попробуем пересказать (пересказываем по цепочке с места).
Пересказ детьми у мнемотаблицы.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего нам Маша прислала это письмо? А что вы делаете для того, чтобы стать большими? Как изменилось имя у Маши после её поступков? Как вас будут называть, если вы будете совершать «взрослые» поступки?
Игра «Хороший – плохой поступок»
На доске два круга (серединки от цветов) – желтого и белого цвета. Если поступок хороший прикрепляем цветной лепесток к серединке жёлтого цвета, если плохой – мятый лепесток белого цвета к белой серединке.
Воспитатель. Пусть наши хорошие поступки приносят всем окружающим только радость и напоминают этот яркий цветок.