Методическая мастерская «Методы семантизации понятий – инструментарий современного педагога»

- 10:50Стиль работы, Стиль работы. Школа молодого педагога

Педагогам необходимо создать условия для достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов. Умение работать с понятиями является одним из важных метапредметных умений для обучающиеся. Предложенный сценарий методической мастерской по ознакомлению с методами семантизации понятий поможет усовершенствовать педагогическое мастерство в данном направлении и разнообразить формы работы на уроке.

Марина ЛЕВША,
заместитель директора по учебной работе
ГУО “Любчанская средняя школа имени Л.П.Сечко”
Волковысского района,
Грордненская область

 

 

Цель: усовершенствовать компетенции педагогов по методам семантизации понятий.

Задачи:

– актуализировать знания педагогов по проведению словарной работы на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях;

– вовлечь педагогов в деятельность по усовершенствованию работы со словом;

– популяризировать передовой опыт педагогов.

 

Ход встречи

– Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Вы уже распределились по группам (без каких-либо условностей).

Поговорим?
О чём?
О том, что хорошо.
Знаете ведь что-то Вы.
А что-то мне известно.
Поговорим?
Поговорим. Надеюсь, будет интересно…

– Один американский писатель сказал: «Малые умы интересуются необычным, а великие – самым обычным». Я приглашаю вас в свою методическую мастерскую посмотреть по-новому на обычные вещи.

Как я пришла к тому, о чём сегодня готова говорить с педагогической общественностью?

Учитель садится в кресло и читает “Настаўніцкую газету”, на слайде появляются фото статей, где затрагиваются вопросы духовно-нравственного воспитания.

Сегодня актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания очевидна, – пишут педагогические издания.

Кто должен вырабатывать стратегию приобщения молодёжи к нравственности, и где она должна возвращаться в жизнь? – задаются вопросом педагоги… и не только педагоги.

Дети быстро утомляются, детям ничего неинтересно, – слышим на улице, в школе, в семье.

Столько вопросов! Это наши с вами вопросы. Давайте вместе искать на них ответы. В школе реализуется инновационный проект по семантизации духовно-нравственных понятий. Творческая группа педагогов активно работает в этом направлении. Сегодня они владеют определённым инструментарием, которым готовы поделиться с вами.

Итак, давайте попробуем угадать, что хотят продемонстрировать педагоги.

Сегодня разговор пойдёт о современном слове, которое произошло от др.-греч. Μέθοδος. Кто догадался, о чём пойдёт речь?

Можно сказать, что это путь исследования или познания. Есть ли какие-то варианты?

Это является авторским, созданным персоной или группой персон.

Это имеет тенденцию устаревать.

Это способ достижения какой-либо цели.

Конечно, это метод. Педагоги знают множество методов, хорошо оперируют ими при обучении, но сегодня хотелось бы обсудить методы, которые способствую семантизации слов, в нашем случае семантизации духовно-нравственных понятий.

Сегодня в практике педагогов нашей школы 8 методов.

Я предлагаю вам восстановить таблицу: подберите описание к названным методам и наоборот.

Название метода

Его сущность

Метод ассоциаций

На основе внешних признаков и внутренних ощущений, на основе воспоминаний, на основе опыта деятельности. Можно составлять ассоциативный ряд (цепочку), уместна здесь и символизация.

Метод онтологизации

Система взаимосвязанных основных понятий и категорий определенной области

Метод морфологического анализа

Выявление нескольких морфологических (типовых, видовых, отличительных) признаков (параметров), значимых для решаемой задачи

Метод формализации

Это представление самых разнообразных объектов путем отображения и изображения их содержания и структуры в знаковой форме

Методы работы с информацией

Находить, извлекать, интегрировать, интерпретировать

Кейс-метод

Метод анализа конкретных ситуаций

Метод творческих заданий на основе синестезии

Объекты одной чувственной модальности описываются на языке другой модальности

Метод локусов или дизайнер интерьеров

Визуализация знакомого пространственного окружения для улучшения запоминания информации

 

Итак, теперь мы знаем методы семантизации и понимаем, в чём их суть.

Задаюсь ещё одним вопросом: можно ли слово «метод» заменять словом «приём»?

Рассуждения учителей.

Убедиться в правильности вашего мнения поможет работа в качестве редакторов. Необходимо восстановить фразы. Даются карточки со словами. Проверка по ключу.

Метод есть совокупность приёмов. Приём – элемент метода, его составная часть, разовое действие.

А теперь приглашаю мастеров к открытому микрофону. Каждый из педагогов творческой группы расскажет о приёмах определённого метода (выстраиваются гексы). Участники семинара могут задавать вопросы.

1. Метод ассоциаций:

– составление мнемотаблиц;
– составление кроссенсов;
– составление ассоциативного ряда;
– восстановление ассоциативного ряда.

2. Метод онтологизации:

– отбор основных духовно-нравственных понятий, категорий;
– выстраивание иерархии духовно-нравственных понятий и категорий в семантическом ряду;
– характеристика понятий и категорий;
– выявление базовых признаков понятий и категорий;
– описание лексического значения понятий и категорий;
– установление связей понятий и категорий с синонимами (контекстуальными синонимами), антонимами, паронимами;
– выявление соотношений родового и видового понятий;
– работа с понятиями и категориями на основе текстов.

3. Метод морфологического анализа:

– морфологическое строение понятий и категорий;
– выявление производных и производящих лексических единиц семантического ряда;
– выявление семантического ядра понятий. 

4. Метод формализации:

– разработка семантического конструктора;
– разработка семантического кластера.

5. Методы работы с информацией:

– находить и извлекать информацию;
– интегрировать и интерпретировать информацию.

6. Кейс-метод:

– выбор проблемной ситуации (из реальной жизни, литературы, кинофильма, СМИ, социальных сетей и др.);
– анализ проблемной ситуации;
– предложения решения данной проблемы на основе ролевых позиций;
– выбор оптимального варианта решения проблемы из предложенных;
– анализ и корректировка собственных поступков и деятельности;
– использование информации в соответствии с поставленной целью.

7. Метод творческих заданий на основе синестезии:

– к понятию или категории подбирается музыка;
– определяется соответствие с цветом;
– подбирается картина, фигура;
– устанавливается связь с продуктами;
– определяется соответствие запаху.

8. Метод локусов или дизайнер интерьеров:

– заполнение, оснащение пространства определёнными предметами;
– сортировка предметов интерьера.

Предлагаю внимательно рассмотреть получившийся кластер. Запомните приёмы каждого метода.

Следующее задание – восстановить ментальную карту. Группам даётся карта, где надо восстановить приёмы определённых методов.

А теперь предлагаю семантизировать несколько духовно-нравственных понятий: отзывчивость, ответственность, трудолюбие. Использовать будем метод синестезии. (В конверте карточки с заданиями: раскрасить слово в определённый цвет; определить, чем пахнет понятие; нарисовать, какое понятие на вкус; выбрать фигуру, которая соответствует понятию).

И устроим экзамен для экспертов: группа описывает или демонстрирует приём работы на уроке с лексикой, приём словарной работы, а эксперты должны определить, какой метод семантизации или же приём какого метода был использован.

Подведём итоги, приглашаю вас поработать по «ПОПС-формуле».

П – позиция (в чем заключается точка зрения)
я считаю, что …
О – обоснование (довод в поддержку позиции)
… потому, что …
П – пример (факты, иллюстрирующие довод)
… например …
С – следствие (вывод)
… поэтому …

Рефлексия

Перед каждым из вас лежат пазлы двух цветов. Определите своё настроение после нашей беседы: сложите либо пазлы голубые, либо серые.

Успех

Тупик

Ваше состояние выразила картинка «Успех». Рада, что все пазлы на месте и пробелов нет. Рада, что картинка «Тупик» не сложилась и даже не начинала складываться. Такой успех моего мастер-класса, уверена, обеспечила актуальность темы и ваша заинтересованность в том, чтоб не просто учить, но и научить.

Используйте методы семантизации в своей практике, потому что они обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний. Используйте и вы приведёте своих учеников к успеху.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий