Дифференциация звуков [с] – [ш] в предложениях. Конспект коррекционного занятия для детей старшей группы

- 14:26КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Формировать умение дифференцировать звуки [с] – [ш] в предложениях.

 

Анастасия РЫЖКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 5 г. Волковыска»,
Гродненская область

 

 

Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в предложениях».

Речевое нарушение: НВОНР (стёртая дизартрия).

Возраст: старшая группа.

Задачи:

– формировать умение дифференцировать звуки [с] – [ш] в предложениях;
– формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;
– развивать умение осуществлять длительный выдох.

Оборудование: магнитофон, музыкальные записи, «фотография» пчёлки Майи, кокошники, тренажёры для дыхательной гимнастики, карточки для артикуляционной гимнастики, зеркала, зрительные опоры для проведения дидактических игр и гимнастики для глаз, браслеты, мяч для массажа, предметные картинки, цветок из плюша, корзина, цветы с заданиями, цветы для рефлексии.

 

1 Организационный момент

Учитель-дефектолог. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

Учитель-дефектолог. Посмотрите, сколько собралось гостей! Давайте их поприветствуем.

Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

2 Основной этап

Учитель-дефектолог. Ребята, в наш детский сад, по электронной почте, пришло письмо. Посмотрите от кого оно.

Учитель-дефектолог показывает «фотографию» пчёлки Майи.

Учитель-дефектолог. Кто это?

Дети. Пчёлка Майя!

Учитель-дефектолог. Скоро у Королевы пчёл будет праздник, и Майе поручили собрать большую корзину цветов для украшения королевского зала. Но цветы непростые: прежде чем добавить цветок в корзину, надо выполнить задание. Майя просит нас о помощи. Поможем пчёлке?

Дети. Да!

Учитель-дефектолог. На это время превратимся в трудолюбивых пчёлок!

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Учитель-дефектолог надевает детям кокошники.

Вокруг себя повернись –  
В пчёлку превратись!

Учитель-дефектолог. Пчёлки летите – белый цветок принесите!

Белый цветок

В группе/зале оформлена «цветочная поляна». Дети ищут на «цветочной поляне» белый цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.

2.1 Общее расслабление

Игра малой подвижности «Вверх и вниз…»

Для расслабления мышц плечевого пояса, выполняется стоя в кругу.

Учитель-дефектолог. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз). 
Это, мама, не каприз! 
Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево)
посмотри, как королева. 
Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам) 
нужно нам, так нужно нам. 
Головою покрутить (вращения головой). 
Не забыть, не забыть. 

И незнайками побыть – (пожимание плечами)
плечи вверх – и опустить. 
И плечами повращать – (вращение плечами вперёд и назад)
нужно плечики размять. 
Вперёд-назад, вперёд-назад (плечи вперёд и плечи назад)
И все дела пойдут на лад.

Учитель-дефектолог. Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за розовым цветком.

 

Розовый цветок

Дети ищут на «цветочной поляне» розовый цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.

2.2 Дыхательная гимнастика

Упражнение «Купание в пыльце»

Дети дуют через соломинку, чтобы «пыльца», мелкие шарики пенопласта, взлетала; 5–6 повторов.

Учитель-дефектолог. Пчёлки любят купаться и баловаться в пыльце. Попробуем?

Присаживайтесь на коврик по-турецки. Берите в руки цветок с трубочкой. (Специально созданные тренажёры) Внимание! Вдох через нос, выдох через рот. Щёки не надувать, губы неподвижны!

Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за жёлтым цветком.

 

Жёлтый цветок

Дети ищут на «цветочной поляне» жёлтый цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.

2.3 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика выполняется за столами, у каждого ребёнка индивидуальное зеркало + бумажная салфетка.

– «Заборчик» – губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы. Удерживать такое положение под счёт от 1 до 5.
– «Почистим зубки» – приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а затем – нижние.
– «Конфетки» – острым языком толкать поочерёдно щёки, губы сомкнуты.
– «Блинчик» – улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5.
– «Чашечка» – улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Удерживать такое положение под счёт от 1 до 5.
– «Вкусное варенье» – слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, выполнять движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
– «Бублик» – вытянуть губы вперёд. Удерживать такое положение под счёт от 1 до 5.

Учитель-дефектолог. Чики-чики-чики-чок, стал послушным язычок!

2.4 Уточнение артикуляционных признаков изолированных звуков [с] – [ш]

Учитель-дефектолог. Ребята, скажите, пожалуйста, что делают губки, когда мы произносим звук [с]?

Дети. Улыбаются.

Учитель-дефектолог. Где находится язычок?

Дети. За нижними зубками

Учитель-дефектолог. Какой дует ветерок?

Дети. Холодный

Учитель-дефектолог. Что делают губки, когда мы произносим звук [ш]?

Дети. Выдвигаются вперёд.

Учитель-дефектолог. Где находится язычок?

Дети. За верхними зубками.

Учитель-дефектолог. Какой дует ветерок?

Дети. Тёплый.

Учитель-дефектолог. Браво, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за фиолетовым цветком.

 

Фиолетовый цветок

Дети ищут на «цветочной поляне» фиолетовый цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.

2.5 Дифференциация звуков [с] [ш]

а) на уровне звука

Дидактическая игра «Песенки»

Учитель-дефектолог. Когда пчёлки собирают пыльцу, они любят петь песенки. Давайте и мы споём! Послушаем, какая мелодия у нас получится. (Стоя у доски.)

Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз – звук [с].

б) на уровне слога

Учитель-дефектолог. Язык вверх: ша – ша – ша. Язык вниз: са – са – са

(Проговаривание слогов: индивидуально, передавая игрушку по кругу,  тихо-громко.)

Какие славные песенки у вас получились, кладите цветок в корзину, летите за зелёным цветком

 

Зелёный цветок

Дети ищут на «цветочной поляне» зелёный цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.)

в) на уровне слова

Дидактическая игра «Слова-пары» (Стоя у доски)

Детям предлагается:

– назвать слова-пары с помощь зрительной опоры;
– назвать слова-пары без зрительной опоры (повернитесь спинкой и закройте глазки).

Сутки –шутки; сытый –-шитый; сайка – шайка; кис – киш.

Учитель-дефектолог. Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за голубым цветком.

 

Голубой цветок

Дети ищут на «цветочной поляне» голубой цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Игра проводится с мячом, сидя на стульях: учитель-дефектолог называет слово и бросает мяч игроку, игрок изменяет слово и возвращает мяч.

Стих – стишок; пастух – пастушок; стекло – стёклышко; соловей – соловушка.

Зрительная гимнастика

Учитель-дефектолог. Ребята, вы знаете, что пчелы видят лучше человека в несколько раз. У них очень хорошее зрение. Чтобы зрение было хорошее, необходимо глазки тренировать. Подойдите ко мне, пожалуйста.

Пчелка Майя полетела с цветка на цветок, а вы глазками следите за ней. На какой цветок она села? (Ответы детей)

Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за красным цветком.                                                                                                                   

 

Красный цветок

Дети ищут на «цветочной поляне» красный цветок и приносят его Учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.

Дидактическая игра «Соты» (Сидя на ковре)

Дети называют картинки и закрывают их ячейками.

Слова: носки, коляска, шуба, шкаф, мышь, вишни, ступеньки, мешок, стакан, подушка, сосна, пылесос, шишка, стул, карандаш, ананас, сок, весы, кактус, маска, машина, мишка, шарик, Маша.

Учитель-дефектолог. Дети, на этом цветке ещё одна игра.

Дидактическая игра «Угости мёдом» (У доски)

Учитель-дефектолог. Вот баночки с мёдом – это угощение для шмеля и осы. У вас на руках – браслеты: у кого браслет с красным цветком – берёт баночки с таким же цветком, у кого браслет с синим цветком – берёт баночки с синим цветком.

На баночках – картинки. Если в названии картинки есть звук [ш] – это угощение для шмеля и баночку кладём шмелю, если в названии картинки звук [с] – осе.

Слова: картошка, малыш, сапоги, собака, кошка, лошадь, лиса, шапка, сарафан, шорты, чашка, ромашка, слива, капуста, груша, чеснок.

Физкультминутка

Учитель-дефектолог. Пчёлки, вы так славно трудились, пришла пора вам отдохнуть.

Учитель-дефектолог предлагает детям лечь на ковёр, закрыть глаза и расслабиться. Звучит аудиозапись для релаксации.

Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за синим цветком.

 

Синий цветок

Дети ищут на «цветочной поляне» синий цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.

Дифференциация звуков [с] [ш] на уровне фразы и предложения

Дидактическая игра «Повторяшки»

Учитель-дефектолог. Повторяем чистоговорки и имитируем движения руками, показывая, где должен быть язычок, (на [ш] руки складываем чашечкой, на [с]  руки в виде блинчика, вытянуты ровненько)

(Имитация руками «Чашечка»)  Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
(Имитация руками «Блинчик»)  Са – са – са – голубые небеса,
(Имитация руками «Чашечка»)  Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
(Имитация руками «Блинчик»)  Су – су – су – и водички принесу,
(Имитация руками «Чашечка»)  Ши – ши – ши – наши детки хороши,
(Имитация руками «Блинчик»)  Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
(Имитация руками «Чашечка»)  Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Учитель-дефектолог. Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за оранжевым цветком.

 

Оранжевый цветок

Дети ищут на «цветочной поляне» оранжевый цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.

Дидактическая игра «Учитель»

Учитель-дефектолог. Слушайте внимательно, правильно ли я буду говорить, только слушайте внимательно и исправляйте мои возможные ошибки.

Миса и Маса лежали в коляске,
Были они, безусловно, двойняски. (Поочерёдные ответы детей)

Учитель-дефектолог. Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину!

 

3 Итог занятия

3.1 Обобщение занятия

Учитель-дефектолог. Посмотрите, какую большую корзину цветов мы собрали! Теперь королева пчёл сможет украсить свой зал для праздника!

Майя говорит вам спасибо за помощь! А сейчас…

Вокруг себя повернись
В ребят моих превратись!

Учитель-дефектолог снимает кокошники.

Учитель-дефектолог.  Ребята, скажите, пожалуйста, что делают губки, когда мы произносим звук [с]?

Дети. Улыбаются.

Учитель-дефектолог. Где находится язычок?

Дети. За нижними зубками.

Учитель-дефектолог. Какой дует ветерок?

Дети. Холодный.

Учитель-дефектолог.  Что делают губки, когда мы произносим звук [ш]?

Дети. Выдвигаются вперёд.

Учитель-дефектолог. Где находится язычок?

Дети. За верхними зубками.

Учитель-дефектолог. Какой дует ветерок?

Дети. Тёплый.

 

3.2 Оценка деятельности детей. Рефлексия

Учитель-дефектолог. Умнички, молодцы! Благодарю вас за старание!

Если вам на занятии было интересно, всё у вас получалось – выберите весёлую пчёлку, если наоборот – грустную.

Почему ты выбрал грустную пчёлку? Весёлую? (Комментарии детей)

А теперь мы на прощанье
Скажем дружно: «До свидания!»

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий