Обобщение и систематизация знаний по теме «Биосфера – живая оболочка планеты», 10-й класс

- 16:34II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии, Методичка

Воспитательная задача урока – формировать экологическое мышление учащихся, чувство ответственности и бережное отношение к природе.

Светлана БОДАК,
учитель биологии и химии
ГУО «Вертелишковская средняя школа»
Гродненского района,
Гродненск
ая область

 

 

Класс: 10-й.

Тема: «Обобщение и систематизация знаний по теме “Биосфера – живая оболочка Земли”».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: систематизация знаний о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, функциях и круговороте веществ.

Задачи

Образовательные:

– систематизировать знания учащихся по теме «Биосфера – живая оболочка Земли»;
– способствовать формированию у учащихся умений выбирать главное, сопоставлять, обобщать.

Развивающая:

– развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы, логическое и аналитическое мышление учащихся.

Воспитательная:

– формировать экологическое мышление учащихся, чувство ответственности и бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с заданиями.

Межпредметные связи: география, химия.

 

Ход урока

1 Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

 

2 Проверка домашнего задания

Прием «Биологический диктант» 

1) Водная оболочка Земли. (Гидросфера)
2) Ученый, который создал учение о биосфере. (Вернадский)
3) Твердая оболочка Земли. (Литосфера)
4) Масса всех живых организмов биосферы. (Биомасса)
5) Оболочка Земли, населенная живыми организмами. (Биосфера)
6) Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
7) Вещество биосферы, созданное в результате взаимодействия живых организмов и косных компонентов. (Биокосное)
8) Вещество биосферы, созданное в процессе жизнедеятельности организмов. (Биогенное) 
9) Вещество, представленное минералами (алмаз, изумруд, кварц) и горными породами (гранит, мрамор). (Косное)
10) Лимитирующий фактор распространения жизни в атмосфере. (Ультрафиолетовое излучение)

 

3 Целемотивационный этап

– Как вы понимаете слова Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Ответы учащихся.

 

4 Этап обобщения и систематизации знаний

– А сейчас мы с вами выполним задания на карточках (блоки 1–3) и составим на доске кластер «Биосфера» (Приложение).

 

Блок 1

По примерным синквейнам определить сферы.

1. Атмосфера
Газовая, прозрачная
Окружает, пропускает, защищает
Место жизни большинства видов
Воздух

2. Гидросфера
Глубокая, водная
Течет, поглощает, кормит
Занимает большую часть поверхности
Океан

3. Литосфера
Твердая, плотная
Покрывает, меняется, разрушается
Почва дает урожай растений
Минералы

 

Блок 2

Закончить неравенства «Вещество биосферы»:

а) растения + животные + бактерии + грибы = (живое вещество)
б) минералы + горные породы = (косное вещество)
в) почва + атмосфера + природные воды = (биокосное)
г) каменный уголь + кислород + мел = (биогенное)

 

Блок 3

Найти соответствия:

Функция

Характеристика

1. Энергетическая

а) многообразие химических реакций, протекающих в организме

2. Газовая

б) реализуется зелеными растениями, которые аккумулируют солнечную энергию в химических связях органических соединений

3. Окислительно-восстановительная

в) избирательное накопление живыми организмами химических элементов

4. Концентрационная

г) заключается в постоянно протекающем газообмене кислорода и углекислого газа за счет процессов фотосинтеза и дыхания

Ответ: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в.

 

Физминутка. Игра «Данетка»

Если утверждение верное, учащиеся встают, если неверное – сидят.

1. На Земле протекают два круговорота веществ. (+)
2. В геологическом круговороте участвуют живые организмы. (–)
3. Вещество и энергия совершают биохимический круговорот. (–)
4. Основная часть биосферного азота находится в атмосфере. (+)
5. Вода – основной компонент биосферы. (+)
6. Основу глобального круговорота воды обеспечивают химические процессы. (–)
7. Основой биогенного круговорота веществ является энергия Солнца. (+)

8. Человек нарушает отрегулированный природой круговорот углерода на Земле. (+)

 

5 Закрепление изученного материала

1) Обсуждение составленного кластера

2) Решение задачи

Основными источниками топлива для машин являются бензин и дизельное топливо, которые получают из нефти. Какое количество углерода вернется в атмосферу после двухчасовой поездки, если известно, что автомобиль в среднем расходует 7 л/ч топлива, а 1 л топлива содержит 7,7 л изооктана (формула С8Н18)?

Решение

При сгорании 1 моль С8Н18  – 8 моль С
7,5 моль – х моль С, х = 60 моль,
тогда масса 60*12 = 720 г.
автомобиль за 2 часа – 7*2 = 14,
в атмосферу вернется – 14*720 = 10080 г или 10,08 кг.

 

6 Подведение итогов урока. Оценивание

Учитель подводит итоги урока, выставляет отметки и комментирует их.

 

7 Информация о домашнем задании

1. Повторить § 50–54, подготовиться к самостоятельной работе.

2. Подумайте над выражением Н.Ф.Реймерса:

Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. Она – природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его родила. Он лишь миг в ее жизни. Она вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!

Порассуждайте о том, как нужно организовать деятельность человека, чтобы не навредить биосфере?

 

8 Рефлексия

Рефлексивный лист. Прием «SWOT-анализ»

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий