Занятие по образовательной области «Изобразительная деятельность» для воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями развития, на котором дети рисуют букеты для своих мам в технике рисования «тычком», способствует развитию их способностей, эмпатии и коммуникативных умений.
Наталия МИЛЕЙКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Дятловский районный ЦКРОиР»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать умение создавать изображение в технике рисования «тычком»;
– содействовать дальнейшему развитию умения рисовать гуашевыми красками и кисточкой;
– продолжать учить узнавать и показывать жёлтый и зелёный цвет, развивать цветовое восприятие;
– учить узнавать родных людей (маму) на фотографиях;
– вызвать эмоциональный отклик к созданию подарков для мам;
– воспитывать любовь к родителям, желание их радовать.
Дидактическое оснащение: веточка мимозы, изображение мимозы; карточка с изображением букета; цветы из цветной бумаги (жёлтые, синие, красные); гуашь двух цветов (жёлтая, зелёная) по одной на каждого ребёнка; кисточки; стаканчики с водой; листы бумаги; салфетки; клеёнка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к празднику 8 Марта; раскрашивание веточки мимозы цветными мелками; предметно-отобразительная игра «Подари маме цветок».
Ход игрового комплекса
Игра-сюрприз «Чья это мама?»
Педагог предлагает воспитанникам зайти в группу и найти необычный предмет – альбом с фотографиями (ярко украшенный). Воспитанники совместно с педагогом рассматривают альбом и по словесной просьбе взрослого, каждый находит свою маму.
Приветствие
Педагог предлагает показать воспитанникам, как они приветствуют свою маму, когда приходят домой (жест «привет», кивнуть, улыбнуться, дотронуться). Воспитатель просит детей поздороваться друг с другом.
Воспитатель. Скоро наступит весенний праздник – 8 Марта. В этот праздник всем мамам, бабушкам, сестричкам дарят цветы. Всем так хочется сделать для мамы приятный сюрприз.
Педагог предлагает детям послушать стихотворение «Цветы для мамы».
Я пришёл сегодня к маме
С поздравленьем и цветами.
Мама, глядя на букет,
Улыбнулась мне в ответ.
И сказала, что цветы
Небывалой красоты.
Эти маки, эти розы,
И ромашки, и мимозы
Я не рвал, не покупал,
Я их сам нарисовал!
З. Петрова
– Давайте и мы приготовим для мам подарок.
Дидактическая игра «Собери букет»
Цель: продолжать учить узнавать и показывать жёлтый цвет, развивать цветовое восприятие; воспитывать желание самостоятельно выполнять игровое задание.
Педагог предлагает подобрать среди изображений предмет соответствующего цвета: по заданию взрослого найти цветки жёлтого цвета. Поясняет, что цветы можно сложить в красивые букеты. Воспитатель предлагает собрать «букет» для мамы из жёлтых цветочков (положить цветок на карточку с изображением букета). Поощряет детей за самостоятельно найденный (по мере возможности – называние цвета).
Упражнение для глаз «Поиграем с цветочком»
Вверх цветочек подними, на него ты посмотри.
(Смотрят вверх).
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево).
Глазками моргаем.
(Моргают глазками).
Глазки закрываем.
(Глазки закрывают). (2 мин.)
Пальчиковое упражнение «Цветы»
Цель: продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитатель.
Наши жёлтые цветки раскрывают лепестки
(Пальцы, сложенные в кулак, медленно раскрываются).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Пальцы медленно наклоняются вправо-влево).
Наши жёлтые цветки закрывают лепестки.
(Пальцы медленно складываются в кулачок).
Головками качают, тихо засыпают.
(Кулачки медленно качаются вправо – влево).
Двигательная игра «Соберём цветы для мамы»
Цель: продолжать развивать навык ходьбы в разных направлениях; побуждать детей к выполнению игровых действий.
В группе на ковре разложены цветы, сделанные из цветной бумаги. Воспитанники собирают цветы, ставят их в красивую вазу.
Основная часть (показ приёмов рисования)
Воспитатель. Подарим мамам необычные цветы – мимозу.
Педагог показывает веточку мимозы (её изображение) и вместе с воспитанниками рассматривает её. Отмечает, что у мимозы есть стебель – веточка, зелёные листья, жёлтые цветочки (цветочки мимозы круглые).
Педагог показывает воспитанникам листы с нарисованным стеблем.
– Теперь будем рисовать веточку мимозы кисточкой и красками: я возьму кисточку чуть выше металлической части, наберу жёлтую краску на ворс, лишнюю краску сниму о край баночки.
Педагог показывает технику выполнения рисунка методом «тычка». В этой же технике воспитанники рисуют листочки на веточках мимозы (закрепляем зелёный цвет). Взрослый напоминает, как надо промывать кисть перед использованием краски другого цвета. Несколько раз прорисовываем совместно с ребёнком (рука в руке), ещё раз объясняем и показываем.
Самостоятельная деятельность воспитанников
В процессе занятия педагог оказывает индивидуальную помощь, использует приём «рука в руке». Воспитанники набирают краску на кисточку и рисуют (совместными, частично совместными действиями) цветы и листочки. По окончании работы педагог напоминает хорошо промыть кисточку в воде, просушить о салфетку, вытереть салфеткой руки.
Итог занятия
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием!
Педагог спрашивает (дети по возможности отвечают) или показывают, чем рисовали, какого цвета краской, как держали кисточку.
– Спасибо за то, что старались. Мамы будут рады получить такой подарок.
Социально-бытовая ситуация «Мамам дружно помогаем»
Продолжаем формировать умение стирать платочки, вешать платочки на шнурок, прищеплять прищепкой; протирать пыль с полочек. Воспитываем умение заботиться о близком и родном человеке.
Релаксация «Послушай песенку про маму»
Педагог предлагает сесть на ковёр в кружок и послушать песенку про маму. Посмотреть на мамину фотографию и подарить ей воздушный поцелуй.