Старинные и современные системы мер. Меры длины у разных народов. Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 3-х классов

- 13:59I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Внеклассная работа

В результате организованной деятельности учащиеся познакомятся со старинными мерами длины, научатся переводить старинные единицы измерения в современные, расширят свой кругозор. Мероприятие можно провести в рамках предметной недели.

Ирина ОПИМАХ,
учитель начальных классов,
ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Россь»
Волковысского района,
Гродненская область

 

Тема: «Старинные и современные системы мер. Меры длины у разных народов».

Цель: организовать деятельность по ознакомлению со старинными системами мер, системами мер у разных народов.

Задачи:

– способствовать формированию умений переводить старинные единицы измерения в современные;

– создать условия для развития кругозора учащихся;

– содействовать воспитанию интереса к математике.

 

Ход занятия

Организационный момент

Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения!

– Ребята, любите ли вы играть? Игра творит чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Желаю, чтобы игра сделала для вас математику увлекательной, интересной и полезной.

 

Разминка. Упражнение «Алфавитный шифр»

Задание: с помощью шифра расшифровать тему сегодняшнего мероприятия

 

Вступительное слово

– Обратимся к истории возникновения величин. Если исходить из реальных практических истоков математики, то естественно предположить, что первыми возникли величины, связанные с измерением длины, массы, времени.

– Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерения. Даже первобытный человек прибегал к измерениям в ходе строения своего жилища. Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаг.

 

Работа с таблицей «Старинные единицы измерения длины»

 

Занимательная игра «Отгадай-ка»

1. По дороге я иду,
Меры я с собой несу:
На руках и на ноге, и ещё на голове.
Вспомни меры и тогда…
Назови их не спеша. (Дюйм, вершок, ладонь ….)

2. Она бывает прямая,
она бывает косая,
Но никогда-никогда
Она не бывает кривая. (Сажень)

3. Мизинец, безымянный, средний,
Есть указательный, большой.
Какой из них послужит мерой,
Мерой длины, и небольшой. (Большой палец – дюйм)

4. Что за дружная семья?
Мама, папа, сыновья,
Дочки: Миля и Верста,
Сажень, Точка, Линия.
Вспомни фамилию семьи
И имя братьев назови. (Фамилия семьи – Длина, имена братьев – Аршин, Дюйм)

5. Миллиметры, метры, мили,
Версты, дюймы и аршины,
Сажени и сантиметры,
Километры, дециметры.
Я запутался, дружок.
Как распутать мой клубок? (Старинные русские меры перепутались с метрическими)

 

Физкультминутка

Чтобы эрудитом стать,
Надо очень много знать,
Все движенья повтори,
В рифму слово говори,
Прыжки на месте скок-поскок –
Небольшой всегда …… (вершок).
А сейчас надо цокать –
Измерять поможет ……. (локоть).
Руки вверх, до гор вершин –
Больше локтя был …….. (аршин).
Раза три быстрей присядь –
Чтобы мерить, нужна …… (пядь).
Бей в ладони меньше ста –
Далеко вела ……. (верста).
Громко «Раз, два, три!» мы скажем,
И запомним слово …….. (сажень).
Спасибо математике
За старую грамматику.

 

Работа в группах «Старинные меры длины в задачах»

Карточка 1 (П.П.Ершов «Конек-Горбунок»)

Что ж он видит?
– Прекрасных двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Вопрос: Какого роста был Конёк-Горбунок? Какой длины у него уши?

Карточка 2 (В.В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»)

Этот, хоть и сам с вершок,
Спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
В жизни пригодится.
Вопрос: Начерти отрезок, равный росту мальчика, о котором говорится в стихотворении.

Карточка 3 (Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Вопрос: Какова ширина островка? Какова длина островка?

Карточка 4 (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

В те поры война была.
Царь Салтан с женой простятся,
На добра коня садятся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя,
Между тем, как он далеко
Бьётся долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына Бог им дал в аршин,
И царица над ребёнком,
Как орлица над орлёнком;
Шлёт с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
Вопрос: Большой или маленький ребёнок родился у царицы?

Карточка 5 (А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Сел Балда на кобылку верхом,
Да версту проскакал, так что пыль столбом.
Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказывать про такую победу.
Вопрос: Чему равно расстояние, которое проскакал Балда, в метрической системе мер?

 

Карточка 6 (Х.К.Андерсен «Дюймовочка»)

В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом.

Вопрос: Какого роста была Дюймовочка?

Коллективная проверка.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

Рост –
13 см 5 мм,
длина ушей –
71 см 1 мм

Длина отрезка –
4 см 5 мм

Ширина –меньше 71 см,
длина – меньше
1 м 76 см

Большой,
71 см

1 км 67 м

2 см 5 мм

 

Дидактическая игра «Почему так говорят?»

– Отголоски древних мер сегодня можно встретить разных пословицах и поговорках, во фразеологизмах. Прочитайте фразеологизмы и пословицы, найдите старинную единицу измерения и объясните смысл:

– аршин с шапкой (мал ростом);

– быть семи пядей во лбу (быть очень умным, способным);

– от горшка два вершка (мал ростом, молод ещё, неопытен);

– мерить на свой аршин (судить со своей точки зрения о ком-либо или о чём-либо);

– косая сажень в плечах (рослый, плечистый);

– ни пяди не уступить (не хотеть отдавать даже самое малое);

– видеть на три аршина в землю (отличаться глубокой проницательностью, прозорливостью).

 

Игра «Покажи старинные единицы измерения длины»

Один учащийся показывает длину с помощью частей тела, а другие угадывают единицу измерения или наоборот: говорит название единицы, другие показывают. И так по очереди.

 

Подведение итогов

– С какими единицами измерения мы сегодня познакомились?

Запомни, расчёт очень важен.
Два метра – приблизительно сажень.

Рисуем, чтоб каждый запомнить мог.
Четыре сантиметра – один вершок.

Запомни из этого стишка:
Один сантиметр – четверть вершка.

– Для измерения длины – какими вы будете пользоваться единицами измерения: старинными или современными? (Ответы детей)

– Насколько удобными были изначальные меры – локоть, пядь, ладонь, сажень, вершок – ведь они всегда при себе, настолько они были неточными, ведь у разных людей единицы различны.

– Таким образом, для более точного определения длины лучше пользоваться современными единицами: километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.

 

Рефлексия

Учащимся предлагается провести оценку своей деятельности на мероприятии, используя начала фраз.

Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Я понял (а), что…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Мне захотелось…

Учитель желает всем ребятам удачи и благодарит за хорошую работу.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий