Библия – источник духовных и нравственных законов, жизненный путеводитель и советчик. Десять заповедей как договор человека с Богом

- 9:16Воспитательная работа, Сценарии

Автор предлагает план-конспект занятия факультатива «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» для 5-го (6-го) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

Ольга БУБЕНЧИК,
учитель русского языка и литературы, классный руководитель 6 «Б» класса,
ГУО «Средняя школа № 2 имени Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область,
olga.bubenchik@mail.ru

 

 

 

Цель: раскрыть на примере сюжетов библейских текстов «значение Евангелия как основы жизни человека», а также увидеть, что в центре человеческой истории стоит Иисус Христос.

Задачи:

– познакомить учащихся с героизмом пророка Моисея;
– раскрыть глубокий смысл Десяти заповедей, положенных в основу договора человека с Богом;
– показать значимость нравственных правил;
– сделать вывод о том, почему заповеди – это справедливые законы жизни.

 

Ход занятия

I Организационный момент

– Ребята, наше занятие хотелось бы начать с пожелания друг другу добра. Как этого добиться? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра и хорошего настроения на весь день. А теперь обратите внимание на меня. Я тоже желаю вам добра, желаю дружно поработать и обязательно открыть что-то новое. Надеюсь, что наше занятие пройдет интересно и увлекательно.

II Основной этап

– Дети, сегодня у нас в гостях настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Свислочь отец Кирилл (Кубрак).

– Предлагаю вам попробовать растолковать понятия, с которыми вы познакомились на прошлом занятии (все слова записаны на доске):

Библия (собрание книг, написанных пророками и апостолами по вдохновению Духа Святого)
Богодухновенная (Боговдохновенная) книга (означает, что Священное Писание было составлено избранными Богом людьми при особом содействии Божественной благодати, когда авторами выступают Бог и человек)
Ветхий Завет (первая из двух частей христианской Библии)
Новый Завет (вторая часть Библии, в которую входит 27 книг)

– А сейчас, ребята, отец Кирилл расскажет вам о том, в чем проявился героизм пророка Моисея, которому Господь явился в огненном кусте, сияющем несгораемым огнем, и велел освободить свой народ от многовекового египетского рабства. Будьте внимательны. Если в ходе рассказа у вас возникнут вопросы, то помним правило поднятой руки.

Выступление отца Кирилла, демонстрация слайдов на мультиборде.

– Какие испытания пришлось пройти Моисею? (Неверие в собственные силы, сопротивление египетского фараона, недоверие народа, холод и голод во время сорокалетнего странствия в пустыне).

– Смог ли оказаться на обетованной земле Моисей? (Ему самому не суждено было ступить на обещанную землю Палестины, он должен был умереть, едва взглянув на нее с высокой горы Нево).

– Что стало самым важным событием в жизни Моисея? (Безусловно, встреча с Богом на горе Синай, которая находится на Синайском полуострове в Египте).

– Дети, отец Кирилл подготовил для вас еще один интересный рассказ о том, как у людей появились чудесные скрижали. Послушайте внимательно и будьте готовы ответить на вопросы.

Выступление отца Кирилла, демонстрация слайдов на мультиборде.

– Почему Десять заповедей были начертаны на двух скрижалях?
– О чем было написано на каждой?
– Почему заповеди были написаны не на тленном материале, а на камне?
– Какие чувства у вас вызвала новая информация?

III Работа со словарем

Иудеи – первоначально жители Иудеи, позже евреи вообще.
Синай название горы на Синайском полуострове в Египте.
Знак – предмет, изображение, метка и т. п., служащие для обозначения чего-либо, указания на что-либо.
Скрижали – доска, плита с письменами (обычно священными, культовыми).
Завет – то же, что договор, но только строгий; это своего рода союз, но на обязательных условиях.

– Чтобы вы лучше смогли понять важность этого союза, можно сравнить его с наказом любящего вас отца, он строгий, но строгость эта направлена вам во благо. Например, наказ почитать старших, помогать слабым и беззащитным… Продолжите, пожалуйста, сами (предлагаем детям продолжить примеры)

IV Работа с пособим для учащихся

В пособии для учащихся дети читают текст 18 «На каких условиях был заключен древний “завет”» о грехе и добродетели.

Работа с текстом

– Что Господь обещал людям за исполнение Его заповедей?
– Что такое грех?
– Что такое завет?
– Что такое добродетель?

– Дети, вы правильно и точно ответили на все вопросы. Значит, вы понимаете, что Бог духовно щедр по отношению к тем людям, кто, несмотря на испытания, остается верным договору между Богом и людьми.

На экране мультиборда представлены «скрижали». Учащиеся внимательно читают текст 19, 20 из пособия для учащихся «Духовность и патриотизм» самостоятельно, а затем объясняют смысл каждой заповеди.

Отец Кирилл читает заповеди еще раз вслух и начинает задавать обобщающие вопросы.

– Почему почтение к родителям стоит на первом месте среди заповедей?
– Выполнение какой из Десяти заповедей вам кажется самым сложным?
– Какие заповеди нарушают травля, необоснованные преследования кого-либо?
– Как вы думаете, что произойдет с теми, кто объединяется для нападок на одного человека? Приходилось ли вам наблюдать такие случаи? Что вы думаете об этом?

IV Подведение итогов

Учащиеся знакомятся с мудрыми мыслями из сборника «Пчела» IX–XII вв. (текст 22 в пособии для учащихся).

– Ребята, у нас сегодня было удивительное занятие, ведь мы с вами прикоснулись к глубокой старине. Погрузившись в прошлое, мы увидели, насколько наши предки чтили нравственные правила, которые, как мы знаем, имели уже тогда силу закона. Обладали они такой силой потому, что основывались на Десяти заповедях, которые Бог дал людям.

Заключительное слово с подведением итогов занятия предоставлено отцу Кириллу.

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий