Антиципация частей пословиц и поговорок помогает их запоминанию, а также способствует развитию подвижности зрения, расширению поля чтения и стимуляции периферического зрения.
Людмила БОБОВИК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Пословицы и поговорки – зеркало народной мудрости. Они составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает образное мышление и ассоциативную память, прививает любовь к русскому языку, помогает учащимся выражать свои мысли образно и выразительно, обогащает их речь, позволяет передать нравственный и поведенческий опыт, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы.
В начальной школе учителю предстоит не только научить детей раскрывать смысл пословиц, но и запомнить их, чтобы в перспективе использовать в своей речи. Чтобы облегчить задачу запоминания пословиц и поговорок, которыми русский язык довольно богат, я применяю в своей работе упражнения на антиципацию частей пословиц и поговорок. Опыт показывает, что данную работу следует начинать уже в 1-м классе. Сначала антиципируем две пословицы, дальше усложняем, расширяя их количество. А уже в четвёртой четверти учащиеся смогут работать по таблице, так как овладеют навыком чтения.
Для удобства работы все пословицы и поговорки разбиты на буквенные секторы (смотрите ссылку ниже). Определив объект для изучения, учащиеся читают «про себя» левую часть предложенной группы, то есть начало поговорок, а затем правую часть – концовку. Осмыслив прочитанное, сопоставляют части. Чтобы обеспечить устойчивое запоминание материала, к работе в каждом секторе необходимо возвращаться.
Антиципация частей пословиц и поговорок решает не только задачу ненавязчивого запоминания народной мудрости, но и способствует развитию подвижности зрения, расширению поля чтения и стимуляции периферического зрения.
АНТИЦИПАЦИЯ ЧАСТЕЙ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК. PDF