Поезд Памяти. Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» с использованием робототехнического набора Metatalab для детей 5–7 лет

- 17:35ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В материале представлена работа с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию с помощью робототехнического набора Metatalab.

 

Ирина ГРАБЛИС,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 1 г.п. Вороново»,
Гродненская область

 

Программные задачи:

– формировать представления детей о начале и ходе Великой Отечественной войны, белорусских городах-героях, патриотическом проекте «Поезд Памяти», о мемориальных комплексах («Брестская крепость, памятник воинам-освободителям Т-34-85 в городе Гродно, «Три штыка», Курган Славы) и их значении; видах военной техники и оружия (воздушная, сухопутная, артиллерийское и стрелковое);
– развивать познавательный интерес, логическое мышление, зрительное внимание и память, связную речь, простые навыки алгоритмизации, умение делать выводы;
– воспитывать чувство гордости за соотечественников, выигравших Великую Отечественную войну, уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, умение работать в команде.

Оборудование и материал: проектор, медали, робот Metatalab, карта движения, карточки с вопросами, презентация «Поезд Памяти», обручи, картинки (военная техника, оружие, небо, лес, поле).

Карта для робота Metatalab:

https://drive.google.com/drive/folders/1zZSlXuYuwRZbbL-2jNBu3quwbhIzx1bZ

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «День Победы», «Во время войны», прослушивание патриотических песен, беседа на тему «Ветераны и мы».

 

Ход занятия 

Воспитатель дошкольного образования читает стихотворение Н.Иванова «Что за праздник?»

В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?

Воспитатель дошкольного образования. Ребята, а вы догадались, о каком празднике идет речь в стихотворении? (Ответы детей) Правильно – это День Победы. А вы знаете, когда в нашей стране отмечают этот праздник? (Ответы детей). Правильно, 9 Мая! Именно этот праздник продолжает оставаться главным праздником для всех поколений. 22 июня 1941 года на нашу страну напали враги – фашисты. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года. Всем жителям нашей Родины было очень трудно во время войны. Армия вместе с народом победила врагов и прогнала их из нашей страны. Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. Это был великий день. С тех пор каждый год 9 Мая мы чтим память всех тех, кто отважно сражался за нашу Родину. В этот день ветераны Великой Отечественной войны надевают ордена и медали, устраивают торжественные шествия по улицам. Люди дарят им букеты цветов. В День Победы люди возлагают цветы к памятникам. В память о Великой Победе, каждый год 22 июня в нашей стране стартует «Поезд Памяти» по памятным местам Великой Отечественной войны. 

На проекторе демонстрируется изображение «Поезда Памяти» 

Воспитатель дошкольного образования. Вы бы хотели отправиться в путешествие по памятным местам на «Поезде Памяти»? (Ответы детей) Наш помощник робот Metatalab зовет вас в путешествие по памятным местам Великой Отечественной войны. Робот сегодня превратится в поезд, а мы – в пассажиров. По пути мы будем находить задания, и выполнять их. Вы готовы отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Прошу всех приготовиться! Чтобы попасть в «Поезд Памяти», вам необходимо правильно ответить на вопросы «бортового компьютера» о Великой Отечественной войне и получить билеты. 

Интерактивная игра «Великая Отечественная война» 

https://docs.google.com/presentation/d/1Hu65byoA3bI0KvTSZayhKMqWXD9XDTa6/edit?rtpof=true&sd=true

Дети отвечают на вопросы и занимают свои места.

Воспитатель дошкольного образования. Молодцы! Все получили билеты и заняли свои места! Но «Поезд Памяти» начинает свой путь с определённого города! Для нас приготовлена карта с вопросом, ответив на который, мы узнаем, в какой город нам нужно отправиться. А тот, кто правильно ответит, станет «машинистом» поезда.

(Воспитатель задает вопрос). Назовите и покажите на карте город, на который первыми напали фашисты? (Ответы детей)

Среди правильно ответивших детей педагог выбирает «машинистов», которые зададут программу движения роботу до города, другие будут следить за правильностью выполнения программы и, при необходимости, исправлять ошибки.

Воспитатель дошкольного образования. Правильно! Мы отправляемся в город Брест! Именно этот город первым вступил в схватку с врагом, поэтому каждый год «Поезд Памяти» начинает свое движение из этого города. «Машинисты» могут проложить дорогу поезду до города Бреста!

Дети задают программу роботу, звучит мелодия «Поезд», робот продвигается по карте к отметке город Брест, на проекторе демонстрируется изображение Брестского железнодорожного вокзала.

Дети, как вы думаете, в каком месте города Бреста мы оказались? (Ответы детей) Правильно! Это железнодорожный вокзал города Бреста. Первые бомбы ночью 22 июня были сброшены на вокзал, на месте которого находилась большая развязка железных дорог! Как вы думаете, почему враг решил уничтожить железную дорогу? (Ответы детей)

Правильно! Фашисты решили сначала уничтожить железные дороги, чтобы людям не смогли доставлять продукты питания, одежду, оружие. Люди не могли никуда уехать и оставались захваченными врагом.

С Брестского железнодорожного вокзала стартует «Поезд Памяти»! Давайте его обозначим.

Дети обозначают робот (поезд) символами победы, педагог берёт карточку с вопросом.

Пришло время узнать, куда должен отправиться поезд и кто будет машинистом. Вопрос: «Какое памятное место в Бресте приняло первые удары фашистов и держало оборону больше месяца?». (Ответы детей)

Выбор «машиниста» и помощников. Дети задают программу движения роботу.

Правильно! Мы отправляемся в Брестскую крепость.

Звучит мелодия «Поезд».

https://me-qr.com/ru/music/14154100

Во время движения робота педагог рассказывает про мемориальный комплекс «Брестская крепость».

Воспитатель дошкольного образования. Гарнизон Брестской крепости принял первые удары немецко-фашистских захватчиков и более месяца держал оборону в полном окружении. Бойцы сражались до последнего. Сейчас крепость-герой – это музей под открытым небом. Люди со всего мира приезжают сюда, чтобы почтить память героев.

На проекторе демонстрируется изображение Брестской крепости.

Сейчас вы разделитесь на две группы: девочки и мальчики. Каждая группа получает «разбитые картины», на которых изображены главные памятники крепости. Вам нужно их собрать, назвать памятник и ответить, он обозначает.

Дети собирают картины монументов (мальчики – «Мужество», девочки – «Жажда»). Каждая группа называет монумент и рассуждает о его значении.

Воспитатель дошкольного образования. Молодцы! Возле монумента «Мужество» зажжен Вечный огонь и выложена надпись «Стояли насмерть. Слава героям». Ответьте на вопросы: Как вы думаете, что обозначает эта надпись? (Ответы детей) Правильно ли поступали солдаты, когда защищали свою Родину и родных? (Ответы детей) Какими качествами должен обладать солдат? (Ответы детей) Нужно ли помнить подвиг героев? (Ответы детей)

Спасибо за ваши ответы! Нам пора отправляться дальше! Следующую остановку попробуйте отгадать по картинкам!

Демонстрируется карта (скрайбинг) города Гродно.

Воспитатель дошкольного образования. Правильно! Мы отправляемся в город Гродно! Путь предстоит долгий! Машинисты, задайте правильные координаты роботу!

Звучит мелодия «Поезд», робот начинает движение.

Битва за освобождение города Гродно началась летом 1944 года. Памятник воинам-освободителям – танк Т-34-85, расположен на краю Советской площади. Он установлен в память о воинах Белорусских фронтов, участвовавших в освобождении города Гродно. Памятник-танк является символом мужества советского народа и остаётся одной из самых известных городских достопримечательностей.

На проекторе демонстрируется Советская площадь, памятник воинам-освободителям. Педагог читает карту с заданием.

Воспитатель дошкольного образования. Ребята, в городе Гродно вам нужно выполнить задание «Оружие освободителей». Вам нужно разделиться на группы и собрать военное оружие и технику по категориям «Военно-воздушная техника и оружие», «Военная сухопутная техника и оружие», «Артиллерийское и стрелковое оружие».

Перед детьми разложены картинки (танки, пушки, самолеты, вертолеты, пистолеты, автоматы и т.п.); каждая группа выбирает свои картинки и крепит их на соответствующее поле (воздушный – картина неба; сухопутный – поле, стрелковый – лес).

Молодцы! Вы справились с заданием! А чтобы продолжить путешествие, нам необходимо превратиться в настоящих солдат! Сейчас мы с вами разделимся на четыре команды. В каждой команде нужно выбрать командира отряда, который должен будет перевести своих солдат в укрытие с помощью обруча. Чья команда справится с заданием быстрее, та и победит (в конце игры отмечается выигравшая команда, и каждый награждается медалью «За отвагу и смелость»).

Сейчас мы отправимся в город, который был полностью разрушен немцами! Может кто-нибудь знает, что это за город? (Ответы детей)

Это город Витебск! Машинисты, задайте программу роботу. Отправляемся в город Витебск!

Звучит мелодия «Поезд», робот начинает движение.

https://me-qr.com/ru/music/14154100 

На протяжении всей Великой Отечественной войны город Витебск был оккупирован. В результате немецких бомбардировок, длительных ожесточенных боёв город был разгромлен. В момент освобождения в нём почти не осталось жителей.

На проекторе демонстрируются картинки военного Витебска, далее – памятника «Три штыка».

Главный памятник Витебска – «Три штыка». Мемориал посвящён освободителям Витебска. Его главная часть – три обелиска. Штыки символизируют три силы: воины Советской Армии, партизаны и подпольщики, освобождавшие город. К обелиску ведёт дорожка между бассейнами с фонтанами. Рядом установлены скульптуры мирных жителей и солдат, а у подножия обелиска зажжён Вечный огонь.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы: Какие три силы освобождали Витебск? (Ответы детей) Правильно ли то, что они объединились? (Ответы детей) Как вы думаете, что означает Вечный огонь у памятников? (Ответы детей)

Воспитатель читает следующее задание. Следующий город, в который мы направимся, это главный город Республики Беларусь. Он был оккупирован на протяжении всей войны; освобождение его означало победу белорусского народа над немецкими захватчиками. Как вы думаете, что это за город? (Ответы детей)

Правильно! Это город Минск! Машинисты задайте программу роботу!

Звучит звук «Поезда», робот начинает движение.

Оккупация Минска длилась 1100 дней. В честь Великой Победы советского народа над фашизмом и в память о подвиге белорусских солдат и офицеров в Минской области воздвигнут Курган Славы. Расположен он на месте ожесточенных боев за освобождение города Минска, в ходе которых были разгромлены немецкие войска.

На проекторе демонстрируется Курган Славы.

Давайте поближе рассмотрим Курган Славы. На земляном холме установлены 4 штыка. Кто догадается, что они символизируют? (Ответы детей). Я вам подскажу. Это 4 фронта, освобождавшие Беларусь.

Штыки опоясывает кольцо, на котором изображены солдаты. На кольце также изображены медали, которыми награждались солдаты за свои подвиги.

Вот и подошло к концу наше путешествие с «Поездом Памяти». Нам пора возвращаться домой! Путь предстоит долгий, нам понадобятся самые умелые «машинисты». Кто больше всего даст правильных ответов на мои вопросы, тот и поведет наш поезд обратно домой!

Примеры вопросов:

На какой белорусский город немцы напали первыми?
Какое время суток фашисты выбрали для нападения?
Что в первую очередь бомбили немцы?
Какая военная техника стала памятником в честь воинов белорусских фронтов?
Какие белорусские города были полностью разрушены немцами?

Воспитатель дошкольного образования. Ребята, вот мы и дома. Наше путешествие по городам-героям нашей Республики Беларусь подошло к концу. Сегодня мы с вами узнали много нового о Великой Отечественной Войне. Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные страницы.

Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что нового вы узнали из нашего путешествия? Что вам больше всего понравилось на занятии? В какой из посещенных городов, мемориальных комплексов вы хотели поехать со своими родителями? (Ответы детей)

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий