Перелётные птицы. Конспект занятия для воспитанников среднего дошкольного возраста (4–5 лет) по образовательной области «Ребёнок и природа»

- 9:03ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Использование методов визуализации учебной информации (таймлайн, кроссенс) для закрепления знаний о перелетных птицах.

 

Татьяна МИХАЛЬЧЕНЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 1 г. Свислочь»,
Гродненская область

 

Тема «Перелётные птицы».

Программные задачи: 

образовательные

– расширять представления детей о перелётных птицах (лебедь, аист, скворец, журавль);
– учить замечать характерные проявления в мире птиц весной (строят гнёзда, выводят птенцов);
– формировать представления детей о стадиях роста и развития птиц (яйцо – птенец – взрослая птица) с помощью техники таймлайн;
– познакомить детей со способом составления загадок о птицах посредством применения техники кроссенс;

развивающие

– развивать интерес к объектам природы (перелётным птицам), устойчивость внимания;

воспитательные

– воспитывать любознательность, желание познавать природу.

Предварительная работа: отгадывание загадок о птицах, наблюдение за птицами на территории детского сада, просмотр презентации «Птицы Беларуси».

Материалы и оборудование: магнитные доски, видеописьмо «от Весны», мультимедийная презентация, разрезные картинки для игры «Сложи птицу», картинки на магнитах для игры «Что сначала, что потом?» (таймлайн), картинки для составления загадки «Отгадай птицу» (кроссенс), картинки для рефлексии «Солнышко и лучики».

Презентация: https://drive.google.com/file/d/1TyWDHj2sdnZPbiH60YVwhY30qje94Qc-/view?usp=sharing
Методы и приёмы: словесный метод (беседа), словесные приёмы (объяснение, педагогическая оценка, вопросы); игровой метод (дидактические игры), игровой приём (сюрпризный момент); наглядный метод (презентация), наглядный приём (показ способов действий); практический метод обучения (моделирование).

Ход занятия

Организационный момент
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Становитесь в круг. Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Например: Здравствуй, Катенька! Динь-дон! И так далее, пока колокольчик не обойдёт весь круг.

Сегодня мне на электронную почту пришло письмо. Интересно, от кого оно? Давайте присядем и прочитаем (Слайд 1).

Читают письмо.

Ну что, ребята, поможем расколдовать птиц? Но сначала ответьте на вопросы.

Перелётные птицы – это какие птицы? Когда они улетают в теплые страны? А когда возвращаются домой? (Ответы детей) Правильно. Молодцы!

Первое задание – отгадать загадки. Но сначала подготовим наши глаза.

 

Гимнастика для глаз

А сейчас закрыли глаза…
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире!
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.

 

Загадки о перелётных птицах (Слайды 2–7)

Мы ждём вас из далёких стран.     
Для гнёзд построим вам дворцы
И будем слушать по утрам,
Как весело поют …
                          (Скворцы)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
                          (Аист)

Вот уж диво, вот уж птица!

На воде, словно царица,
Белоснежный цвет под стать,
Глаза трудно оторвать.
                          (Лебедь)

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали…
Кто, скажите?
                          (Журавли)

Воспитатель. Первое задание мы выполнили, переходим ко второму.

Воспитатель подводит детей к столу.

С приходом весны у птиц появляется много забот и работы. Кто расскажет, что происходит в жизни птиц в это время? (Птицы строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов)

Правильно. Внимание, ребята, следующие задание.

 

Игра «Что сначала, что потом?»         

На столе лежат картинки, посмотрите. Нам нужно расположить на мольберте эти картинки в определённой последовательности. Давайте внимательно рассмотрим картинки.

Рассматривают и обсуждают, что изображено на картинках.

Как вы считаете, какую из картинок выставим первой? (Гнездо с яйцами)

Молодцы! Ребята, чтобы показать переход от одной картинки к другой, будем использовать стрелочки.

Какая картинка следующая? (Птенцы, взрослые птицы)

Вот мы и справились со вторым заданием. Вы, наверное, немного устали. Сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

 

Физкультминутка «Птички»

Ну-ка, птички, полетели,    (Машут руками)
Полетели и присели,     (Приседают на корточки)
Поклевали зернышки,   (Наклоны головой)
Поиграли в полюшке,    (Повороты вокруг себя)

Водички попили,    (Наклоны вперёд)
Перышки помыли,    (Гладят руки)
В стороны посмотрели,    (Смотрят вправо-влево)
Прочь улетели.    (Машут руками)

 

Отдохнули? Теперь нам нужно выполнить следующее задание. Подойдите сюда.

Воспитатель подводит детей к столу.

Ребята, сегодня мы с вами отгадывали загадки о перелётных птицах. А теперь нам самим нужно составить загадку про одну перелётную птицу. Для этого на столе лежат картинки. Давайте рассмотрим их.

Рассматривают картинки, обсуждают.

У нас есть игровое поле из девяти квадратов. В каждый квадрат нужно прикрепить картинку. Эти картинки мы тоже будем выставлять в определённой последовательности: слева – направо. Квадрат в самом центре поля – это ответ на загадку. Пока мы её не разгадали, прикрепим туда картинку – знак вопроса.

Готовы? Тогда начинаем.

 

Составление кроссенса «Отгадай птицу»

Воспитатель. Ребята, как вы считаете, какую картинку мы прикрепим первой? (Воспитанники рассматривают картинки и выбирают ту, на которой изображена весна, прикрепляют её и начинают составлять загадку-рассказ).

Картинка 1 – «Весна». Рассказ ребенка: «Наступила весна, тёплое солнышко растопило снег».
Далее воспитатель предлагает выбрать последующие картинки для составления загадки.
Картинка 2 – «Стая летящих птиц». Рассказ ребенка: «Эта перелётная птица возвращается из тёплых стран домой».
Картинка 3 – «Гнездо на ветке». Рассказ ребенка: «Птица ремонтирует старое гнездо или строит новое».
Картинка 4 – «Гнездо на крыше дома». Рассказ ребенка: «Её гнездо может находиться рядом с жилищем человека».
Картинка 5 – «Яйца в гнезде». Рассказ ребенка: «Как и все птицы, она откладывает и высиживает яйца».
Картинка 6 – «Птенцы в гнезде». Рассказ ребенка: «Главная забота для птицы весной – прокормить своё потомство».
Картинка 7 – «Лягушка». Рассказ ребенка: «Любимым лакомством этой птицы являются лягушки. Очень часто её можно увидеть возле водоёма».
Картинка 8 – «Ноги аиста». Рассказ ребенка: «Птица важно расхаживает на своих длинных красных ногах».

Воспитатель. Все картинки размещены. Как вы думаете, какая птица является отгадкой? (Аист).

Воспитатель показывает картинку аиста, в центральном квадрате игрового поля убирает знак вопроса.

Картинка 9 – «Аист».

Вот мы справились с третьим заданием.

Следующее задание – «Сложи птицу». Для выполнения этого задания нам нужно разделиться на пары.

Дети делятся на пары.

У каждой пары на столе лежат разрезные картинки птиц, которых нужно сложить, и образцы.

Присаживайтесь и выполняйте задание.

Молодцы! Быстро справились! Как вы считаете, ребята, у нас получилось расколдовать птиц? (Ответы детей) Сейчас узнаем.

Проверяют электронную почту. Читают новое письмо от Весны (Слайд 8).

Как же хорошо, что мы помогли Весне и птицам! Вы рады? (Ответы детей) Вам понравилось? (Ответы детей)

Рефлексия     

Сейчас я раздам вам лучики. Если всё понравилось – прикрепите лучик возле весёлого солнышка. Если вам что-то не понравилось – прикрепите лучик возле грустного солнышка.

Всем спасибо! Все молодцы!

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий