Одна из задач урока – способствовать совершенствованию вычислительных навыков, навыка решения задач изученных видов, логического мышления.
Наталья ДУЛУБ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа №13 г. Орши имени И.И.Якубовского»
Витебская область
Тема: «Сравнение долей на практической основе».
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся справятся с выполнением самостоятельной работы
Задачи:
– создать условия для знакомства со сравнением доли на практической основе;
– способствовать совершенствованию вычислительных навыков, навыка решения задач изученных видов, логического мышления;
– содействовать воспитанию интереса к предмету, аккуратности, самостоятельности.
Ход урока
1 Организационный этап
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это – математика!
2 Этап актуализации знаний и субъективного опыта
1) Разминка «Поспевай – не зевай!»
– Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к.)
– Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все.)
– У трёх маляров был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Как это могло быть? (У Ивана были три сестры.)
– В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8.)
– У кого зубы в желудке? (У краба.)
– Где впервые был обнаружен картофель? (В земле.)
– Что имеет 5 пальцев, но при этом не является живым существом. (Перчатка.)
– Семеро братьев в календаре – 5 работают, а 2 отдыхают. (Неделя.)
– Если жёлтый мяч кинуть в Чёрное море, каким он станет? (Мокрым.)
– Сможет ли человек не спать 8 дней? (Да, он будет спать только ночью.)
2) Устный счёт
– работа над числовым рядом:
99, 10, 1/5, 82, 19, 1/7, 46.
– закономерности:
4, 9, 16, 25, … 36, 49 (2*2, 3*3, 4*4, 5*5, 6*6, 7*7)
О, Д, Т, Ч, П …… Ш (шесть)
2, 4, 8, …. 16, 32 (*2)
3) Примеры «Найди ошибку»
15 * 2= 20 75 : 15 * 9 = 45
77 : 77 = 1 22 * 3 – 55 = 10
0 : 89 = нельзя (90 – 60) : 3 = 90
4) Минутка чистописания
1/5 1/3
– Что обозначают записи: 1/5, 1/3 в минутке чистописания?
– Что обозначает число, записанное под чертой? (На сколько частей разделили.)
– Над чертой? (Сколько взяли.)
5) Фронтальная работа на доске
– Какая часть фигуры закрашена?
6) Проблемная ситуация. Совместное целеполагание
– Послушайте две задачи, в тетрадь в строчку запишите только ответы.
Задача 1. На день рождения Вини-Пуха были приглашены Сова, Пятачок, ослик Иа. Какая часть торта досталась каждому из героев? (1/4)
Задача 2. Дыню разделили поровну между 6 детьми. Какую часть дыни получил каждый? (1/6)
– Вы отлично справились с задачами. У вас получились доли 1/4 и 1/6. Давайте попробуем их сравнить.
7) Побуждающий от проблемной ситуации диалог
– Что вас удивило? (Наши мнения разделились.)
– Сколько мнений в классе? (Два.)
– Какой возникает вопрос? (Кто из нас прав?)
– Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, чему будем учиться? (Будем учиться сравнивать доли.)
– Итак, ребята, тема нашего урока: «Сравнение долей».
Мы изучили доли. Выскажите свои предположения, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Ответы детей)
На доске записи:
– Узнаем… (как сравнить доли)
– Научимся… (сравнивать)
– Будем тренироваться…. (в вычислениях, умении решать задачи)
3 Этап изучения нового материала
1/2 1/4 1/8
1/2 > 1/4
1/2 > 1/8
Выводы:
Чем больше долей, тем меньше каждая доля.
Чем меньше долей, тем больше каждая доля
Чем больше частей, тем меньше доля.
Физкультминутка
4 Этап закрепления изученного материала
1) Работа у доски (с объяснением): с. 106, № 1.
2) Индивидуальная работа (по вариантам на карточках).
5 Этап повторения и систематизации знаний
Геометрическая задача
6 Этап проверки знаний
1) Прочитать доли: 1/5, 1/2, 1 /9, 1/6, 1/3.
2) Дописать правило:
Чем больше частей, тем…
3) Записать доли по возрастанию: 1/5, 1/2, 1 /9, 1/6, 1/3.
7 Подведение итогов урока
– Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Чему научились?
– К какому выводу пришли?
Узнаем……
Научимся…
Будем тренироваться….
8 Домашнее задание
С. 107, № 2