Алкадиены. Урок химии в 10-м классе (базовый уровень)

- 9:40Методичка, ХИМИЯ, Химия. Сценарии

Тип урока: комбинированно-поисковый урок. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, словесный, наглядный. Формы деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы.

Светлана УКРАИНЕЦ,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 9 г. Пинска»,
Брестская область

 

Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут

– знать особенности класса диенов, как класса ненасыщенных углеводородов, содержащих в своем составе две двойные связи; особенности строения, номенклатуры, изомерии диеновых углеводородов;

– уметь составлять уравнения химических реакций, отражающие химические свойства алкадиенов (галогенирования, гидрирования, полимеризации).

Задачи

Образовательные:

– сформировать представление о диеновых углеводородах на примере бутадиена-1,3 и 2-метилбутадиена-1,3;

– рассмотреть химические свойства диенов, показать общность химических свойств диенов и алкенов;

– рассмотреть способы получения диеновых углеводородов;
– показать применение и практическую значимость каучуков и веществ, получаемых на их основе.

Развивающие:

– развивать представление о зависимости химических свойств веществ от их строения, умение составлять уравнения химических реакций.

Воспитательные:

– воспитывать культуру умственного труда, дисциплинированность, чувство ответственности.

Тип урока: комбинированно-поисковый урок.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, словесный, наглядный.

Формы деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы.

Оборудование: технологическая карта, учебник, инструктивные карточки.

Эпиграф к уроку: «Просто знать – ещё не все, знания нужно уметь использовать», – Гете.

 

Ход урока

I Организационный момент

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку.

 

II Мотивационно-ориентационный этап

– Изучение новой темы начнем не совсем традиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это неслучайно, поскольку тему вы сегодня назовете сами.

– Посмотрите на доску (на доске представлена модель молекулы этилена).

– Модель какого вещества представлена на нем? (Этилена)

– Представителем какого класса веществ он является? (Алкены)

– Какая связь в молекуле этилена? (Двойная)

– Как обозначается одна двойная связь? (Суффиксом -ен)

– Посмотрите на модель другого вещества. Чем отличается это вещество от этилена? (Имеет две двойные связи)

– А какой приставкой обозначается число два? (Ди)

– Каким суффиксом отмечаются две двойные связи? (Суффиксом -диен)

– Тогда попробуйте назвать новый класс ненасыщенных углеводородов? (Новый класс ненасыщенных соединений: алкадиены)

– Это и будет темой нашего урока. Сформулируем цели нашего урока.

 

III Актуализация знаний

Работа по инструктивной карточке, заполнение первого столбика.

Признак сравнения

Алкен

Алкадиен

Определение и общая формула

 

 

Особенности строения
     Тип гибридизации
     Валентный угол
     Длина связи
     Вид связи
     Пространственное строение молекулы

 

 

Виды изомерии

 

 

Номенклатура

 

 

Физические свойства

 

 

Химические свойства

 

 

Получение

 

 

Применение

 

 

 

IV Изучение нового материала

Индивидуальная работа с технологической картой с помощью учебника.

Технологическая карта по теме «Алкадиены»

Задание

Руководство к выполнению

1

Дайте определение алкадиенам, запишите общую формулу.

С. 91

2

Особенности строения
     Тип гибридизации
     Валентный угол
     Длина связи
     Вид связи
Пространственное строение молекулы

С. 91–93

3

.Ознакомьтесь с особенностью номенклатуры алкадиенов и попытайтесь назвать вещества:
А) СН2 = СН – СН = СН – СН3
Б) СН2 = С – СН = СН2
               СН3

Составьте формулы веществ: пропадиен-1,2
пентадиен-1,4, 3-метилгесадиен-4,5

С. 91

4

Изучите физические свойства бутадиена-1,3

Стр. 91

5

Изучите химические свойства алкадиенов:
1) Галогенирование.
Напишите реакцию галогенирования пентадиена-1.3
2) Гидрирование.
Напишите реакцию гидрирования пентадиена-1.3
3) Полимеризация.
Напишите реакцию полимеризации пентадиена-1.3

Ответьте на дополнительные вопросы:
1) Какие еще химические свойства могут быть характерны для алкадиенов?
2) Какие качественные реакции будут характерны?

С.94–95

6

Как можно получить алкадиены, предложите варианты химических реакций.
Назовите фамилию ученого, который впервые в мире осуществил синтез каучука.

С. 94, 96

7

Просмотрите видеоролик и ответьте на вопросы:
Области применение и практическую значимость каучуков и веществ, получаемых на их основе.

Видеоролик и материал учебника, с. 96

 

V Закрепление изученного материала

Индивидуальная работа по карточкам. Двое учащихся работают на обратной стороне доски. В качестве проверки предлагается ключ. Осуществляется самопроверка.

Задание № 1

Гексадиен-1,3 взаимодействует

1) с бромоводородом;
2) водородом;
3) гидроксидом калия;
4) водой;
5) гидроксидом бария;
6) кислородом.

Запишите соответствующие цифры по порядку.

Напишите соответствующие им уравнения реакций.

Задание № 2

Работа в парах.

Составить логическую цепочку превращения с участием алкадиенов органических соединений и ранее изученных классов, предложить решить классу.

 

VI Подведение итогов

Прием «Облако слов».

Учащиеся на стикерах пишут ключевые слова: что они узнали на уроке и чему научились.

 

VII Домашнее задание

§ 17, задание 2, 3, 5.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий