Формировать умение дифференцировать звуки [с] – [ш] в предложениях.
Анастасия РЫЖКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 5 г. Волковыска»,
Гродненская область
Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в предложениях».
Речевое нарушение: НВОНР (стёртая дизартрия).
Возраст: старшая группа.
Задачи:
– формировать умение дифференцировать звуки [с] – [ш] в предложениях;
– формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;
– развивать умение осуществлять длительный выдох.
Оборудование: магнитофон, музыкальные записи, «фотография» пчёлки Майи, кокошники, тренажёры для дыхательной гимнастики, карточки для артикуляционной гимнастики, зеркала, зрительные опоры для проведения дидактических игр и гимнастики для глаз, браслеты, мяч для массажа, предметные картинки, цветок из плюша, корзина, цветы с заданиями, цветы для рефлексии.
1 Организационный момент
Учитель-дефектолог. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Учитель-дефектолог. Посмотрите, сколько собралось гостей! Давайте их поприветствуем.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
2 Основной этап
Учитель-дефектолог. Ребята, в наш детский сад, по электронной почте, пришло письмо. Посмотрите от кого оно.
Учитель-дефектолог показывает «фотографию» пчёлки Майи.
Учитель-дефектолог. Кто это?
Дети. Пчёлка Майя!
Учитель-дефектолог. Скоро у Королевы пчёл будет праздник, и Майе поручили собрать большую корзину цветов для украшения королевского зала. Но цветы непростые: прежде чем добавить цветок в корзину, надо выполнить задание. Майя просит нас о помощи. Поможем пчёлке?
Дети. Да!
Учитель-дефектолог. На это время превратимся в трудолюбивых пчёлок!
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Учитель-дефектолог надевает детям кокошники.
Вокруг себя повернись –
В пчёлку превратись!
Учитель-дефектолог. Пчёлки летите – белый цветок принесите!
Белый цветок
В группе/зале оформлена «цветочная поляна». Дети ищут на «цветочной поляне» белый цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.
2.1 Общее расслабление
Игра малой подвижности «Вверх и вниз…»
Для расслабления мышц плечевого пояса, выполняется стоя в кругу.
Учитель-дефектолог. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз).
Это, мама, не каприз!
Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево)
посмотри, как королева.
Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)
нужно нам, так нужно нам.
Головою покрутить (вращения головой).
Не забыть, не забыть.
И незнайками побыть – (пожимание плечами)
плечи вверх – и опустить.
И плечами повращать – (вращение плечами вперёд и назад)
нужно плечики размять.
Вперёд-назад, вперёд-назад (плечи вперёд и плечи назад)
И все дела пойдут на лад.
Учитель-дефектолог. Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за розовым цветком.
Розовый цветок
Дети ищут на «цветочной поляне» розовый цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.
2.2 Дыхательная гимнастика
Упражнение «Купание в пыльце»
Дети дуют через соломинку, чтобы «пыльца», мелкие шарики пенопласта, взлетала; 5–6 повторов.
Учитель-дефектолог. Пчёлки любят купаться и баловаться в пыльце. Попробуем?
Присаживайтесь на коврик по-турецки. Берите в руки цветок с трубочкой. (Специально созданные тренажёры) Внимание! Вдох через нос, выдох через рот. Щёки не надувать, губы неподвижны!
Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за жёлтым цветком.
Жёлтый цветок
Дети ищут на «цветочной поляне» жёлтый цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.
2.3 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика выполняется за столами, у каждого ребёнка индивидуальное зеркало + бумажная салфетка.
– «Заборчик» – губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы. Удерживать такое положение под счёт от 1 до 5.
– «Почистим зубки» – приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а затем – нижние.
– «Конфетки» – острым языком толкать поочерёдно щёки, губы сомкнуты.
– «Блинчик» – улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5.
– «Чашечка» – улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Удерживать такое положение под счёт от 1 до 5.
– «Вкусное варенье» – слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, выполнять движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
– «Бублик» – вытянуть губы вперёд. Удерживать такое положение под счёт от 1 до 5.
Учитель-дефектолог. Чики-чики-чики-чок, стал послушным язычок!
2.4 Уточнение артикуляционных признаков изолированных звуков [с] – [ш]
Учитель-дефектолог. Ребята, скажите, пожалуйста, что делают губки, когда мы произносим звук [с]?
Дети. Улыбаются.
Учитель-дефектолог. Где находится язычок?
Дети. За нижними зубками
Учитель-дефектолог. Какой дует ветерок?
Дети. Холодный
Учитель-дефектолог. Что делают губки, когда мы произносим звук [ш]?
Дети. Выдвигаются вперёд.
Учитель-дефектолог. Где находится язычок?
Дети. За верхними зубками.
Учитель-дефектолог. Какой дует ветерок?
Дети. Тёплый.
Учитель-дефектолог. Браво, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за фиолетовым цветком.
Фиолетовый цветок
Дети ищут на «цветочной поляне» фиолетовый цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.
2.5 Дифференциация звуков [с] – [ш]
а) на уровне звука
Дидактическая игра «Песенки»
Учитель-дефектолог. Когда пчёлки собирают пыльцу, они любят петь песенки. Давайте и мы споём! Послушаем, какая мелодия у нас получится. (Стоя у доски.)
Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз – звук [с].
б) на уровне слога
Учитель-дефектолог. Язык вверх: ша – ша – ша. Язык вниз: са – са – са
(Проговаривание слогов: индивидуально, передавая игрушку по кругу, тихо-громко.)
Какие славные песенки у вас получились, кладите цветок в корзину, летите за зелёным цветком
Зелёный цветок
Дети ищут на «цветочной поляне» зелёный цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.)
в) на уровне слова
Дидактическая игра «Слова-пары» (Стоя у доски)
Детям предлагается:
– назвать слова-пары с помощь зрительной опоры;
– назвать слова-пары без зрительной опоры (повернитесь спинкой и закройте глазки).
Сутки –шутки; сытый –-шитый; сайка – шайка; кис – киш.
Учитель-дефектолог. Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за голубым цветком.
Голубой цветок
Дети ищут на «цветочной поляне» голубой цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Игра проводится с мячом, сидя на стульях: учитель-дефектолог называет слово и бросает мяч игроку, игрок изменяет слово и возвращает мяч.
Стих – стишок; пастух – пастушок; стекло – стёклышко; соловей – соловушка.
Зрительная гимнастика
Учитель-дефектолог. Ребята, вы знаете, что пчелы видят лучше человека в несколько раз. У них очень хорошее зрение. Чтобы зрение было хорошее, необходимо глазки тренировать. Подойдите ко мне, пожалуйста.
Пчелка Майя полетела с цветка на цветок, а вы глазками следите за ней. На какой цветок она села? (Ответы детей)
Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за красным цветком.
Красный цветок
Дети ищут на «цветочной поляне» красный цветок и приносят его Учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.
Дидактическая игра «Соты» (Сидя на ковре)
Дети называют картинки и закрывают их ячейками.
Слова: носки, коляска, шуба, шкаф, мышь, вишни, ступеньки, мешок, стакан, подушка, сосна, пылесос, шишка, стул, карандаш, ананас, сок, весы, кактус, маска, машина, мишка, шарик, Маша.
Учитель-дефектолог. Дети, на этом цветке ещё одна игра.
Дидактическая игра «Угости мёдом» (У доски)
Учитель-дефектолог. Вот баночки с мёдом – это угощение для шмеля и осы. У вас на руках – браслеты: у кого браслет с красным цветком – берёт баночки с таким же цветком, у кого браслет с синим цветком – берёт баночки с синим цветком.
На баночках – картинки. Если в названии картинки есть звук [ш] – это угощение для шмеля и баночку кладём шмелю, если в названии картинки звук [с] – осе.
Слова: картошка, малыш, сапоги, собака, кошка, лошадь, лиса, шапка, сарафан, шорты, чашка, ромашка, слива, капуста, груша, чеснок.
Физкультминутка
Учитель-дефектолог. Пчёлки, вы так славно трудились, пришла пора вам отдохнуть.
Учитель-дефектолог предлагает детям лечь на ковёр, закрыть глаза и расслабиться. Звучит аудиозапись для релаксации.
Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за синим цветком.
Синий цветок
Дети ищут на «цветочной поляне» синий цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.
Дифференциация звуков [с] – [ш] на уровне фразы и предложения
Дидактическая игра «Повторяшки»
Учитель-дефектолог. Повторяем чистоговорки и имитируем движения руками, показывая, где должен быть язычок, (на [ш] – руки складываем чашечкой, на [с] – руки в виде блинчика, вытянуты ровненько)
(Имитация руками «Чашечка») Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
(Имитация руками «Блинчик») Са – са – са – голубые небеса,
(Имитация руками «Чашечка») Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
(Имитация руками «Блинчик») Су – су – су – и водички принесу,
(Имитация руками «Чашечка») Ши – ши – ши – наши детки хороши,
(Имитация руками «Блинчик») Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
(Имитация руками «Чашечка») Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Учитель-дефектолог. Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за оранжевым цветком.
Оранжевый цветок
Дети ищут на «цветочной поляне» оранжевый цветок и приносят его учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог зачитывает задание, которое размещено на цветке.
Дидактическая игра «Учитель»
Учитель-дефектолог. Слушайте внимательно, правильно ли я буду говорить, только слушайте внимательно и исправляйте мои возможные ошибки.
Миса и Маса лежали в коляске,
Были они, безусловно, двойняски. (Поочерёдные ответы детей)
Учитель-дефектолог. Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину!
3 Итог занятия
3.1 Обобщение занятия
Учитель-дефектолог. Посмотрите, какую большую корзину цветов мы собрали! Теперь королева пчёл сможет украсить свой зал для праздника!
Майя говорит вам спасибо за помощь! А сейчас…
Вокруг себя повернись
В ребят моих превратись!
Учитель-дефектолог снимает кокошники.
Учитель-дефектолог. Ребята, скажите, пожалуйста, что делают губки, когда мы произносим звук [с]?
Дети. Улыбаются.
Учитель-дефектолог. Где находится язычок?
Дети. За нижними зубками.
Учитель-дефектолог. Какой дует ветерок?
Дети. Холодный.
Учитель-дефектолог. Что делают губки, когда мы произносим звук [ш]?
Дети. Выдвигаются вперёд.
Учитель-дефектолог. Где находится язычок?
Дети. За верхними зубками.
Учитель-дефектолог. Какой дует ветерок?
Дети. Тёплый.
3.2 Оценка деятельности детей. Рефлексия
Учитель-дефектолог. Умнички, молодцы! Благодарю вас за старание!
Если вам на занятии было интересно, всё у вас получалось – выберите весёлую пчёлку, если наоборот – грустную.
Почему ты выбрал грустную пчёлку? Весёлую? (Комментарии детей)
А теперь мы на прощанье
Скажем дружно: «До свидания!»