Дифференциация звуков [ч] – [т’] на слух, букв «ч» – «т» на письме. Профессии

- 14:37КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия. План-конспект занятия с подгруппой учащихся 2–х классов.

  

Ольга ДЕДУЛЬ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 4 г. Лиды»,
Гродненская область

 

Тема: «Дифференциация звуков [ч]-[т’] на слух, букв «Ч» – «Т» на письме. Профессии”.

Задачи:

– развивать умение дифференцировать звуки [ч] – [т’] на слух, буквы «Ч» – «Т» на письме на материале слога, слова, предложения, текста;
– закреплять действия слогового анализа и синтеза (выделение заданного слога из слова; составление слов из слогов, данных в определённой и нарушенной последовательности);
– уточнить и расширить знания учащихся по лексической теме «Профессии».

Оборудование: плакаты с изображением письменных букв “Тт”, “Чч”, ключ к заданию “Заглавная или строчная буква”, карточки с «рассыпанным словом» “ПРО-ФЕС-СИ-И”, карточки (с названиями профессий, к заданию “Расшифруй”, с посланием), картинки к карточкам с посланием, мяч.

 

Ход занятия

I Вводная часть

Учитель-дефектолог. Здравствуйте, ребята. Станьте в круг. Сейчас мы сделаем с вами “солнышко”. Вытяните правые руки. Давайте сложим наши правые руки вместе. А теперь добавим к ним левые. Смотрите, какое красивое солнышко у нас получилось! А теперь улыбнёмся и поднимем “лучики” вверх. Садитесь на места.

II Основная часть

Учитель-дефектолог. Каждый человек занимается каким-нибудь делом.

– Певец хорошо умеет ….что делать? (Петь)
– Повар хорошо блины умеет ….что делать? (Печь)

Какой последний звук в слове “ПЕТЬ”? ([т’]). Охарактеризуем его (согласный, мягкий, глухой). Какой последний звук в слове “ПЕЧЬ”? ([ч]). Охарактеризуем его (согласный, мягкий, глухой). Какой буквой на письме обозначается звук [т’]? (плакат “Тт”). Какой буквой на письме обозначается звук [ч]? (плакат “Чч”). Какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии? ([ч’] – [т’]). Какие буквы будем учиться различать на письме? («Ч» – «Т»). Ребята, вспомните, когда слова пишутся с заглавной буквы? (Названия, имена, фамилии, клички, начало предложения)

Сейчас проверим, как вы в этом разбираетесь на примере букв “Ч” – “Т”. Я вам буду говорить слово. Если его надо писать с заглавной буквы, вы пишете заглавную букву “Т” или “Ч”, а если слово надо писать со строчной буквы, вы пишете строчную букву “Т” или “Ч”.         

Работа в тетрадях: Тимофей, чеснок, тюбик, Чехия, тень, Чарли.

Учитель-дефектолог. Проверьте, ваши ответы (по ключу).

С буквами вы хорошо справились. Проверим, как вы сможете записать слоги. Под диктовку в столбик запишите слоги (Комментируем, какая буква пишется “Ч” или “Т”)

Работа в тетрадях:

1 чик
2 ти
3 тель
4 чи
5 тёр
6 поч
7 тер

 

Учитель-дефектолог. Молодцы, мы вернёмся к этим слогам чуть позже.

Ой, ребята, одно слово рассыпалось, а его части спрятаны в кабинете. Попробуйте отыскать их. Кто нашёл, поднимайте руку и говорите, какую часть вы отыскали.

 ФЕС          И          ПРО          СИ

 

Попробуйте из этих частей составить слово. Правильно, “профессии”. Сегодня мы уточним и расширим ваши знания по этой теме.

Ребята, вернёмся к слогам, которые записаны у вас в тетрадях. Прочитайте их. Эти слоги “убежали” из названий известных профессий. Поможем им найти свои места?

Я буду показывать карточку, на которой написано слово, а вам надо найти, какой слог из этого слова убежал, и назвать, какая профессия получилась. Название профессии правильно запишем напротив слога, который убежал из слова. 

Карточки:

1 ___ТАЛЬОН
2 ГРУЗ___
3 У___ТЕЛЬ
4 СТРОИ___
5 УКРО___ТЕЛЬ
6 РЕПОР___
7 БУХГАЛ___

 

Работа в тетрадях:

1 чик – грузчик
2 ти – укротитель
3 тель – строитель
4 чи – учитель
5 тёр – репортёр
6 поч – почтальон
7 тер – бухгалтер

 

Учитель-дефектолог. Ребята, профессий очень много. Я зашифровала для вас название одной очень интересной профессии. Кто сможет расшифровать её название первым?  

