Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Урок русского языка в 5-м классе

- 15:33Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Приемы развития критического мышления, интерактивной и игровой технологии; индивидуальные, парные, коллективные методы работы.

Елена БАКАН,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 1 г. Чашники
имени Героя Советского Союза Е.Ф.Ивановского»,
Витебская область

 

Цели:

создать условия для актуализации, закрепления и расширения знаний о предложении, видах предложений по цели высказывания и интонации;
– ознакомления учащихся с понятиями «грамматическая основа», «интонация завершенности» (конца предложения);
содействовать формированию навыка правильной интонации завершенности (конца предложения);
– совершенствованию умений определять виды предложений по цели высказывания и интонации, устанавливать границы предложений, правильно ставить знаки препинания в конце предложения;
– способствовать развитию критического мышления учащихся, коммуникативных навыков, культуры диалогического общения;
– обеспечить повышение читательского интереса учащихся через расширение информированности о деятельности школьной библиотеки и значении праздника Международный день школьной библиотеки.

Тип урока: комбинированный.

Методы, приемы, технологии: приемы развития критического мышления, интерактивной и игровой технологии; индивидуальные, парные, коллективные методы работы.

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный.

Оборудование: мультиборд, презентация, раздаточный материал (карточки с упражнениями, конверт с кластером, итоговый тест), наглядный материал для демонстрации на доске (кластеры, таблички со словарными словами «абонент», «абонемент», «буккроссинг», «каталог»).

 

Ход урока

1 Организационный момент (Слайд 1)

Учитель:

– Умные мальчики здесь? (Здесь!)

– Талантливые девочки здесь? (Здесь!)

– Ну, тогда мы начинаем наш урок. Добрый день, мои дорогие ученики! Я желаю вам хорошего настроения и хороших отметок.

 

2 Установление темы урока

– Ребята, сегодня мы изучаем следующую тему в разделе «Синтаксис и пунктуация». Попробуйте установить, какую. Для этого мы обратимся к экрану (анализ информации).

– Прочитайте. Чем различается информация в левом и в правом столбике? (Слайд 2)

Слева: Каждый понедельник, четвертый понедельник, отмечается в Беларуси, школьных библиотек, Международный день.

Справа: Каждый четвертый понедельник октября в Беларуси отмечается Международный день школьных библиотек.

(В левом столбике – словосочетания, в правом – предложение).

– Докажите. (Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложение выражает мысль).

Учащиеся делают вывод: поскольку словосочетание мы уже повторили, значит, будем изучать предложение.

– Правильно, мы будем изучать предложение. Попытаемся установить, что конкретно мы узнаем о предложении. Внимание на экран. Сравните предложения. В чем их различие? (Слайд 3).

1. Международный день школьных библиотек – молодой праздник.

2. Международный день школьных библиотек – молодой праздник?

(В первом предложении сообщается информация. Во втором предложении звучит вопрос. То есть, предложения различаются по цели высказывания).

– Сравним следующие предложения (Слайд 4).

1. Приятно зайти в школьную библиотеку за новой интересной книгой.

2. Как приятно зайти в школьную библиотеку за новой интересной книгой!

(Предложения различаются по интонации).

– Верно! Таким образом, ключевые слова нашей темы – предложение, цель высказывания, интонация.

– Запишем в тетради сегодняшнюю дату и тему (Слайд 5).

 

3 Целеполагание

– Определим цели нашего урока.

– Тема «Виды предложений по цели высказывания и интонации» для вас не новая, вы ее изучали в 3-м классе. Выберите нужные слова, которые охарактеризуют то, чем вы будете заниматься. (На доске прикреплены таблички со словами «повторить, научиться, использовать». Дети озвучивают (см. цели 1–3 слайда)).

– А скажите, хотели бы вы побольше узнать о том, с какой целью установлен праздник Международный день школьных библиотек? (Да).

– Тогда я дополню: в ходе нашей работы на уроке мы будем знакомиться с информационными текстами, которые расскажут вам об этом празднике и жизни нашей школьной библиотеки.

Цели появляются на слайде (Слайд 6)

1. Повторить сведения о предложениях по цели высказывания и интонации.

2. Научиться определять виды предложений по цели высказывания и интонации и правильно расставлять знаки препинания.

3. Правильно использовать в речи разные виды предложений по цели высказывания и интонации.

4. Ознакомиться с новой информацией о празднике Международный день школьных библиотек; узнать, какую роль играет наша школьная библиотека.

                                                                                                 

4 Актуализация знаний

– Ребята, давайте вспомним и повторим информацию о предложении, которую мы уже знаем. Рубрика учебника «Вспоминаем и повторяем», с. 72 (чтение учащимся теоретического материала вслух, Слайд 7).

С помощью слов образуются словосочетания и предложения.

С помощью словосочетаний мы более точно называем предметы. С помощью предложений выражаем свои мысли.

 

5 Знакомство с новой информацией и ее осмысление         

Чтение учащимся теоретического материала вслух (Слайд 8)

Предложение выражает законченную мысль и имеет интонацию завершенности, которая на письме передается точкой, вопросительным, восклицательным знаками, многоточием.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения, которые образуют его грамматическую основу. Бывают предложения с одним главным членом.

– Ребята, поработаем над этой информацией с помощью приема «Инсерт».

Ученики перечитывают информацию с карандашом в руках, ставя значки и обозначая информацию:

V    знаю
+     новое
–     думал иначе
?      не понял

Выяснение степени усвоения

– Какая информация осталась непонятной?

– Какая информация стала для вас новой? (Понятия «интонация завершенности», «грамматическая основа»).

 

6 Закрепление

Карточка 1.

– Ребята, перед вами лежат карточки с заданиями под номером 1 (Слайд 9)

1. Прочитайте текст. Определите границы каждого предложения. Назовите в предложениях грамматические основы.

2. Спишите текст, расставляя знаки препинания и решая орфографические задачи.

23 октября бел..русы отметили Международный день школьных библиотек это достаточно м..л..дой  праз..ник он учрежден в 1999 г..ду международной организацией ЮНЕСКО поэтому отмечается в разных странах мира
для чего нам нужен этот праз..ник  п..думаем…

3. Ответьте на вопрос, заданный в тексте.

Проверка текста (Слайд 10)

23 октября белорусы отметили Международный день школьных библиотек. Это достаточно молодой праздник. Он учрежден в 1999 году международной организацией ЮНЕСКО, поэтому отмечается в разных странах мира.
Для чего нам нужен этот праздник? Подумаем…

Ученики дают устные ответы на вопрос 3.

 

7 Актуализация знаний

– Продолжим изучение информации о предложения и обратимся к правилу на страницах 73–74 (чтение вслух, Слайд 11).

 

8 Осмысление и систематизация информации

Задание 1. Работа в парах по составлению кластера (на местах). Задание на карточке 2.

Задание 2. После выполнения задания – сверяемся с доской (выходят представители 1, затем 2 пары и крепят кластер на доске в виде образца).

 

9 Закрепление

Задание 1 (Слайды 13–14)

Игра «Кот в мешке». Дети по очереди вытаскивают из «мешка» таблички с предложениями (разные по виду высказывания). Задача – дополнить кластер на доске примерами.

Задание 2.

Работа с упражнением на карточке 3 (Слайд 15)

1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль, тип и стиль. Какие предложения по цели высказывания употребляются в данном тексте. С какой целью?

Библиотека – это важное место в школе. Почему? Здесь вам выдадут учебники, помогут подобрать дополнительную информацию к уроку.
Библиотекарь проводит интересные мероприятия. Посоветует, какую книгу выбрать, чтобы почитать в свободное время.
На каждую книгу в библиотеке заведена отдельная карточка. Все карточки собраны в алфавитном каталоге. Каталог помогает узнать, есть ли та или иная книга в наличии.
Человека, который записан в библиотеку, называют абонентом. А форма обслуживания, когда книгу можно взять домой, абонементом.
Запишитесь в библиотеку! Это поможет вам в учебе.

2. Запомните значение и правописание выделенных слов.

Комментированное чтение, ученики объясняют.

Учитель вывешивает карточки с новыми словами на доске (для зрительного восприятия) – словарные слова каталог, абонент, абонемент.

 

Физкультминутка (Слайд 16)

 

– Я привожу вам разные факты о нашей школьной библиотеке. Если вы согласны и можете сказать «Да», то хлопаете в ладоши. Если не согласны, то приседаете.

– Школьная библиотека находится на третьем этаже.

– Библиотекаря зовут Светлана Петровна.

– Ученикам 11-го класса нельзя брать книги на дом.

– В библиотеке есть читальный уголок, где можно в свободное от уроков время отдохнуть и почитать книгу.

– Существуют правила пользования библиотекой.

– Учитель также может записаться в школьную библиотеку.

 

10 Актуализация знаний. Учебное сообщение

– Обратимся к информации на странице 75, а начнем работу с кластера. Ребята, рассмотрите кластер. Какое сообщение сделали бы вы на его основе? (Выступление ученика).

Кластер «Предложения по цели высказывания» (Слайд 17).

 

10 Осмысление и систематизация информации

– Обратимся к правилу на странице 75 (чтение вслух).

– Какую информацию не передал кластер? (Восклицательными могут быть разные по цели высказывания предложения).

 

11 Закрепление (Слайд 18)

– Прочитайте текст. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и интонации.

А вы знаете, что такое буккроссинг? Это обмен книгами! Например, вам купили книгу, вы её прочли. Можно ее отнести в библиотеку и обменять на другую книгу, которую кто-то также принес на обмен. Таким образом, вы становитесь обладателем все новых и новых книг. Здорово! Не правда ли?

Новое слово буккроссинг, табличка крепится на доске.

 

12 Практическая часть. Создание речевой ситуации

Диалог с библиотекарем (Слайд 19, Приложение 1).

– Ребята! Сегодня у нас в гостях библиотекарь нашей школьной библиотеки Светлана Викторовна Киркиж. У вас есть хорошая возможность провести диалог и узнать что-то новое о деятельности нашей библиотеки.

– Вспоминаем, диалог – это… разговор двух или более лиц.

– Вопросы ваши готовы, это было предварительное задание к уроку. Не забываем о культуре общения. Используйте слова: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, не затруднит ли вас и др.

Диалог.

 

13 Обобщение и контроль знаний

Тест (Слайд 20, Приложение 2)

 

11 Рефлексия  

Метод «Продолжи фразу» (Слайд 21)

Сегодня на уроке я узнал(а), что…
Сегодня на уроке было для меня новым то, что…
Я научился(лась)…
Теперь я умею …
До сих пор я не знал(а), что…
Я не понял(а)…
Сегодня мы повторили…

 

12 Подведение итогов. Выставление отметок с комментированием

– Ребята, как вы считаете, достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

– Я довольна вашей работой на уроке. Самые активные получают сегодня следующие отметки…

 

13 Объяснение домашнего задания.

– А теперь обратимся к домашнему заданию: § 18, на выбор:

1) Упражнение 142 (по QR-коду);

2) Составить текст на тему «Правила пользования школьной библиотекой», используя разные по цели высказывания и интонации предложения.

– Ребята, наш урок окончен! Спасибо вам за урок, хорошего дня!

 

 

Приложение 1

Вопросы библиотекарю

1) Светлана Викторовна, пожалуйста, ответьте на вопрос: сколько книг насчитывается в нашей школьной библиотеке?

2) Скажите, пожалуйста, а какие еще дела есть у вас, кроме того, чтобы выдавать книги?

3) Светлана Викторовна, а вы всегда работали библиотекарем?

4) Скажите, пожалуйста: в школьной библиотеке больше учебников или художественной литературы?

5) Будьте добры, расскажите, что делать, если ученик потерял книгу?

6) Светлана Викторовна, а какие интересные мероприятия будут в библиотеке в этом учебном году?

 

Приложение 2

ТЕСТ

Выбери правильное утверждение.

1. Предложение:

А. Выражает законченную мысль, имеет интонацию завершенности, грамматическую основу.
Б. Выражает законченную мысль, имеет интонацию завершенности.
В. Имеет интонацию завершенности, грамматическую основу.

2. По цели высказывания предложения бывают:

А. Повествовательные, вопросительные, побудительные.
Б. Вопросительные.
В. Побудительные.

3. По интонации предложения делятся на:

А. Восклицательные, невосклицательные.
Б. Восклицательные.
В. Невосклицательные.

4. Буккроссинг – это:

А. Человек, который записан в библиотеку.
Б. Обмен книгами между читателями в библиотеке.
В. Вид обслуживания в библиотеке, когда книгу можно взять на дом.

5. Международный день школьных библиотек отмечается:

А. Каждый 4-й понедельник октября.
Б. Каждый 3-й понедельник октября.
В. Каждый 2-й понедельник октября.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий