Фотоальбом для Старичка Лесовичка. Экологическая прогулка к водоёму с элементами исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)

- 17:05ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Развитие у детей познавательного интереса к окружающей природе.

 

Ольга СТЕКОЛЕНКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 2 г. Березовки» Лидского района,
Гродненская область

 

Цель: развитие у детей познавательного интереса к окружающей природе, умения анализировать, делать выводы, расширение и систематизирование представлений о том, что сезонные изменения в природе летом влияют на жизнь растений, насекомых, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Подготовка экскурсии: рассматривание иллюстраций на темы «Водоём и его обитатели летом», беседа об обитателях водоемов в разные поры года, объявление маршрута и изучение плана-схемы, проговаривание правил поведения во время экскурсии, дидактическая игра «Да – нет».

Ссылка на материалы: https://drive.google.com/drive/folders/1pQ629JWMzr5G49nQiYbuLAAoIty6CkAR

 

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку. Старичок Лесовичок приготовил нам задания, которые мы обязательно выполним. А куда мы отправимся, подскажет загадка.

Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду бурно жизнь кипит.

Что это? Верно, пруд, водоём. Наш Старичок Лесовичок хочет нам что-то сказать.

https://drive.google.com/file/d/1UWVzKshvA_V2JftmsshRxUnljp3u77hV/view

Старичок Лесовичок (аудиозапись). Ребята, я давно не навещал своих друзей, обитателей водоёма, совсем не знаю, как они поживают. Будет здорово, если вы отыщете как можно больше моих друзей и принесете их фото для моего фотоальбома! А помогут вам в поисках мои загадки и игры-задания.

Воспитатель. Как думаете, мы сможем помочь Старичку Лесовичку? (Да) Значит отправляемся к водоёму на поиски друзей Старичка Лесовичка.

По ходу маршрута воспитанники играют в игру «Что я вижу?»

– Я вижу дерево, это липа (клен, дуб, рябина, сосна, ель).
– Я вижу здание, это дом (магазин, школа, детский сад).
– Я вижу птицу, это ворона (воробей, голубь).
– Я вижу транспорт, это машина (мотоцикл, велосипед, трактор, подъемный кран, грузовик).

Воспитатель. По пути к водоему остановимся на лугу. Кто мне подскажет, кто живет на лугу, кого мы можем здесь встретить? (Ответы воспитанников) Верно, луг – место обитания множества насекомых. Назовите, каких насекомых вы знаете. (Ответы воспитанников) А почему здесь так много насекомых, что их привлекает? Да, цветы, их аромат. Назовите луговые цветы. (Ответы воспитанников). Нам надо сделать первое фото для альбома Старичка Лесовичка, а что сфотографируем, узнаем из загадки.

Старичок Лесовичок (аудиозапись).

https://drive.google.com/file/d/1LCJH8-Uxcb-6PeB9Z7vHbnLwxkpd__fZ/view

 

Лист-трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная – цветок
Сладкий в тех цветочках сок
Шмель летит за ним на… (Клевер)

Воспитатель. Вы правильно отгадали загадку, нам нужно найти клевер. Интересно, шмель в загадке летит к клеверу за сладким соком, есть ли он там, видим ли мы его?

Воспитанники находят цветочки клевера, рассматривают их, берут лупы, «ищут» сок, приходят к выводу, что нашему глазу сок не виден даже через лупу. Нюхают цветы, отмечают, что те сладко пахнут, наверняка сок внутри лепестков. Вспоминают, что клевер – природный символ нашей страны, он есть на нашем национальном гербе.

Воспитатель. Отправляемся дальше. Вот и водоём. Отгадаем следующую загадку Старичка Лесовичка и поймем, кого же нам искать.

Старичок Лесовичок (аудиозапись).

https://drive.google.com/file/d/1NK7mWUfqxRu9U1a_6cByXxck1iwHUX7R/view

По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная –
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь!
Я ведь …(Утка)

Воспитатель. Понаблюдайте за утками. У самцов (селезней) окраска яркая – шея и голова у них ярко-зеленого цвета, грудка у них бурая, а спинка и живот серые. У самок – уточек, оперение темно-серого или бурого цвета с маленькими темными пятнышками. Утки умеют отлично плавать и нырять, а когда добывают пищу, ныряют так, что «верхняя» часть уточки прячется под водой, а хвост и лапки остаются на поверхности (показ иллюстраций). Утки всеядны, а их клюв устроен очень интересно, ведь утки заглатывают ил, грязь и воду, а затем выталкивают все лишнее через роговые отростки клюва, как через сито.

Предлагаю вам игру «Покорми уточек». Ваша задача – правильно распределить картинки, чем можно кормить уток и чем нельзя, объяснить, почему вы так решили (Приложение 1).

Воспитатель. Отлично справились с очередным заданием, двигаемся дальше.

Старичок Лесовичок (аудиозапись).

https://drive.google.com/file/d/1kBMzhmWGwEoPrVTaCNBizgpLFUKWIMNG/view

На пляже около воды,
Мы любим оставлять следы!
На чём так видно отпечатки
С подошв рисунки или с пятки? (На песке)

Воспитатель. Как вы думаете, чьи следы мы сможем найти на песке? (Предположения детей) Отправляемся на пляжный песок у водоема, чтобы проверить ваши догадки!

Воспитанники находят отпечатки следов, высказывают догадки, кто оставил след. (Самыми первыми и четкими отыскались, конечно же, человеческие следы, большие и маленькие, затем обнаружили следы птиц, а еще посчастливилось обнаружить кошачьи и собачьи следы, но были быстро затоптаны.) Педагог предлагает воспитанникам зарисовать следы, которые запомнили.

Воспитатель. А у меня следующая загадка от Старичка Лесовичка, предлагаю послушать и узнать, кого же мы будем искать.

Старичок Лесовичок (аудиозапись).

https://drive.google.com/file/d/1mv-c2KvaqXhQjrDYejfFYQTqXoLyVMtx/view

Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нем. (Крот)

Воспитатель. Верно, это крот. Где же нам его отыскать? Сможем ли мы его увидеть? (Ответы, предположения детей) Итак, мы сможет найти только выход из норы крота – кротовину. Давайте искать! Устраивайтесь поудобнее вокруг кротовины, я вам покажу и расскажу немного интересного про хозяина этой норы. Крот, ребята – небольшое, величиной с ладонь, насекомоядное млекопитающее. Тело крота покрыто пушистой шкуркой, две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, весьма чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы – носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает назад. Глаза и уши закрываются складками кожи и спрятаны в шерсть во избежание засорения землей. Есть у крота хвостик. Во время движения хвостик указывает высоту тоннеля. Живет крот предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких норах и ходах. Питаются кроты насекомыми, добывают они их, прокладывая себе ходы. Наевшись, крот засыпает на 4–5 часов и, проснувшись, снова идет на охоту. Без пищи крот не может обходиться долго, поэтому эти животные не впадают в спячку. Если крот найдет больше пищи, чем сможет съесть (а съесть за день он может столько, сколько весит сам), то он устраивает из червей и насекомых кладовую. В такой подземной кладовой у крота может скопиться до сотни червей.

Воспитатель. Как вы думаете, крот приносит пользу или вред? (Высказывания детей). Польза от кротов огромная, они улучшают свойства почвы, выносят на поверхность много минеральных веществ, увеличивают влажность почвы, поедают личинок вредителей сельскохозяйственных культур, майских жуков, жуков-щелкунов. Но есть и вред от кротов. Копая подземные ходы, они повреждают корни растений, иногда настолько сильно, что растение погибает (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Предлагаю вам поиграть.

Подвижная игра «Крот» (Приложение 2).

Воспитатель. Слушаем следующую загадку.

Старичок Лесовичок (аудиозапись).

https://drive.google.com/file/d/1ZNmIQcstKHNqvySc2e2Y7-nQAtu8PQwO/view

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел… (Бабочка)

Воспитатель. Верно, это бабочка. У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими цветными чешуйками и удлиненное тело, тоже покрытое чешуйками и волосиками. Как у всех насекомых у бабочки – 6 ног. У нее короткие усики и большие глаза. Как вы думаете, зачем бабочке усики? (Усиками насекомое принюхиваются и чувствуют запахи издалека). А чем питаются бабочки? (Нектаром) Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка (показ иллюстраций). У нас есть сачки, попробуем словить бабочку и рассмотреть её.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, кто живет в воде нашего водоема? (Высказывания детей) Старичок Лесовичок приготовил нам сразу несколько загадок. Слушаем внимательно и отгадываем.

Старичок Лесовичок (аудиозапись).

https://drive.google.com/file/d/1Od1wEyFN-dSD7cwEJRb2p83yqy5FxShI/view

Легко скользим мы по воде
И путь свой измеряем.
И не задержимся нигде,
Работаем, играя.
Туда-сюда, сюда-туда,
Потом опять обратно.
Замерить площадь у пруда
В день жаркий нам приятно. (Водомерка)

https://drive.google.com/file/d/159prBWDY8YDXY4nUUeb47t0q0x08MuwI/view

Из малька выходят лапки –
Длинноногие ребятки.

В луже прыгает квакушка –
Длинноногая… (лягушка).

https://drive.google.com/file/d/1NqpfjGlBhIpx5ghtd6ZQEeOZXzOm5IJi/view

Они не ходят, а плывут,
И в водоемах все живут,
И червячка на ужин просят,
И платье из чешуек носят. (Рыба)

Воспитатель. С загадками вы справились, подойдем поближе к водоему, может сможем кого-нибудь из его жителей увидеть. А вот и водомерка. По воде, словно конькобежец по льду, скользит небольшое насекомое. Да, именно скользит, а не плывет. Секрет в том, что ноги этого насекомого «обуты» в башмачки-подушечки из волосков, смазанных жиром. Брюшко его тоже покрыто волосками и смазано воскообразным веществом. Поэтому насекомое не намокает в воде и свободно бегает по её поверхности. Оттолкнётся, проедет немного, опять оттолкнётся, снова заскользит… Встретится на пути растение или коряга – перескочит и снова поедет. И так весь день двигается рывками, будто воду меряет. Охотится водомерка на комаров и мух, которых хватает передними, короткими ногами, покрытыми острыми коготками (показ иллюстрации).

Воспитатель. Делимся на две команды, сыграем в игру «Волшебные превращения». Ваша задача – правильно выстроить фигурки, чтобы получилась последовательность роста и развития лягушки и рыбы (Приложение 3).

Воспитатель. Давайте проверим правильность составления последовательности по схеме-образцу и проговорим стадии развития лягушки и рыбы. Итак, сначала икра, затем головастик, затем головастик с лапками, потом лягушонок, а после – взрослая лягушка. У рыб тоже сначала икра, затем личинка, потом малек, затем маленькая рыбка, а после – взрослая рыба.

Вы отлично справились со всеми заданиями Старичка Лесовичка, собрали для него интересные фото и узнали немного нового. Сыграем в игру-ассоциацию «Водоём – это…».

Воспитанники становятся в круг и, передавая мяч друг другу, подбирают слова-ассоциации к слову «водоём».

Воспитатель. Вот и подошла к концу наша экскурсия к водоёму, пора возвращаться обратно в детский сад.

 

Во время возвращения в учреждение дошкольного образования воспитанники делятся впечатлениями, рассказывают, что понравилось больше всего, что нового узнали и о чем расскажут дома.

 

Приложение 1

Дидактическая игра «Покорми уточек» 

Цель: развитие знаний и представлений о питании птиц в природе, воспитание бережного отношения к птицам, чувства ответственности за состояние птиц ближайшего окружения.

Материалы: ламинированная карточка формата А4 с изображением селезня и утки, карточки-фишки с изображением предполагаемого корма на липучках.

Ход игры. Карточки-фишки с изображением корма перевернуты изображением вниз. Педагог предлагает воспитанникам покормить уток, для этого нужно выбрать любую карточку-фишку и объяснить, можно этим угостить наших уток или нельзя, почему. Воспитанник, объяснив свой выбор, прикрепляет карточку-фишку в соответствующее место, обозначенное цветом (можно кормить – зеленый ободок, нельзя – красный ободок).

 

 

 

Приложение 2

 

Подвижная игра «Крот» 

Цель: развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости, гибкости, внимания, физического равновесия, координации движений в пространстве, точности и быстроты реакций.

Оборудование: платок либо шарф.

Описание игры. На песке чертится большой круг, считалкой выбирается крот, которому завязывают глаза, все остальные участники игры превращаются в насекомых. Хлопая в ладоши, дети бегают в пределах круга, «крот» пытается поймать кого-нибудь. Поймав одного из игроков, «крот» наощупь пытается угадать, кто это. Пойманный игрок становится «кротом».

Считалочка «Крот»

Под забором крот живёт.
Он гостей сегодня ждёт –
Ждёт енота, ждёт бобра.
Пригласил он и тебя!

 

 

Приложение 3

Дидактическая игра «Волшебные превращения» 

Цель: формирование представлений воспитанников о признаках животных как живых существ, воспитание нравственного отношения к объектам природы.

Материалы: набор фигурок «Жизненный цикл рыбы (5 шт.)», «Жизненный цикл лягушки (5 шт.)», схемы-образцы стадии развития лягушки и рыбы.

Ход игры. Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть фигурки, отображающие жизненный цикл рыбы и лягушки, расположить их в соответствии со стадиями роста и развития животных. При затруднении можно предложить схемы-образцы. С помощью педагога проговариваются названия фигурок на каждой стадии развития.

Задание могут выполнять как подгруппы детей, так и индивидуально.

  

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий