В материале представлен сценарий занятия по образовательной области «Изобразительное искусство» в старшей группе по сюжетному рисованию графическими материалами на тему «Детский сад будущего». Целевая аудитория – дети 6–7 лет (старшая группа)
Марина СКУРКО,
ГУО «Гродненская специальная школа-интернат № 2»,
воспитатель дошкольного образования, учитель информатики
y410@mail.ru
Тема занятия: «Детский сад будущего».
Тип занятия: творческое.
Вид занятия: сюжетное изображение по представлению (по замыслу детей)
Цель занятия: формирование основ эстетической культуры средствами изобразительного искусства.
Программные задачи:
– развивать изобразительные и творческие способности детей и проявление индивидуальной манеры выполнения рисунка, позитивное отношение к процессу и результату изобразительной и творческой деятельности;
– формировать умение воплощать творческий замысел при изображении архитектурного объекта будущего; использовать средства выразительности (линия, форма, величина, пропорции, динамика, элементы перспективы);
– развивать технические умения рисовать, используя разные способы рисования, художественные техники в соответствии собственном замыслом, средства выразительности, приёмы создания композиции, элементы перспективы;
– воспитывать ценностное отношение к эстетическим качествам объектов окружающего мира, продуктам собственной творческой деятельности (рисункам), устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности.
Оборудование: набор цветных карандашей, набор фломастеров, простой графитный карандаш, бумага для рисования формата А4, точилка для карандашей, коробочки для сбора опилок, доска для размещения коллаж из фотографий и выставки готовых рисунков детей
Материал для воспитателя дошкольного образования: бумага, инструменты для рисования; коллаж из фотографий по результатам экскурсии
Предварительная работа: экскурсия (прогулка) – наблюдаем за процессом строительства новых домов (например, в новом микрорайоне), за деятельностью строителей, работой техники, особенностью цветовых, архитектурных решений строений; возможен вариант видеоэкскурсии. Просим детей подумать, для чего строятся новые здания, что в них будет располагаться.
Беседы: «Что такое профессия», «Всех профессий очень много».
Словарные слова: будущее, архитектор, строитель, строительство, проект.
Самостоятельная деятельность: конструирование из разных видов конструкторов.
Во время игровой деятельности детей провести игру с мячом «Какой дом». Задачи игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.
Правило игры: поймав мяч, быстро назвать слово.
Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:
– дом из 2 этажей (какой) – …. (двухэтажный)
– дом из 3 этажей (какой) – (трехэтажный)
– дом из 5 этажей (какой) – (пятиэтажный)
– дом из 9 этажей (какой) – ….
– дом из 12 этажей (какой) – ….
– дом из дерева (какой) – …. (деревянный)
– дом из кирпича (какой) – (кирпичный)
– дом из глины (какой) – …
– дом из камня (какой) – ….
– дом из стекла (какой) – ….
– дом изо льда (какой) – … .
– дом из снега (какой) – …
– дом из бумаги (какой) – … .
– дом из картона (какой) – … .
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель дошкольного образования (далее – Воспитатель). Ребята, раскладывайте все игрушки по местам, скоро будем рисовать. Возьмите свои стулья и рассаживайтесь полукругом вокруг доски с картинками. Сегодня мы будем творцами красоты.
1 Формирование замысла
Воспитатель проводит с детьми беседу.
Воспитатель. Ребята каждое утро вы приходите в детский сад. А что же такое детский сад?
Дети. Это большой, светлый дом, где много детей. Туда дети приходят играть с игрушками и с другими детьми, рисуют, танцуют, живут дружной семьей.
Воспитатель. Ребята, как быстро вы подросли, теперь вы – выпускники, совсем скоро покинете наш детский сад. А уже осенью вас будут называть…
Дети. Учениками.
Воспитатель. Верно, вы станете учениками. В школе вы получите знания, которые будут необходимы в дальнейшей жизни. Став совсем взрослыми, вы получите профессию, создадите семью, у вас будут дети, вместе с которыми вы, возможно, опять пойдёте в детский сад, но уже в роли родителей. Пройдет много времени, изменитесь вы, изменится многое вокруг. Как вы думаете изменится ли детский сад в будущем?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, в нашем новом микрорайоне (например «Грандичи») живет большое количество людей. Мы с вами были на экскурсии. (Воспитатель вместе с детьми рассматривает коллаж из фотографий экскурсии.) За чем вы наблюдали?
Дети. Мы видели, как строят новые дома.
Воспитатель. Как называется профессия людей, которые строят дома и другие здания?
Дети. Это профессия – строитель.
Воспитатель. Верно. Чтобы построить многоэтажный дом, много людей занимается этой работой, и каждый делает свое профессиональное дело.
А знаете ли вы, кто придумывает, как будет выглядеть здание, каким оно будет?
Дети. Это архитектор. (В случае затруднения воспитатель озвучивает правильный ответ).
Воспитатель. Архитектор – это специалист, который создает здания на бумаге. Чтобы построить здание, надо сначала его нарисовать, а потом выполнить чертеж, рассчитать количество этажей, размеры окон, дверей, высоту крыши и многое другое.
Ребята, давайте представим себя архитекторами, которые будут создавать детский сад будущего, в который, возможно, будут ходить ваши дети. Каким, по-вашему мнению, он должен быть?
Дети. Детский сад будущего должен быть уютным, просторным, светлым, находиться рядом с домом.
Физминутка «Кто строит дом»
Если строить новый дом, (Поднимают и опускают руки)
Чтобы люди жили в нем,
Нужно знания иметь (Шагают на месте)
И профессией владеть.
Архитектор строит дом (Поднимают и опускают руки)
За компьютерным столом…
Экскаваторщик упрямо (Наклоны вниз)
Под фундамент роет яму.
Нужно в срок бульдозеристу (Притоптывающим шагам продвигаются в круг)
Разровнять площадку чисто.
Вот и каменщик за делом – (Руки согнуты в локтях, кисти рук одна на другой)
Кирпичи кладет умело.
На работе крановщик (Приседания)
К высоте давно привык.
Штукатуры со сноровкой (Перекрестные движения рук над головой)
Штукатурят стены ловко.
Окна – плотников забота, (Повороты вправо-влево)
Двери – тоже их работа.
Новый дом почти готов – (Хлопают в ладоши)
С нетерпеньем ждет жильцов.
Воспитатель. Мы немного отдохнули, а теперь я предлагаю вам начать создать свои архитектурные проекты.
2 Воплощение замысла
Дети приступают к самостоятельной деятельности. Сформированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения.
Дети самостоятельно планируют свою деятельность. Осуществляют выбор материалов и способов изображения. Рисуют, воплощая задуманный образ детского сада будущего. Проявляют инициативу в использовании и выборе средств художественной выразительности, самостоятельно выбирают разные способы рисования, художественные техники.
Воспитатель наблюдает, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, обращает внимание на уже работающих сверстников и побуждает к действиям. Наблюдает за самостоятельной деятельностью всей группы детей. Осуществляет индивидуальный подход к детям, дает возможность проявить самостоятельность и инициативу и поощряет её. Индивидуально поощряет ребят за интересные художественные и технические решения. При необходимости даёт индивидуальные советы и указания, с учетом особенностей личности ребенка, уровня развития его изобразительных способностей. Примерно за три минуты до конца занятия предупреждает детей о том, что следует заканчивать работу – «начинает работу архитектурное бюро, на которой ребята – юные архитекторы представят свои работы».
3 Художественно-эстетический анализ результатов деятельности детей и педагогическая оценка
Воспитатель. Благодарю вас, юные архитекторы, за работу. Все очень старались. Сегодня всем удалось воплотить свой творческий замысел, создать уникальный проект детского сада будущего. Теперь мы открываем выставку проектов юных архитекторов. Давайте посмотрим, в какие детские сады пойдут, возможно, ваши детки.
Рисунки детей представлены на выставке творческих работ «в художественной галерее» на доске в групповой комнате. Воспитатель предлагает детям рассказать о созданных по своему замыслу проектах.
Воспитатель. Ребята, кто хочет рассказать о своём проекте?
Ребенок 1. Я нарисовал детский сад будущего, который построен только из стекла.
Воспитатель. Ребята, вам понравился этот проект, кто хочет высказаться, поделиться своими впечатлениями о нём?
Ребенок 2. Мне понравился этот проект, потому что в этом детском саду будет всегда очень светло, солнце будет светить в большие окна.
Воспитатель. Действительно, стены из стекла смогут пропускать солнечный свет, очень интересная идея проекта, которую оценят дети в будущем детском саду.
Ребенок 3. Я нарисовал детский сад будущего, на территории которого посажен большой сад.
Воспитатель. Ребята, вам понравилась такая идея? Что вас в ней привлекло?
Ребенок 4. В саду можно посадить много деревьев, ухаживать за ними, а потом собирать урожай. Дети будут кушать свежие фрукты.
Ребенок 5. Весной деревья в саду будут красиво цвести, детский сад будет очень красивый, дети будут рады ходить в такой детский сад.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как правильно в этом проекте удалось передать пропорции здания и деревьев, расположенных на территории детского сада, окружающих его.
Остальные дети также представляют свои проекты, рассказывают, почему им нравятся работы товарищей.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Сегодня вы все смогли попробовать себя в роли архитекторов, создали уникальные проекты, самостоятельно выбирали различные техники и способы рисования, придумали увлекательные сюжеты рисунков. Вам удалось придумать необычные формы здания, его интересные элементы. В ваших проектах неожиданно сочетаются различные материалы, гармонично подобраны цвета. Все они наверняка порадуют детей – воспитанников детского сада будущего.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кому ещё будет интересно познакомиться с вашими проектами детского сада будущего?
Дети. Мы хотим показать свои рисунки родителям, бабушкам, братикам и сестричкам. Можно сделать выставку наших рисунков. Можно передать наши рисунки строителям, им могут быть интересны наши идеи. Архитекторы могут разрабатывать проекты детского сада будущего, зная, каким его хотят видеть сами дети.
Воспитатель. Отличные предложения, ребята. Мы обязательно выполним ваши пожелания. Спасибо всем за работу!