Задачи: выяснить, какова степень нравственного падения главного героя; формировать умение грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, опираясь на текст произведения; учить нравственным основам жизни: в любой жизненной ситуации нужно оставаться человеком.
Мария БОНДАРЕНКО,
библиотекарь,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 13 г. Мозыря»,
Гомельская область
Цель: углубить знания учащихся по произведению.
Задачи:
– выяснить, какова степень нравственного падения главного героя;
– формировать умение грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, опираясь на текст произведения;
– учить нравственным основам жизни: в любой жизненной ситуации нужно оставаться человеком.
Оборудование: толковый словарь, доска, учебники по русской литературе.
План урока
1 Организационный момент (2 мин)
2 Объяснение нового материала (15 мин)
Создание проблемной ситуации
Работа со словарем, определение учащимися содержания понятия «соматизм»
Работа с текстом произведения
3 Закрепление (20 мин)
Работа над заданием
Беседа с учащимися
4 Итоги (3 мин)
5 Домашнее задание (1 мин)
6 Оценка работы класса и выставление отметок с комментарием (4 мин)
Ход урока
1 Организационный момент
Приветствие, настрой учащихся на урок.
2 Объяснение нового материала
Вступительное слово учителя
– Мы продолжаем изучать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Прежде чем начать разговор по теме урока, давайте разберемся и попытаемся понять, какова степень нравственного падения Родиона Раскольникова. Из какой бездны предстоит Соне Мармеладовой поднять героя своим смирением, человеколюбием и кротостью.
Вопросы к классу
– Испытывает ли герой нравственные муки до совершения преступления?
– Как пытается он заглушить в себе голос совести до преступления?
– Испытывает ли герой нравственные муки после совершения преступления?
Комментарий и дополнения учителя на ответы класса
– Раскольников, готовясь к преступлению («ради счастья человечества»), должен убить в себе голос совести, голос Бога, убить свою душу и встать на дорогу зла. Понять же бездну своего падения и найти путь к возрождению герой без участия другого человека не может. Этим человеком становится Сонечка Мармеладова.
Анализируя личности своих отрицательных героев, Достоевский в своей художественной прозорливости пришел к заключению, что грех и зло – это та таинственная сила, которая расстраивает, расщепляет, раскалывает целостность и целесообразность человеческой личности и подвергает ее обезличиванию. Самую живую, самую реальную и самую гениальную картину этого Достоевский нам представляет в образе Раскольникова. С невиданным реализмом он описывает, как зарождается грех в Раскольникове, как постепенно он развивается, как незаметно роднится с его душой, сердцем с его волей: грех заполняет все его существо до тех пор, пока окончательно не овладеет им и не превратит его в свое орудие:
…разоряющая сила греха постепенно, но уверенно расстраивает, раскалывает и ум, и сердце, и душу, и волю, и всю натуру Раскольникова.
– Как здесь характеризуется внутреннее состояние героя после совершения преступления? Прокомментируйте это высказывание.
Комментарий и дополнения учителя на ответы класса
– Раскольников преступил нравственный, духовный закон «не убий», данный Богом. Он убил старуху-процентщицу, тем самым убив свою душу. «Разве я старушонку убил? – говорит он Соне. – Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! А старушонку эту черт убил, а не я…» Раскольникову нечем жить, он мертв, «царство зла» вплотную подступило к нему и завладело им. Страшно его внутреннее состояние: отчаяние, безысходность, раздвоение, голоса, страхи, кошмарные сны… Самое же страшное то, что Раскольникову теперь (выражаясь словами Мармеладова) «некуда больше идти». Он отлучен от общества людей:
Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя от всех и всего в эту минуту.
– Но бесконечная, безмерная любовь Бога к человеку проявляется в том, что в нем нельзя окончательно убить совесть и любовь, и в том, что покаяние, раскаяние ведет к возрождению, спасению: Раскольников страдает – значит, его совесть жива. Раскольников сострадает Соне – значит, в нем теплится любовь, значит, у Раскольникова есть путь к возрождению, есть и человек, который может показать этот путь. Соня…
Ученикам было дано предварительное задание: познакомиться с понятиями «соматизм» и «соматические речения», разграничить соматизмы по тематическим группам в описании трех бесед Раскольникова с Соней (перечитать их и сделать закладки в книге).
– Когда Раскольников впервые услышал о Соне? Почему он сразу заинтересовался ей? Когда впервые увидел ее? В каком она была наряде, как вела себя, что выражало ее лицо? Найдите описание в тексте. Виден ли контраст между тем, как она выглядит, и тем, каково ее истинное поведение (жесты, мимика, выражение лица, позы, симптомы душевных переживаний)?
– Когда Раскольников увидел Сотню второй раз? Что-нибудь изменилось с момента их первой встречи?
– Что происходит с Соней на поминках отца?
3 Закрепление материала
– Обобщим, что мы можем сказать о Соне. Кто она? Как характеризует ее отец, Катерина Ивановна, другие персонажи? Что поражает во внешности и поведении Сони Раскольникова?
– Обратим внимание на то, что писатель подчеркивает в описании Сони и ее характеристике. Соня очень похожа на ребенка: «похожа на девочку», «маленький ребенок»; Соня сознает себя великой грешницей и в каждом человеке видит своего судью, готова с кротостью и смирением принять суд и наказание: «робко озираясь», «запуганное выражение лица», «сконфузилась», «растерялась», «дрожит от страха»; Соня умеет сострадать ближнему по-евангельски, отец рассказывает, что сегодня просил у дочери на похмелье. Что же Соня?
– Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела… Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют. Вот как она посмотрела!
Далее ученикам предлагается разобрать три беседы Раскольникова с Соней.
Первая беседа
– С чего начинается разговор?
– Что говорит Соня о Капернаумовых?
– Что говорит Соня о Катерине Ивановне, о детях?
– Что поражает героя в словах Сони? Какие главные вопросы Раскольников пытается выяснить для себя в разговоре с Соней (причины падения Сони, как она относится к своему падению, в чем истоки ее жалости и сострадания к ближним)?
– Почему Раскольников поклонился Соне? Впервые ли мы встречаемся с этим жестом на страницах романа?
Обобщение
– Раскольников испытал Соню и убедился, что истоки великой жалости и сострадания в Соне к ближнему – в ее глубокой вере, он почувствовал, что Бог Соню поддерживает. Он поверил Соне, потому что убедился, что ее любви, жалости и сострадания хватит и на то, чтобы принять участие в его трагедии. В нем появилась жажда слова Божия, он просит Соню прочесть из Евангелия главу о воскрешении Лазаря.
Вторая беседа
– Раскольников должен объявить Соне, кто убил Лизавету.
– Как он раскрывает свою тайну Соне, и как она реагирует на признание Раскольникова?
– Почему подобная реакция Сони вызывает удивление Раскольникова, и что она для него значит?
– Как можно объяснить сцену с крестом?
Обобщение
– Соня, сама того не подозревая, дает истинную духовную оценку всему, что произошло с Раскольниковым, и указывает единственно верный путь к его возрождению. Она требует, чтобы он признался, понес страдание, чтобы немедленно пошел на перекресток, поклонился всему свету и объявил. «Соня, не будь ребенком», – отвечает Раскольников. Но в итоге он сделает все так, как ему сказал этот «ребенок».
Третья беседа
– Раскольников пришел за крестом. Дуняша у Сони в ожидании Раскольникова.
– Что нового узнала Дуняша о Соне и брате?
– О чем Соня просит Раскольникова, надев на него крест?
– Что указывает на готовность Сони сейчас же идти с Раскольниковым на страдание, на крест?
Обобщение
– Соня, благодаря своему чистому сердцу, христианским добродетелям, помогает Раскольникову встать на путь покаяния, помогает ему возродиться. Соня за всю встречу произнесла только четыре слова: «Перекрестись, помолись хоть раз». Она, как глубоко верующий человек, прекрасно знает силу крестного знамения, она знает, что «тогда Бог опять жизни пошлет». Раскольников от чистого сердца перекрестился несколько раз. Затем он пошел на перекресток, как учила Соня, затем – в полицейский участок доносить на себя.
4 Подведение итогов
– Можно ли этот жест считать искренним, наступило ли настоящее прозрение в тот момент, когда герой поклонился на перекрестке?
– Прозрение совершится много позже – на каторге, о чем говорится в эпилоге романа.
5 Домашнее задание
Ученикам предлагается подготовить рассказ «Раскольников и Соня в эпилоге романа», используя соматический язык произведения.
6 Оценка работы класса и выставление отметок с комментированием