Развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие.
Сабина ИЛЬЯСОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 25 г. Могилева»
Тема: «Дифференциация звуков [б] – [п]».
Задачи:
– закреплять умение характеризовать звуки [б], [п];
– закреплять умение дифференцировать звуки [б] – [п] в слогах, словах;
– развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие;
– уточнять временные представления;
– развивать межполушарное взаимодействие;
– воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: зеркало, карточки с заданиями.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель-дефектолог. Здравствуй! Как настроение? Можешь сказать какое сейчас время года? А какие времена года ты еще знаешь? Назови все месяцы весны.
Сообщение темы занятия.
Отгадай, пожалуйста, загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
В тёмном уголке живёт,
Тоненькую нить прядёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
На какие звуки начинаются наши отгадки? Правильно. Сегодня мы будем различать звуки [б] – [п].
Основная часть
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка» – удержание губ в улыбке. Зубы не видны, сомкнуты.
«Заборчик» – верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Трубочка» – вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.
Упражнение для развития речевого дыхания «3абей гол в ворота»
На столе построить «ворота» из кубиков. Скатать ватный шарик. Длительной, плавной струей выдыхаемого воздуха направлять шарик в ворота.
Характеристика звуков
Произнеси звуки [б], [п]. Посмотри на положение своих губ. (Губы сомкнуты). А теперь положи руку на горло и послушай, дрожит ли оно при произнесении звука [б]. (Дрожит). А теперь произнеси звук [п] и послушай, дрожит ли при его произнесении. (Нет). Какой вывод мы делаем? (Звук [б] звонкий, а звук [п] глухой).
Воспроизведение слоговых рядов
Повторяй за мной.
Ба-па-ба, пу-бу-пу, бы-бы-пы, по-по-бо.
Игры со звуками [б], [п] в словах
Хлопни в ладоши при звуке [б] и топни ногой, при звуке [п]. Назови, где находится звук в слове. (Начало, середина, конец).
Павлин, собака, бочка, погода, дуб, шляпа, клоп, барсук, кабан.
Работа с карточкой
Все буквы Б – подчеркни одной чертой, а буквы П – двумя чертами.
П н р б Б п м в т с П б Б а ы ш е В
Н м б в ф у Б р п п ю д н П Б в а
С ч П б ы ф ц й ж п ю Б ч с м а т
Б в а к е н г п б ы п б д ф й ц ч с
Физминутка
А теперь мы немного отдохнем.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо! И еще
Через левое плечо!
Игра «Нейроладошки»
Называй слова и показывай пальчиками так, как показано на картинке.
Игра «Разложи правильно»
Все картинки начинаются на звуки [б], [п]. Положи фишку на нужную букву.
Упражнение на межполушарное развитие
Возьми маркеры в две руки и одновременно начинай обводить по контуру рисунок.
Итог занятия
Сегодня мы изучали звуки [б], [п]. Ты отлично справился. Что на занятии тебе понравилось больше всего?