Путешествие львёнка Лёвы. Автоматизация звука [л’] в словах.

- 16:45КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником старшей группы интегрированного обучения и воспитания с тяжелыми нарушениями речи. 

Светлана ЮРУШ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ивьевская начальная школа»,
Гродненская область

 

Тема: Автоматизация звука [л’] в словах”.

Цель: автоматизация звука [л’] в словах.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

– закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’], учить чётко произносить звук [л’] в слогах и словах;
– формировать навыки словоизменения (образования формы множественного числа существительных и глаголов в прошедшем времени).

Коррекционно-развивающие:

– развивать навык звукового анализа, мелкую моторику, подвижность артикуляционного аппарата, фонематический слух, зрительное восприятие, пространственную ориентировку.

Коррекционно-воспитательные:

– способствовать воспитанию познавательного интереса, любви к природе родного края, бережному отношению к животным.

Оборудование: мягкие игрушки (львёнок Лёва, лисёнок Лесик и лягушонок Ляпа), фигурка улитки Лины, «озеро» – сухой бассейн (ёмкость, наполненная полосками голубой гофрированной бумаги), мелкие игрушки, карточки для игр «Подбери пару» и «Определи, где спрятался звук», презентация «Путешествие львёнка Лёвы».

 

Ход занятия

I Организационный момент

Ритуал приветствия. Введение в тему

Учитель-дефектолог. Отгадай, кто к нам придёт в гости:

Грозный очень и отважный, гривой он могучей машет.
А рычит, как нараспев – это сильный, храбрый… (лев).

Учитель-дефектолог (показывает львёнка Лёву). Правильно, молодец!

 

II Основная часть

1 Сообщение темы занятия

Учитель-дефектолог. Какой ты слышишь звук в начале слова лев? (Звук [л’]). Сегодня на занятии мы будем учиться произносить этот звук в словах. И поможет нам в этом львёнок Лёва. Предлагаю тебе отправиться с ним в сказку.

Жили-были в Африке львы. Папа Лев, мама Львица и маленький львёнок Лёва. Целыми днями они гуляли, искали пищу и резвились. Но однажды львёнок Лёва заскучал и решил отправиться в путешествие посмотреть мир. А в каждом путешествии случаются встречи и приключения, правда? Хочешь узнать какие? Погуляем вместе со львёнком? Поможем ему не потеряться в нашем лесу? Отправляемся на прогулку (Слайд 1).

Львёнку Лёве каждый день
Делать кучу дел не лень.
Для начала, по порядку,
Лёва делает зарядку (Слайд 2).

2 Артикуляционная гимнастика

Учитель-дефектолог. А мы тоже сделаем зарядку, только артикуляционную (Слайд 3).

Упражнение «Маляр» (губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») нёбо)

У маляра забот немало:
Красить стены, потолок,
Комнаты, чердак, подвалы…
Помоги ему, дружок! (Слайд 4).

Упражнение «Индюк» (рот открыть, широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе, произнося бл-бл-бл-бл…»)

Важный вид у индюка,
Виден хвост издалека.
Не пугаешься, скажи?
Как кричит он, покажи! (Слайд 5).

Упражнение «Парус» (широко открыть рот, кончик языка прижать к альвеолам, длительно удерживать в таком положении)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах (Слайд 6).

Упражнение «Вкусное варенье» (улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу)

Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И варенье оближу! (Слайд 7).

Учитель-дефектолог. Молодец! И вот… (продолжает сказку)

Утром Лёва кашу съел,
Сладкий выпил он чаёк.
Причесался, нарядился
И пошёл гулять в лесок (Слайд 8).

3 Закрепление звука [л’] в слогах

Учитель-дефектолог (продолжает сказку)

Увидал он птиц на ветке,
Птички клювы открывают,
Птички песни распевают (Слайд 9).

Покажи, как поют птицы (Ребёнок выполняет дыхательные упражнения со свистулькой).

Учитель-дефектолог. Предлагаю тебе спеть песенку вместе с Лёвой.

Лёва по лесу идет,
Лёва песенки поет.
Ля-лю-ля, ля-лю-ля –
Повтори за ним скорей. (Ребенок воспроизводит слоговую последовательность).
Ле-лю-ли, ле-лю-ли –
Повторяй-ка ты смелей. (Ребенок воспроизводит слоговую последовательность).
Пля-плё-плю, пля-плё-плю –

Повтори-ка, эту песню. (Ребенок воспроизводит слоговую последовательность. Слайд 10).

Учитель-дефектолог (продолжает сказку)

В лес зашёл – не торопись,
По сторонкам оглянись.
Высоко иль низко?
Далеко иль близко? (Слайд 11).

4 Автоматизация звука [л’] в словах

Учитель-дефектолог. Давай поможем Львёнку поиграть в игру «Далеко ли, близко?»

Цель игры: автоматизация звука [л’] в словах, развитие пространственной ориентировки.

Ход игры: Необходимо внимательно рассмотреть картинку, найти названные предметы и четко сказать, далеко они или близко. При этом звук [л’] нужно произносить правильно. (Земляника … (близко). Волк … (далеко). Мухоморы … (далеко). Гнездо с яйцами … (близко) и т.д). (Ребёнок выполняет задание. Слайд 12).

В названии какого животного есть звук [л’]? (Лиса).

Учитель-дефектолог. И нашему львёнку Лёве повстречался маленький лисёнок Лесик, который предложил ему поиграть (показывает игрушку лисёнка Лесика). А ты поможешь львёнку? (Да).

Игра «Подбери пару»

Цель игры: автоматизация звука [л’] в словах, упражнение в употреблении множественного числа существительных, развитие зрительного восприятия.

Ход игры:

Из разложенного на столе набора карточек педагог берёт карточку с картинкой, (предмет один, единственное число), называет слово с выделением звука [л’] и просит ребёнка найти похожую карточку с картинкой, где предметов больше одного (множественное число), и назвать слово. Картинки располагают так, чтобы линии цветного шнурка соединились. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут собраны и все линии цветного шнурка не сомкнутся (Ребёнок выполняет задание, правильно произнося при этом слова со звуком [л’]).

Учитель-дефектолог. Умница, ты справился с заданием. (Продолжает сказку) Пошёл львёнок дальше и очутился на лесном озере. Отгадай, кого он там повстречал? Правильно, лягушонка Ляпу, который был очень грустным. Все свои игрушки он нечаянно утопил в озере. Поможем ему их достать?

Игра «Найди игрушки»

Цель: автоматизация звука [л’] в словах, развитие мелкой моторики.

Ход игры: из «озера» достаём мелкие игрушки и правильно произносим их названия (тюлень, мальчик, оленёнок, улитка, лев, лисёнок, кольцо, лягушка, леденец, самолёт, шлем).

Учитель-дефектолог. Очень хорошо! Молодец! А сейчас предлагаю тебе отдохнуть вместе со львёнком.

5 Физкультминутка (ребёнок вместе с педагогом выполняет упражнения по тексту)

Львёнок с нами встал на лапки.
Приготовился к зарядке. (Встать, руки на поясе)
Повернулся влево, вправо, (Повернуть голову влево, вправо)
Приседанья сделал славно. (Присесть 2–3 раза)

Раз, два, три, четыре, пять –
В лес идём опять гулять. (Шагаем на месте)
За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой ступни левой рукой)
Землянику там найдём

В Африку ее мы отвезём (Хлопаем в ладоши).

Учитель-дефектолог. В названии каких ягод ты услышал звук [л’]? (малина, калина, земляника).

Правильно! (Продолжает сказку). Набегался, наигрался наш Лёва и … загрустил. Вспомнил своих маму и папу, друзей, которых повстречал во время путешествия.

6 Закрепление звука [л’] в словах

Упражнение «Вспоминалки»

Учитель-дефектолог. Вспомним и мы моменты путешествия? Посмотри на экран и опиши, что ты видишь. (Ребенок отвечает, используя глаголы во множественном числе, в прошедшем времени. Например, Лев и львята ходили на водопой (Слайд 13). Лисята с лисой вышли из норы (Слайд 14). Бельчата прятались в дупле (Слайд 15). Лосиха и лосята ходили по поляне (Слайд 16). На озере плавали лебеди (Слайд 17).

Учитель-дефектолог. Умница! А львёнок наш совсем уже грустный. (Продолжает сказку).

Хочет Лёвушка домой –
Нет нигде тропинки!
На листочке перед ним
Крошечка-улитка. (Слайд 18).

И говорит она Лёве: Я тебе помогу отправиться домой, только выполни мою просьбу: поиграй со мной в игру. Ну что, поможем львёнку попасть домой?

Игра «Определи, где находится звук»

Цель: автоматизация звука [л’] в словах, формирование навыка звукового анализа.

Ход игры: разложить карточки на три группы, определяя место звука [л’] в словах: в начале, в середине или в конце (Ребёнок выполняет задание, правильно произнося при этом слова со звуком [л’]).

Учитель-дефектолог. И с этим заданием ты справился! (Продолжает сказку).  

И улитка говорит:
Дам тебе отвар целебный,
Чтоб дорогу ты нашёл.
Дам еще цветок волшебный,
Чтоб домой тебя довёл.
И цветок, дружочек мой,
Лёвушку привел домой! (Слайд 19)

III Заключительная часть

Итоги. Рефлексия

Учитель-дефектолог. Наша сказка подошла к концу. Давай вспомним, что сегодня делали на занятии, кому мы сегодня помогали, над каким звуком работали (Ребёнок отвечает).

Учитель-дефектолог.

Мы по лесу походили,
Львёнка Лёву проводили,
Очень много помогали,
В игры с ним мы поиграли.
Вот и сказочке конец.
Ты, дружочек, молодец!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий