Целью проведения данного мероприятия стало развитие читательской грамотности учащихся, а также повышения интереса к изучению классической литературы.
Наталья ЛЕЙКИНА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г.Рогачева»,
Гомельская область
– Достоевский умер, – сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
– Протестую! – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!
Эта цитата из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» открыла литературный форум, посвящённый произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», который собрал старшеклассников из разных школ.
Программа форума была насыщенной: дефиле гимназистов, которые продемонстрировали сменяемость эпох и неизменность жизненных ценностей; обсуждение различных аспектов произведения, таких как тема преступления и наказания, психология героев, социальные и философские предпосылки совершения главным героем преступления; защита проектов, которые были предложены участникам форума в качестве предварительного задания, а также инсценировка встречи Ф.М.Достоевского с А.Г.Сниткиной.
Одним из главных вопросов, обсуждаемых на форуме, являлся вопрос о том, что такое преступление и наказание в контексте произведения Достоевского. Учащиеся высказывали различные мнения по этому поводу, и многие из них считают, что преступление Раскольникова не может быть оправдано, так как оно является нарушением моральных и этических норм.
Цель: расширить знания старшеклассников о личности и творчестве Ф.М.Достоевского; раскрыть мир образов, которые создал в своём произведении писатель; развивать индивидуальные и творческие способности учащихся; формировать их коммуникативную культуру и обогащать внутренний мир, содействовать воспитанию чувств уважения к классической литературе, творческого наследия писателей.
Оборудование: презентация «PRO-книги: читал – и вам советую. Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»; книжная выставка, посвящённая писателю, мудборд (создавался в процессе работы форума).
Ход мероприятия
Ведущий. Добрый день! Мы рады приветствовать вас в стенах нашей гимназии, благодарим за то, что откликнулись на наше приглашение, надеемся, что мероприятие, которое сегодня в стенах гимназии проходит впервые, станет доброй традицией. Заканчивая повесть «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», Гоголь пишет: «Скучно живете, господа». А что вам нужно, чтобы не жить скучно? (Встречи, беседы, разговоры… Разговоры ни о чем и чем-то… О чем-то важном, значимом, интересном…). Вот мы сегодня и предложили вам встретиться и поговорить. О чем? О! Гимназисты уже придумали.
Звучит песня «Ежедневно меняется мода». Дефиле гимназистов.
Ведущий. Да, все меняется, но неизменным остается источник знания, вдохновения, воображения – книга. Давайте о книгах и поговорим, посоревнуемся, подискутируем, пообсуждаем.
Ведущий. В качестве разминки мы предлагаем вам маленькую состязательную программу «Кто лучше? Кто больше? Кто быстрее?» А наша экспертная комиссия – ареопаг в составе (называются эксперты) подведёт итоги.
Викторина
Тур 1-й. Узнай писателя
Ведущий. Каждой команде по очереди предоставляется право голоса. Если команда не отвечает, ответит тот, кто первым поднимет руку.
Демонстрируются слайды презентации «PRO-книги: читал – и вам советую. Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» с портретами писателей в разные годы жизни. Команды поочерёдно отвечают на вопросы.
Ответы на тур 1-й: 1. Тургенев, 2. Чехов, 3. Достоевский, 4. Горький, 5. Тютчев, 6. Лев Толстой.
Тур 2-й. Герои литературных произведений
Ведущий. Писателей вы знаете, с этим туром вы справились. А сможете ли отгадать литературных героев? Я называю имя, а вы фамилию. Кто первым поднимет руку и назовет фамилию героя, тот принесёт очки своей команде.
Команды называют фамилии героев.
Ответы (приведены в скобках)
Евгений (Онегин, Базаров),
Татьяна (Ларина),
Юрий Капитонович (Карандышев),
Петруша (Гринёв),
Лариса (Огудалова),
Павел Петрович (Кирсанов),
Александр Андреевич (Чацкий),
Акакий Акакиевич (Башмачкин),
Михаил Семёнович (Собакевич),
Григорий Александрович (Печорин),
Родион (Раскольников).
Тур 3-й. По страницам книг
Ведущий. Все слова в стихотворениях мы заменили антонимами. Попробуем восстановить строки стихотворений.
1. Вы ненавидите меня, |
Я вас любил…. |
2. Чернеет флаг мой над толпою |
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом |
3. Ах, говори! Свой облик прояви |
Молчи, скрывайся и таи |
4. Мы стоим, уже прощаясь… |
Я пришел к тебе с приветом, |
5. Ах, тётя, ты бесчестных правил, |
Мой дядя самых честных правил… |
Ведущий. Ф.М.Достоевский входит ТОП-100 лучших мировых писателей. Какие интересные факты из биографии писателя вы знаете?
Команды поочерёдно называют факты из биографии Ф.М.Достоевского.
Интересные факты о Достоевском
1. Отец писателя участвовал в войне 1812 года как врач военных госпиталей, всегда много работал и за свою усердную службу получил в 1827 году чин коллежского асессора, право на потомственное дворянство, а также был награжден правом определить сыновей в любое военное учебное заведение России.
2. Для своей второй супруги Анны писатель выработал ряд правил, которых она должна была придерживаться. Вот несколько из них: не красить губы, не подводить стрелки, не улыбаться мужчинам.
3. Достоевский и его участие во встречах у М.Буташевича-Петрашевского.
Ведущий. В 1866 году писатель находился не в лучшей форме. Его первая жена умерла два года назад. Некрасивый, бледный и худощавый, к тому же еще и бедный, он был незавидной партией для молодых и обеспеченных невест.
И финансовое положение было крайне тяжелым — из-за этого он согласился на заведомо невыгодный контракт с издателем. За 26 дней Федор Михайлович был вынужден написать полноценный роман. При невыполнении этого условия он терял все доходы от своих произведений. Но, несмотря на все риски, Достоевский согласился на эту авантюру — так сильно ему нужны были деньги. Тогда писатель понял, что с задачей помогут справиться услуги стенографистки.
Инсценировка встречи Ф.М. Достоевского и А.Г.Сниткиной
Издатель. Уважаемые дамы, господину Достоевскому нужна стенографистка. Не окажет ли кто-нибудь услугу известному писателю? Пауза. Вот вы, мадемуазель Сниткина?
Сниткина. Я… Да… Конечно. Меня когда-то звали Неточкой, как одну из героинь Достоевского за страстную любовь к писателю. И я не могу отказать, но мне страшно… Какой он? Худой… Толстый… Привлекательный? Добрый?
Достоевский. Достоевский оказался не таким, каким представляла его Анна. Некрасивый, неуклюжий, рассеянный, занудный, он часто грубил, впадал в депрессию, а роман нужно было сдать в срок (написать за 26 дней!). Иначе – кабала: на 9 лет писатель терял права на все свои произведения.
Звучит музыкальная композиция «Связанные одной цепью» из кинофильма «Стиляги»
Достоевский. Да, Достоевский часто впадал в депрессию, да ещё приступы эпилепсии мучили – и он падал духом. Это было время глупого бездействия.
Сниткина. И, странно, эта худенькая 20-летняя девушка, обладавшая недюжинной силой, смогла вдохновить его. Глаза зажигались живым огнем, и он писал, вернее, диктовал ей по 12 часов день, почти без перерывов, а она поддерживала, убеждала и стенографировала.
Поют вместе припев:
Скованные одной цепью, связанные одной целью,
Скованные одной цепью, связанные одной цель…
Ты не должен молчать, терпеть и терзаться,
Ты не должен скорбеть, ныть и сдаваться!
Ты открыл человека, его тайну души!
Давай, Достоевский, обо всем напиши!
Ты, поверь, победишь – наша цепь не прервется!
Скованные одной цепью, связанные одной целью,
Скованные одной цепью, связанные одной целью…
Сниткина. Была у Достоевского и другая беда. Он игрок. Тайком уходил из дома и играл в рулетку. Бывало, конечно, и выигрывал, но чаще спускал все, даже одежду Анны.
Достоевский.
Какая боль азартным играм предаваться…
Сначала увлечение, азарт и страсть! Огонь в крови! Задор!
Потом…
Опустошение и боль!
Как глупо! Время, деньги, силы – всё в никуда…
И пустота…
Сниткина.
Ты не должен петь под чужую дудку,
Тебе творчества ангел играет побудку!
Скованные одной цепью, связанные одной целью,
Скованные одной цепью, связанные одной целью…
Здесь судьбою тебе уготована доля,
Здесь у каждого будут свои цели и роли.
Ты мысли свои оставишь потомкам,
Чтобы не было места подлецам и подонкам
Достоевский – потомки! Эту цепь не прервать!
Скованные одной цепью, связанные одной целью,
Скованные одной цепью, связанные одной целью…
Достоевский. Я смотрел на нее, и моё сердце таяло от нежности и любви. Ты мой ангел. Моё будущее всё – и надежда, и вера, и счастие, и блаженство!
Сниткина. А она смеялась от счастья. Она подарила ему детей, организовала его быт, выправила финансовое положение. После смерти писателя издала полное собрание его сочинений, передала в музей рукописи Достоевского, создала воспоминания, в которых личность Фёдора Михайловича вырисовывается детально и с любовью. Достоевский – потомки! Эту нить не прервать…
Ведущий. Нить не прервалась. Сегодня мы держим в руках книгу Достоевского «Преступление и наказание». Что мы хотим найти в этой книге? Детективную историю об одном преступлении? Источник разжечь воображение? Красивую мечту и путь к ней? Социальную драму? Достоевский говорил: «Ищу человеческое в человеке». Библия говорит: «Ищите и обрящете». Давайте поищем и мы. Мне кажется, что в этой книге каждый найдет то, что ищет.
Разбор образа Родиона Раскольникова
Ведущий. Был гордым, ещё в университете у него не было товарищей, потому что (1, гл. 4) «всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. …Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и необщителен; как будто что-то таил про себя. Иным казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, …и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее». Каким видим героя? (Не ходит в университет; живет в каморке; опустился (одежда, беспорядок, даже еду приносит Настасья из жалости); обнеряшился; «ушёл от всех, как черепаха, в скорлупу» стр.25; лежит….о чем-то думает). Что чувствует Раскольников? (Обида, опустошение, боль, отчаяние, одиночество). Что усугубляет положение молодого человека? (Петербург. «Город пышный, город бедный, дух неволи, стройный вид»). Каким видим Петербург в романе? («Свод небес зелено-бледный, сказка, холод и гранит»).
Ведущий. Нет воздуха – нет жизни. Это – как лейтмотив – часто повторяется Достоевским
– «взор и мысль его искали простору» (стр. 35);
– «воздуху человеку надобно! Здесь физическая и нравственная нечистота»;
– «зелень и свежесть понравились его усталым глазам» (стр. 46);
– «особенно занимали его цветы» (стр. 46);
– «всё чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Кругом пальмы растут, целым кругом. Он пьёт воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течёт и журчит. И прохладно так, и чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку» (стр. 57).
Ведущий. В шкафу всё созревало. Что всё? (Теория! Мысль убить!) А ведь всё могло быть иначе. При каком условии? (Дайте света и чистоты уставшим от грязи глазам; дайте воздуху уставшему мозгу; дайте любви и красоты уставшей душе).
И мы можем предложить градоначальникам проекты школы, больницы, парка, мастерской, адвокатской конторы, церкви.
Защита проектов, которые учащиеся готовили в качестве домашнего задания
Ведущий. Почему не смогут реализоваться идеи? (Безобразен Петербург (уличные сцены, пейзаж Петербурга, дома-колодцы, мертвый город, контраст «Город бедный, город пышный», интерьеры, лестницы, цветовая гамма Петербурга – желтый, желчный, злой)). Петербург – подстрекатель и соучастник преступления
Ведущий. Человек не может долго находиться в таком состоянии: либо находит выход, либо… Раскольников решает выправить мир. Что ещё сыграло определенную роль для принятия того решения, которое принимает Раскольников? (Голод, нищета, сцены уличной жизни, разговор в трактире, письмо матери).
Ведущий. Достоевский показывает героев, которые находятся в почти таком же положении. Давайте поговорим о них более подробно. (Настасья тянет жалкое существование. Мармеладов спивается. Свидригайлов женится. Дуня сокращает расходы. Разумихин бьётся (переводы, уроки).
Ведущий. Может Раскольников пойти по одной из этих дорог? Почему?
Работа по составлению мудборда. Лист «Положительные и отрицательные качества Раскольникова». Положительные качества (предполагаемые ответы детей): умен, честен, благороден, совестлив, милосерден, честен, добр, сильная воля, отзывчивый, обаятельный). Отрицательные качества (предполагаемые ответы детей): замкнут, чрезмерно горд, высокомерен, презирает людей, некоммуникабелен.
Ведущий. Попробуем с вами определить мотивы преступления Раскольникова.
Продолжение работы по составлению мудборда. Учащиеся работают в командах
Мотивы преступления
Социальные |
Психологические |
Нравственные |
Философские |
Дискуссия «Можно ли оправдать Раскольникова?»
На доске вывешивается надпись: «ПРОСТИТЬ НЕЛЬЗЯ КАЗНИТЬ». Участники форму, желающие высказать свою точку зрения подходят к доске и ставят запятую в том месте, где считают нужным, объясняют свою точку зрения.
Ведущий. Почему Достоевский выбирает героем не хищного приобретателя, не бессердечного властолюбца, а гуманиста, готового взять страдание на себя? (Достоевскому важно показать, что, если на путь насилия становится даже человек честный и добрый, измученный чужими страданиями, он неизбежно приносит только зло себе и другим).
Ведущий.
Как ни просили бы, не грозили и не ругали исступленно,
Я всё равно бы в музее человека
На самое видное место
Положил бы топор Родиона Раскольникова,
Чтоб старый и малый глядели
На окровавленный обух.
Чтоб в глубине глаз
Никогда к силе слепой, вероломной
Гнева огонь не гас,
Да что топор…
Террористическая бомба…
Хоть встань в пространстве со звездами вровень,
Всё равно никак, никогда
Не уменьшить цены человеческой крови.
В. Дашкевич
Ведущий. Поэтому композиция романа: I часть — преступление, II — наказание. Это роман-предупреждение: деление человечества на обыкновенных и необыкновенных, на героев и толпу — опасно! Невозможно оправдать жестокость избранных, даже если целью их деяний является справедливость
Ведущий. Как вы думаете, ребята, что искал Достоевский? (Человеческое в человеке.)
Ведущий. Что искал Раскольников? (Возможность реализовать идею.)
Ведущий. Реализовал, для реализации гуманистической идеи невозможен путь насилия.
Ведущий. Каков будет дальнейший путь Раскольникова? Что станет главным регулятором дальнейшего его поведения?
Мечта |
Ещё одна |
Совесть |
Любовь |
Идея, замешанная |
Ведущий. Голосуем.
Все участники форума голосуют стикерами.
Ведущий. Что вы нашли в книге Достоевского? (Ответы учащихся)
Ведущий благодарит всех участников форума, подводятся выводы, эксперты озвучивают свои мнения.