 

2

1

4

3

5

ЛЕ

ПА

ТО

ОН

ЛОГ

 

Сколько слогов будет в этом слове? (5)

Расшифруйте у себя в тетрадях. Кто первый, поднимайте руку. ПАЛЕОНТОЛОГ (проговариваем по слогам, сколько слогов)

Кто знает, чем занимается “палеонтолог”? (Это учёный, который исследует вымершие организмы). А каких самых известных вымерших животных вы знаете? (Динозавры). Я вам предлагаю сделать разминку вместе с динозаврами

 

Физминутка “Динозарядка”

https://www.youtube.com/watch?v=r_gqIQlwXU0

Учитель-дефектолог. Отлично отдохнули, садитесь на свои места. Вас ждёт очень интересное задание – прочитать секретное послание (Раздаю карточки с четырьмя прямоугольниками, разделенными на три части).

Я вам раздала карточки. Тут зашифровано послание. Для начала, посчитайте, сколько в этом послании будет слов? (4)

– А сколько слогов в первом слове? (3)
– А сколько слогов во втором слове? (3)
– А сколько слогов в третьем слове? (3)
– А сколько слогов в четвёртом слове? (3)


Учитель-дефектолог. Хотите расшифровать это послание? Для этого вам надо в пустых прямоугольниках написать слоги. Я вам буду показывать картинки и говорить, какой по счёту слог из этого слова необходимо записать. Когда вы запишете все слоги, тогда послание и расшифруете.

1 “чер – вяк” – 1-й слог –“чер”
2 “зас – тёж – ка” – 2-й слог – “тёж”
3 “вол – шеб – ник” – 3-й слог – “ник”

4 “ма – ли – на” – 3-й слог – “на”
5 “ве – чер” – 2-й слог – “чер”
6 “нас – тил” – 2-й слог – “тил”

7 “че – бу – раш – ка” – 1-й слог – “че”
8 “шор – ты” – 2-й слог – “ты”
9 “о – ре – хи” – 2-й слог – “ре”

10 “чер – пак” – 1-й слог – “чер”
11 “ап – те – ка” – 2-й слог – “те”
12 “бак – ла – жа – ны” – 3-й слог – “жа”

Учитель-дефектолог. Прочитаем первое слово….второе…третье…четвёртое

А теперь прочитаем полностью послание. У нас получилась чистоговорка. Кто быстрее сможет сказать её?

А если чертежи чертит женщина, как мы скажем? (Чертёжница)

 

Игра “Он – она” (с мячом)

По образцу «чертёжник – чертёжница», слова: лифтёр, билетёр, аптекарь, библиотекарь, часовщик, цветочник, отличник, начальник. 

Учитель-дефектолог. А теперь я вам предлагаю сделать задание на компьютере. Подойдите к компьютеру.

https://learningapps.org/watch?v=p1sc50nhk23

Учитель-дефектолог. Вам необходимо отгадать и записать отгадку.

1)Кто-то тонет? Потерялся?
Лифт, быть может, поломался?
Провалился в люк приятель?
Выручать спешит… спасатель!

2) Он вернулся из полёта, 
Ведь летать – его работа. 
Начертил он в небе строчек, 
Он бесстрашный, смелый… лётчик!

3) Он по сцене ходит, скачет,
То смеётся он, то плачет,
Хоть кого изобразит, –
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии… актёр!

4) Ночью, днём и на рассвете
Службу я несу в секрете.
В школе был отличником,
Стал я …пограничником!

 

– Вы замечательно справились с этим заданием! Возвращаемся на свои места.

 

III Заключительная часть

Учитель-дефектолог. Наше занятие подходит к концу. А теперь оцените свою работу на занятии. Подойдите к нашим ладошкам. Посмотрите, некоторые из них находятся очень низко, некоторые выше, а некоторые очень высоко. Подумайте, насколько легко вам было выполнять задания на сегодняшнем занятии. Если у вас не было никаких трудностей, тянитесь к ладошкам что выше, если некоторые ошибки встречались, то к тем, что посредине, а если задания, которые были сегодня, вызвали у вас много трудностей, то тянитесь к ладошкам, которые в самом низу.

Я хочу чтоб каждый из вас высказался.

– Что на занятии вам больше всего запомнилось?
– Что вызвало трудности?

Сегодня на занятии мы учились различать звуки [ч] – [т’] на слух, букв «Ч» – «Т» на письме, составляли слова из слогов, делили слова на слоги. Вы повторили и узнали названия новых профессий, в названии которых есть звуки [ч] – [т’]. Надеюсь, в дальнейшем, вы не будете путать звуки [ч] – [т’]. А знания о различных профессиях, помогут вам сделать правильный выбор вашей будущей профессии. Спасибо за работу! До свидания!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий