Нервная система, органы чувств и поведение млекопитающих. Конспект урока биологии в 8-м классе

- 13:22II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии, Методичка

Формирование знаний о признаках усложнения нервной системы, органов чувств и поведения млекопитающих.

Лариса СТОЦКАЯ,
учитель биологии
ГУО «Осовецкая средняя школа Мозырского района»,
Гомельская область

 

 

Тема: «Нервная система, органы чувств и поведение млекопитающих».

Цель: формирование знаний о признаках усложнения нервной системы, органов чувств и поведения млекопитающих.

Задачи:

– знать особенности строения нервной системы и органов чувств, отличия между инстинктом и условными рефлексами и их значение для млекопитающих;

– уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций; сравнивать, обобщать делать соответствующие выводы; распознавать и сравнивать различные органы и системы органов млекопитающих;

– ознакомиться с понятием геноцид, высказывать свое отношение к этому явлению; проявлять гуманное отношение к млекопитающим, понимать ответственность за воспитание домашних животных.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, дидактический материал, QR-код с презентацией.

 

Ход урока

І Организационный этап

– Добрый день, я рада видеть всех на нашем уроке. Аффирмация – это прекрасный способ справиться с тревогой и стрессом; представляет собой позитивное утверждение. Я предлагаю всем нам, используя такие фразы, мотивировать и вдохновить себя на работу. Выбирайте (или придумайте сами) и проговорите вслух.

Сегодня мой разум и сердце открыты ко всему новому

Я могу. Я сделаю. И точка

Там, где другие видят проблему, я вижу новую возможность

Я сам себе супергерой

Нет таких препятствий, которые я не сумею преодолеть

Я ловлю подсказки от Вселенной и пользуюсь всеми шансами, которые она дает

Меня ждет самый лучший день

Я уверен (-а) в своих способностях

Я верю в свой потенциал

Я каждый день стараюсь научиться чему‑то новому

Я не боюсь ошибаться

Я спокоен(-йна) и уверен(-а) в себе

 

ІІ Проверка домашнего задания

 

ІІІ Актуализация знаний

Задание «Природная аномалия»

Найдите биологическую ошибку.

1. Зубы образованы костной тканью, покрыты эмалью, закреплены в специальных ячейках челюстей и дифференцируются (подразделяются) на резцы, клыки и коренные зубы. Клыки, расположенные в передней части челюстей, служат для захватывания и разрезания пищи. Резцы надёжно удерживают добычу, с их помощью собака отрывает куски мяса. Коренными зубами пища перетирается и дробятся кости.

2. Трахеи в лёгких разветвляются и заканчиваются лёгочными пузырьками – альвеолами, в которых происходит газообмен.

3. У собаки выделительная система представлена парой туловищных почек. Образующаяся моча по двум мочеточникам поступает в мочевой пузырь, а из него по мочеиспускательному каналу выводится наружу.

Ответ: 1. Клыки – резцы, резцы – клыки; 2. Трахеи – бронхи; 3. Туловищных – тазовых.

Задание «Наведи порядок»

Выберите и расставьте по порядку процессы, происходящие при кровообращении у собаки, начиная от левого желудочка. Ответ запишите в виде последовательности цифр и знаков, записанных рядом.

(4) отдав кислород и насыщаясь углекислым газом, кровь превращается в венозную; (1) из левого желудочка отходит левая дуга аорты; (5) в тонкой кишке под воздействием соков поджелудочной железы и жёлчи, вырабатываемой печенью, происходит переваривание пищи и всасывание продуктов пищеварения; (1) по венам кровь направляется в правое предсердие; (3) вдох и выдох происходят за счёт сокращений и расслаблений межрёберных мышц и диафрагмы; (9)дуга аорты делится на ряд артерий и несёт артериальную кровь ко всем органам; (-) из правого предсердия кровь поступает в правый желудочек; (4) в лёгких венозная кровь насыщается кислородом; (6) измельчённая и смоченная слюной пища поступает в глотку и далее по пищеводу попадает в желудок; (1) из правого желудочка выходит лёгочная артерия; (4) по лёгочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие; (7) в гортани находятся голосовые связки, с помощью которых собаки издают разнообразные звуки; (9) легочная артерия разветвляется на две артерии, несущие венозную кровь к лёгким.

Ответ: 1, 9, 4, 1 – 1, 9, 4, 4.

– Какие ошибки вы нашли в первом задании?

– Какие цифры получились у вас во втором задании?

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на эти цифры? (Ответы учащихся)

– Правильно, это годы, когда Беларусь находилась в немецко-фашистской оккупации (1941–1944гг.).

– 9 мая… Это одновременно радостная и печальная дата – День Победы. Я предлагаю познакомиться с понятием «геноцид» (Слайды 2–3).

 

IV Определение темы и цели урока

При работе с заданиями учитель подводит учащихся к теме урока.

Задание «Собери пару» (1 мин.)           

 

Задание «Распредели по группам»

– Распределите на две группы описания различных форм поведения собаки.

Название

Инстинкт

Условный рефлекс

Излишки еды собака закапывает

+

 

Собака никогда не нападает на ежика, если в прошлом укололась о его иголки

 

+

Собака преследует движущий объект, принимая его за добычу

+

 

Играя, детеныши собаки обучаются поведению в группе, добывать пищу  

 

+

Охотничья собака делает стойку, отыскав дичь

 

+

Самка собаки ухаживает и защищает своих детенышей

+

 

Исходя из заданий, учащиеся предлагают тему урока, учитель уточняет, тему записываем в тетрадь, оставляя в таблице место на нервную и половую систему; определяют цели.

 

V Оперативно-познавательный этап

Рассказ учителя по плану (Слайды 4–8).

– Строение нервной системы собаки (сходство и отличия с другими хордовыми).

– Органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус).

– Поведение (более сложное, обусловлено инстинктами и условными рефлексами).

 

VI Первичный контроль и коррекция

– Выполните задания, с помощью которых определяли тему и цель урока, при необходимости можно пользоваться книгой.

 

VII Закрепление

Задание 1. «Как корова языком слизала»

Учащиеся изучают материал учебника на с. 200–202 и вставляют в текст пропущенные слова.

1. Центральная нервная система собаки представлена __________ и _______________ ____________.

2. Развитие _______________собаки обеспечило координацию сложных движений животного.

3. У млекопитающих развиты такие органы чувств:___________, _________, _______________, _______________ и ____________ .

4. Аккомодация происходит за счёт изменения кривизны ______________.

5. Наружное ухо образовано ____________ _______________и наружным слуховым проходом.

6. Особенно хорошо развит вкус у _________________________, они легко отличают съедобные растения от ядовитых.

7. По сравнению с птицами, поведение млекопитающих ________________.

8. Кроме врождённых инстинктов, оно определяется рядом ____________ рефлексов.

9. __________________ рефлексы вырабатываются в течение всей жизни благодаря хорошо развитой __________больших полушарий.

10. Если _____________ рефлекс длительное время не подкрепляется раздражителями, то животное его постепенно утрачивает.

Ответ: 1. Головным и спинным мозгом. 2. Мозжечка. 3. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. 4. Хрусталика. 5. Ушной раковиной. 6. Травоядных. 7. Сложнее. 8. Условных. 9. Условные, коре. 10. Условный.

Задание 2. «Верю – не верю»

Определите правильные и неверные утверждения.

Утверждения

Верю

Не верю

Условные рефлексы обеспечивают дрессировку млекопитающих

верю

 

Условные рефлексы вырабатываются у молодых млекопитающих и служат отличной тренировкой

 

не верю

Орган обоняния у млекопитающих представлен чувствительными клетками языка

 

не верю

Органом осязания млекопитающих являются вибриссы, большая часть вибрисс расположена около носа и глаз

верю

 

Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего мозга, среднего мозга, заднего мозга, мозжечка и продолговатого мозга

 

не верю

Задание 3. «Видеовопрос»

Посмотрите видеоряд и ответьте на вопрос: чем обусловлено поведение собаки? (Слайд 9)

– Выскажите свое отношение к поведению собаки (хорошая собака, собака помощник, собака помогает, собака спасатель, плохая собака, собака убийца, собака мучитель, собака надзиратель).(Предполагаемые ответы учащихся)

– Поведение собаки обусловлено условными рефлексами. На первом видео собака помогает человеку. На втором – собака спасает человека. Но собака может быть и плохой, нападать на человека, убивать.

– Можно ли винить за это собаку? (Ответы учащихся)

– Правильно, виноваты – люди. Поэтому мы должны нести ответственность за воспитание домашних животных.

– В начале урока мы с вами говорили о геноциде. Третье видео – это отрывок из фильма о лагере смерти «Озаричи». Может, кто-то из вас знает о нем? (Рассказ об Озаричах. Слайд 10).

– Более подробно с этой информацией вы можете познакомиться в книге «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, 5–9-й классы», там же есть ссылка на полное видео.

 

VIII Обобщение и систематизация

Работа с таблицей                                                

– Дополнить таблицу информацией о нервной системе.

Система органов

Особенности строения

Выполняемые функции

 

 

 

 

IX Подведение итогов

Учитель возвращается к цели урока, демонстрирует её на экране и просит учащихся высказать своё мнение о степени достижения поставленной в начале урока цели.

– Ответьте на вопросы:

– Чем головной мозг млекопитающих отличается от головного мозга птиц и пресмыкающихся?

– Какие органы чувств лучше всего развиты у лося и косули? а у кошки?

– Какие усовершенствования органа слуха приобрели млекопитающие?

– Чем условные рефлексы отличаются от инстинктов?

– Какое значение в жизни млекопитающих имеют условные рефлексы?

 

X Выставление отметок

Учитель выставляет отметки за работу на уроке: учитывает заполнение таблицы, выполнение заданий по домашнему материалу и новому, высказывания по видеовопросу.

 

XI Информация о домашнем задании

§ 51, дополнительное задание: примеры инстинктов и условных рефлексов у млекопитающих.

 

XII Рефлексия

«Лестница» (Слайд 11)

Определите свое положение на лесенке знаний оценив количество вопросов на этапе подведения итогов, на которые вы смогли бы ответить. Разместите свой аватар на соответствующей ступеньке 1–5.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий