Латинская Америка. План-конспект урока всемирной истории в 8-м классе

- 9:32II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Сценарии, Методичка

Место урока в системе КТП – 4-й (последний) урок II раздела «Страны Северной и Южной Америки».

Юлия ГЕДРОИТЬ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 39 имени И.Д.Лебедева г. Гродно»

 

 

Цель урока: изучение важнейших событий истории стран Латинской Америки в XIX – начале ХХ веков через анализ ключевых моментов политического, экономического, культурного развития.

Задачи урока:

 познавательная – определить взаимоотношения испанских и португальских колоний в Латинской Америке с метрополиями; основные отличия национально-освободительной борьбы в ряде стран региона; положительные и отрицательные черты экономического и политического развития независимых латиноамериканских государств во второй половине XIX – начале ХХ в.; отражение исторического развития региона в произведениях культуры. 

 развивающая – способствовать развитию и совершенствованию предметных и метапредметных компетенций учащихся (работа с различными информационными источниками, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, работа с исторической картой, работа с лентой времени, коммуникация в процессе обучения);

– воспитательная – формировать навыки поликультурного восприятия исторического процесса, чувство взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, положительные ценностные ориентации, чувство патриотизма через проведение параллелей с историей Беларуси.

Тип урока: комбинированный. 

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, коллективная, интерактивная.

Материалы и оборудование: учебник «Всемирная история Нового времени, XIX – начало XX в.» под ред. В.С.Кошелева, атласы, презентация к уроку, мультиборд для выполнения интерактивных заданий (можно с помощью смартфонов), раздаточный материал (лента времени, задания для работы в парах, выдержки из исторического документа).

Оформление доски: дата, эпиграф («Независимость – единственное благо, которого мы достигли…» – Симон Боливар), настенная историческая карта «Латинская Америка в XIX – начале XX в.», слова-подсказки: колония и метрополия, освободительная борьба, самостоятельные государства, домашнее задание; тема урока записывается по мере формулирования.

Предполагаемые результаты работы учащихся:

– объясняют взаимоотношения между колониями и метрополиями.
– характеризуют особенности завоевания независимости Венесуэлой, Мексикой, Бразилией, роль в этом процессе С.Боливара, М.Идальго, принца Педру;
– локализируют на исторической карте созданные независимые республики;
– сопоставляют положительные и отрицательные моменты в развитии государств независимых латиноамериканских государств во второй половине XIX – начале ХХ в.;
– видят влияние США на развитие региона в начале ХХ века;
– приводят примеры отражения исторического развития региона в произведениях культуры.

 

Ход урока

I Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.

 

II Проверка знаний по предыдущим темам

– Есть такое выражение «Культура – зеркало эпохи». Что это значит? (Учащиеся рассуждают, дают свои ответы). (Слайд 1)

– Посмотрите, пожалуйста, на экран (Слайд 2). Какие события повлияли на развитие культуры США в XIX – начале ХХ веков?

– Какие темы поднимались писателями и поэтами?

– В каких литературных произведениях это было отражено?

– Как архитектура связана с бурным экономическим ростом США, с техническим прогрессом?

 

III Актуализация знаний

– На последних уроках мы изучали историю США. Думаю, вы со мной согласитесь, что, когда мы слышим слово «Америка», оно у нас ассоциируется с США. А по сути, что такое Америка? Как можно охарактеризовать Америку с географической точки зрения? (Предполагаемые ответы учащихся: часть света, два материка и т.д.).

– «Одна часть Света – две Америки». Что это значит? (Слайд 3) (Предполагаемые ответы учащихся – Северная и Южная Америка – материки, Америка – часть света).

– США – это государство в Северной Америке, а сегодня мы переместимся южнее – в регион, который получил название Латинская Америка (на доске записывается тема урока).

– Почему такое название – Латинская Америка? (Подсказка, если учащиеся не ответили: это связано с языками, на которых здесь говорят – испанский и португальский, которые относятся к романским языкам, что в свою очередь произошли от латинского языка.)

– А почему здесь говорят на испанском и португальском языках? (Потому что Южная Америка была колонизирована Испанией и Португалией).

Несколько столетий эти территории были колониями, но в ХІХ веке здесь происходили значительные изменения.

 

IV Целемотивационный этап

Учащиеся формулируют вопросы (план) на основании слов-подсказок, которые прикреплены на доске: колония и метрополия, освободительная борьба, самостоятельные государства.

1) Как складывались отношения между колониями и метрополией?

2) Каковы были особенности национально-освободительной борьбы?

3) Как развивались самостоятельные государства Латинской Америки?

Учитель знакомит с рабочим листом (Слайд 4, Приложение 1). Обращается к эпиграфу урока: «Независимость – единственное благо, которого мы достигли…» – Симон Боливар.

– Насколько эта мысль будет актуальна в начале ХХ века?  

 

V Изучение нового материала

1) Как складывались взаимоотношения между метрополией и колониями?

Учащиеся знакомятся с текстом параграфа (пункт 1), выполняют задание (https://learningapps.org/display?v=p8sp5ond523):

Распределить продукты (сахарный тростник, хлопок, табак, рис, какао, лен, виноград, оливки) на две группы.

Комментируют, объясняют свой выбор. (Один – на мультиборде; можно с помощью смартфонов). 

– В хозяйствах какого типа выращивались эти культуры? (Плантации).

– Что вы знаете про плантационный тип хозяйства? (Плантация – это крупное земледельческое хозяйство, в котором выращивалась определенная сельскохозяйственная культура и применялся рабский труд).

– Оцените сложившуюся ситуацию с точки зрения общечеловеческих ценностей. (Эксплуатация и рабство – это недопустимые формы взаимоотношений между людьми).

– К чему непременно приводит такое положение? (К борьбе).

 

2) Каковы были особенности национально-освободительной борьбы?

«Креольская оппозиция». Рассказ учителя (Слайд 5).

Работа в парах на рабочих листах по заданию «Особенности национально-освободительной борьбы» на рабочем листе (приём «Разбор завалов»); работа с атласом.

Учащиеся:

– выбирают из характеристик те, которые относятся к особенностям освободительной борьбы в Венесуэле, Мексике, Бразилии;

– локализируют местонахождение стран на карте;

– презентуют итоги работы с краткой характеристикой особенностей освободительной борьбы по странам.

Первичное закрепление

Запись в ленту времени в рабочем листе даты борьбы испанских колоний, провозглашение Бразилии империей. (Проверка с помощью слайдов 6, 7).

– Вы справились с непростыми заданиями. Сейчас немного поиграем.

Физкультминутка «Глухой телефон»

Учащиеся, сидящие на первых партах, получают листочки с написанными на них выражениями. Им нужно шепотом на ухо передать его сидящему позади второму учащемуся, а второй передает третьему и так до конца. Последний поднимается и говорит, что ему на ухо сказал предпоследний.

Выражения:
– уроженец Беларуси;
– участник шляхетского восстания;
– эмигрировал в Чили;
– стал видным учёным;
– в его честь назван город;
– национальный герой Чили.

– О ком идет речь? (Игнат Домейко, Слайд 8)

– Какие чувства у вас вызывает информация о нашем земляке? (Гордость за земляка, за Родину и т.д.).

 

3) Как развивались самостоятельные государства Латинской Америки?

Работа в группах:

Учащиеся работают с текстом п. 2–4 учебного пособия, в группах выполняют задания.

1-я группа. Найти положительные черты экономического развития.

Примерные итоги:

– промышленный переворот;
– месторождения нефти;
– добыча цветных металлов.

2-я группа. Найти отрицательные черты экономического развития.

Примерные итоги:

– присутствие иностранного капитала;
– ресурсы контролируются США.

3-я группа. Найти положительные черты политического развития.

Примерные итоги:

– независимость ряда стран;
– Конституция в Мексике.

4-я группа. Найти отрицательные черты политического развития.

Примерные итоги:

– гражданские войны, революции, диктатуры.
– США устанавливали контроль над регионом;
– Конституция в Мексике не действовала.

5-я группа. Определить сочетание национальных традиций и европейского влияния в развитии культуры стран региона. Выполнить задание https://learningapps.org/display?v=pmpb9iax323 (на мультиборде; можно с помощью смартфонов).

Первичное закрепление

Презентация работы в группах, обсуждение.

Запись в ленту времени даты: 1889 – Бразилия стала республикой; 1898 – независимость Кубы; 1910 – 1917 – революция в Мексике. (Проверка с помощью Слайда 9).

 

Работа с выдержками из документа на рабочем листе «Поправка президента Теодора Рузвельта к доктрине Монро. 1904 год» (Слайд 10).

Вопросы:

1. Что подразумевает Т.Рузвельт, говоря: “Любая страна, народ которой ведет себя хорошо, может рассчитывать на нашу чистосердечную дружбу”?

2. Какие устремления США отражаются в словах: “Следование Соединенными Штатами доктрине Монро может вынудить их, возможно и против их воли, к выполнению обязанностей международной полицейской державы”?

Первичное закрепление

Сравнить «Латинская Америка и США». Приём «Диаманта» (Слайд 11).

– 1, 7 строчки – существительные-антонимы;
– 2 – два прилагательных к первому существительному;
– 3 – три глагола к первому существительному;
– 4 – два коротких предложения (или словосочетания) с существительными-антонимами;
– 5 – три глагола ко второму существительному;
– 6 – два прилагательных ко второму существительному.

 

VI Закрепление

Вернуться к эпиграфу. Насколько эта мысль, сказанная в начале ХІХ века, была актуальна для стран Латинской Америки в начале ХХ века? (Она была актуальна, так как некоторые страны добились освобождения от колониальной зависимости, однако попали под влияние США).

Обратить внимание: колониальная система рухнет только во второй половине ХХ века; современное положение Французской Гвианы.

 

VII Рефлексия. «Момент. Человек. Действие» (Слайд 12)

Учащимся предлагается назвать:

– момент их работы, который у них «получился» лучше всего в процессе урока;
– одноклассника, который лучше всех работал;
– одно действие, которое улучшит их работу над темой дома.

 

VIII Комментированное выставление отметок

 

IX Домашнее задание

§ 15, вопросы 1, 2 (устно). Задание 4* (по желанию творчески оформить). Повторить § 12–14.

 

 

Приложение 1

Латинская Америка в XIX – начале ХХ вв.

1) Основные даты по теме

 

2) Особенности национально-освободительной борьбы

Венесуэла

Мексика

Бразилия

 

 

 

 

– Читать пункт 1, с. 91, со слов «Серьезные поражения Испании от наполеоновской Франции…» и до конца.

– Выбрать подходящие характеристики, записать в таблицу.

– Найти названные страны на карте на с. 92.

 

3) Работа с историческим источником

«Поправка президента Теодора Рузвельта к доктрине Монро. 1904 год».

«Неправда, что США жаждут приобрести какую-либо территорию или что они строят какие-то планы в отношении других государств Западного полушария, за исключением тех планов, которые касаются их благополучия… Любая страна, народ которой ведет себя хорошо, может рассчитывать на нашу чистосердечную дружбу… Следование Соединенными штатами доктрине Монро может вынудить их, возможно и против их воли, к выполнению обязанностей международной полицейской державы…»

Вопросы:

1. Что подразумевает Т.Рузвельт, говоря: «Любая страна, народ которой ведет себя хорошо, может рассчитывать на нашу чистосердечную дружбу»?

2. Какие устремления США отражаются в словах: «Следование Соединенными штатами доктрине Монро может вынудить их, возможно и против их воли, к выполнению обязанностей международной полицейской державы»?

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий