В лэпбуке собраны игровые упражнения по воспитанию бережного использования воды, тепла и электроэнергии.
Мария КОВАЛЬЧУК, Ирина ТЕЛЮК,
воспитатели дошкольного образования
ГУО «Детский сад аг.Пограничный» Берестовицкого района,
Гродненская область
Экономика незримо входит в жизнь детей с самых ранних лет жизни. Ребенок вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, таким образом, получает экономический опыт. Очень важно с дошкольного возраста учить детей правильно действовать в различных жизненных ситуациях, бережно относиться к предметам, созданных трудом человека, а также бережно использовать воду, свет, тепло. И работу в этом направлении нужно проводить в системе, ибо вода, электричество и тепло неотделимы друг от друга и играют огромную роль в нашей жизни.
Исходя из этого, было решено дидактическую игру «Учимся быть бережливыми» в виде лэпбука, где собраны игровые упражнения по воспитанию бережного использования воды, тепла и электроэнергии.
Цель игры: развитие представлений дошкольников о необходимости бережного отношения к воде, теплу и электроэнергии.
Дидактическая игра «Учимся быть бережливыми» представлена в виде лэпбука формата А4. Состоит из семи мини-игр для детей старшего дошкольного возраста:
Комплекс игр решает следующие задачи:
– формировать у дошкольников представления о бережливости;
– расширять знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами, сохранении тепла, экономии воды;
– вовлекать дошкольников в полезную деятельность по внедрению бережливых технологий.
Игровые упражнения скреплены между собой на разъемных кольцах, благодаря чему можно использовать в работе каждое в отдельности. Для каждого раздела подобраны загадки, правила бережливости, доступные детям старшего дошкольного возраста, подобран иллюстративный материал. При необходимости лэпбук можно дополнять и другими страницами по закреплению правил бережного отношения к природным ресурсам.
Дидактическая игра «Кому нужна вода»
Цель: формировать представления о необходимости воды для всего живого
Ход игры. Воспитатель загадывает загадки о различных предметах, дети их отгадывают и выясняют, нужна ли этому предмету вода. Затем выбирают картинку с отгадками и закрепляют ее. В конце делается вывод, что вода нужна для всего живого, поэтому ее нужно беречь. Следующий этап по выбору воспитателя – узнать интересные факты о воде или как сберечь воду. Детям предлагается взять картинку и переместить ее к одному из кармашков, чтобы получить интересные сведения о воде.
Дидактическая игра «Отдает или сохраняет тепло»
Цель: формировать представления о том, как сберечь тепло.
Ход игры. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают предмет и выбирают, он отдает или сохраняет тепло.
Дополнительное задание: выбрать картинки с рисунками, где сберегается тепло.
Дидактическая игра «Опасно – безопасно»
Цель: познакомить с простейшими правилами безопасности при работе с электроприборами, дать представления о способах сбережения электроэнергии.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям загадки, дети отгадывают их и находят картинки с правилами безопасного использования электроприборов. Следующий этап – рассказ о том, как сберечь электроэнергию при ее использовании. Картинки с правильными ответами дети вначале выкладывают на столе, а затем – в соответствующие карманы лэпбука.
Дидактическая игра «Контурное лото»
Цель: расширить знания об использовании электроприборов в быту.
Ход игры. Дети по контурам находят картинки электроприборов и повторяют правила их безопасного и экономного использования.
Дидактическая игра «Расскажи-ка»
Цель: расширить представления об электроприборах, развивать речь детей.
Ход игры. Воспитатель показывает предмет, а ребенок дает описание предмета по мнемотаблице:
– Какого цвета?
– Какой формы, размера?
– Из чего сделан?
– Какие присутствуют детали?
– Как применять в быту?
Дидактическая игра «Что в коробке»
Цель: закрепить представления детей о важности электрического освещения в жизни человека.
Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что если мы возьмем и посмотрим на силуэт коробочки, то мы не сможем сказать, что находится внутри. Если на картинку с коробочкой направить источник света (лампочку, фонарик), то мы сможем увидеть, какой предмет спрятался в коробке и рассказать о нем.
Дидактическая игра «Правильно ли поступают ребята?»
Цель: закрепить знания о бережном и экономном использовании воды и электричества.
Ход игры. Дети рассматривают картинки и выбирают значки V –
правильно или X – неправильно, прикрепляют их к картинке.
Предложенная игра способствует закреплению представлений о бережливости у дошкольников; расширяет знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборов, сохранении тепла, экономии воды.
Для воспитателей дошкольного образования в процессе проведения игры является самым важным не только дать представление о бережном отношении к природным ресурсам, но и учить детей быть настоящими хозяевами своей страны, приучая их с детских лет бережно и экономно использовать то, что предоставляет нам природа и государство.