Животные Красной книги Республики Беларусь. Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» для детей старшей группы (5–6 лет)

- 12:33ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Формировать представление о Красной книге Республики Беларусь, её значении в охране животных.

 

Людмила БУДЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Детский сад № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

Программные задачи:

– формировать представление о Красной книге Республики Беларусь, её значении в охране животных;
– развивать умение узнавать и называть виды животных, внесенных в Красную книгу Республики Беларусь (зубр, медведь, рысь);
– характеризовать сезонные изменения в мире животных: зимой медведь залезает в берлогу и засыпает, у рыси изменяется окраска шерсти, люди подкармливают зубров зимой;
– развивать мышление, зрительное восприятие, внимание;
– воспитывать ответственность за стремление активно участвовать в охране природы.

Оборудование: «Красная книга», карты для детей «Животный и растительный мир Беларуси», фишки жёлтые, оранжевые, синие; для опыта – одна столовая ложка растительного масла (маргарина), полиэтиленовые пакеты, кубики льда, таблицы для фиксации результатов опыта, салфетки; картинки «Правила поведения в природе», маленькие картинки животных леса и рисунок красной книги с окошками; загадки про медведя, зубра, рысь; изображения медведя, зубра, рыси; мобильный телефон со звуковыми письмами от медведя, зубра, рыси.

 

Ход занятия

Дети стоят в кругу

Воспитатель. Доброе утро, ребята! Приготовьте ладошки, на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.

Здравствуй, солнце золотое, (Большие пальцы касаются друг друга)
Здравствуй, небо голубое, (Указательные пальцы)
Здравствуй, вольный ветерок, (Средние пальцы)

Здравствуй, синий ручеёк, (Безымянные пальцы)
Все живём в одном краю, всех я вас приветствую! (Касаются мизинцы обеих рук, и ладошки открываются).

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим свои лучезарные улыбки нашим гостям, чтобы у всех было хорошее настроение.

Послушайте стихотворение

На свете есть огромный дом
под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
весёлый звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
и все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
зовётся этот дом.

Про какой дом говорится в этом стихотворении? (Про природу). Давайте вспомним, что такое природа? (Лес, животные, растения, ветер, облака и т.д.). Сегодня мы будем говорить про животный мир Беларуси. В нашей стране много разных животных. Какие дикие животные живут в Беларуси? (Волк, заяц, ёж, лиса, лось, зубр и т.д.) Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей). Вы правы; есть недобрые люди, которые часто не жалеют животных, уничтожают для своих целей. Одних – из-за красивой шкуры, других – из-за вкусного мяса, третьих – потому что боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Люди задумались, как же помочь растениям и животным. Что они придумали, что им помогло вы узнаете, если отгадаете загадку.

Есть подружка у меня.
Хоть она и молчалива,
Рассказать готова мне
Всё, о чем бы ни спросила.
А принес её мне мишка.
Догадались? Это… (книжка). (Воспитатель показывает книгу).

Да, это книга. Посмотрите, какого она цвета? (Красного). Почему именно Красного, а не какого-либо другого цвета? (Ответы детей). Красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» Как вы думаете, о какой беде идёт речь? (Ответы детей). Правильно, молодцы! А если все это погибнет, то нам хорошо будет жить на этой планете? (Ответы детей). Вы правы, нам будет плохо, мы не услышим пение птиц, не будет красивых деревьев и цветов. А если не будет деревьев, то людям нечем будет дышать. Ведь именно они обогащают нашу планету кислородом. Может быть, кто-то из вас знает, как Красная книга помогает животным и растениям? (Ответы детей). Молодцы, в Красную книгу занесены животные и растения, которым угрожает опасность, и люди должны их охранять. А как мы можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Мы расскажем всем нашим друзьям о беззащитных растениях и животных.

Ребята, если хотите, мы составим свою Красную книгу, которая будет находиться в нашем детском саду. Каждый раз, когда мы узнаем о редких растениях или животных, мы будем делать картинки и подписи. Тогда все, и дети, и взрослые, вспомнят о животных и не дадут их обидеть.

Ребята, утором мне на телефон пришли сообщения. Давайте послушаем и узнаем, от кого они.

Включаем «звуковое письмо от медведя» с рычанием медведя в конце письма.

Медведь.

 Сейчас я почти истреблён. Живу я в больших лесах рядом с водоёмами и лесными полянами, люблю лазить по деревьям, могу быстро бегать и хорошо плавать. Я всеяден. Ем жёлуди дуба, семена растений, грибы и даже жуков, мышей и более крупных животных. Люблю есть ягоды, а самое любимое лакомство – мёд.

Воспитатель. Молодцы, правильно отгадали. Вот и фотография медведя. (Вывешивается на доску). Как вы догадались, что это письмо от медведя? (Ответы детей).

Физминутка

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так (Круговые движения головой)
Головой своей крутили.


Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так. (Поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали.


А потом они ходили (Ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили.

Вот так, вот так,
И из речки воду пили (Наклоны туловища вперед)

А потом они плясали,
(Пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали. (Прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали. (Тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Вот болотце на пути.

Как его нам перейти?
Прыг-скок! Прыг-скок!
Веселей скачи дружок.

Воспитатель. Как вы думаете, можно увидеть медведя зимой? Почему? (Ответы детей). Как вы думаете, что помогает медведю перенести суровую зиму и не погибнуть от голода и холода? (Ответы детей).

Опыт «Зачем медведю жир?»

Дети направляются «в научную лабораторию».

Цель: выяснить, для чего некоторые животные накапливают жир.

Ход опыта

Воспитатель. Как вы думаете, для чего животные накапливают жир перед зимой? (Чтобы удерживать тепло).

Сейчас мы проведём опыт и проверим ваши предположения. Мне понадобятся «помощники-лаборанты» (4 ребёнка). Остальные «учёные» будут следить за ходом опыта и отмечать результаты в карточках.

Смажьте жиром ладонь одной руки. Обе руки (с жиром и без жира) засуньте в отдельные полиэтиленовые пакеты (это как будто кожа животных). Как вы думаете, какая рука замерзнет быстрее, если взять в руки кубики льда, намазанная жиром или без жира? (Дети отмечают свои предположения в таблице). А сейчас наши «лаборанты» проверят ваши предположения. Возьмите в каждую руку кубик льда и подержите в ладони 5–10 секунд. Сравните, одинаково ли замерзла каждая рука. Отметьте результаты в таблице. (Смазанная маслом ладонь замерзла меньше, а чистая ладонь сильнее чувствует холод и быстрее замерзает.)

Вывод: жир нужен животным для сохранения тепла.

Воспитатель. Послушайте ещё одно звуковое письмо. Давайте узнаем от кого.

Включаем «звуковое письмо от зубра» с мычанием зубра в конце письма.

Зубр.

– В начале века нас практически истребили из-за шкуры и мяса. Мы очень большие, имеем крупную переднюю часть тела с горбом, широкую грудь. Шерсть у нас очень густая, а на голове – острые рога.

Ответы детей.

Воспитатель. Как вы догадались, что это письмо от зубра? (Ответы детей). Может, кто-то из вас знает, как зимуют зубры, что они едят зимой? (Ответы детей). Тяжело приходится зубрам зимой. Они объединяются в стадо, едят ветки, кору деревьев, хвою. А как люди помогают зубрам зимой не погибнуть от голода, кто-нибудь знает? (Ответы детей). Чтобы животные не погибли, люди подкармливают их. В местах обитания зубров раскладывают сено, зерносмеси, кормовую свёклу.

Послушайте ещё одно звуковое письмо. Давайте узнаем от кого.

«Звуковое письмо от рыси» с рычанием в конце письма. Дети отгадывают, от кого оно.

Рысь.

– Меня тоже чуть не уничтожили из-за тёплого и красивого меха. А он мне помогает пережить холодную зиму. Моя шерсть светло-коричневая с чёрными пятнышками. Я хищник, обитаю в густых лесах, где много зайцев, мышей и птиц. Меня трудно увидеть в природе. Я умею неслышно ходить и далеко слышать. Моя отличительная особенность – короткий хвост и кисточки на ушах.

Воспитатель. Как вы догадались, что письмо от рыси? (Ответы детей). Может, кто-нибудь знает, как зимует рысь? (Ответы детей). К зиме рысь накапливает жир. Чтобы её не так было видно на снегу, шерсть рыси осветляется, на лапках появляется густая щетина – это помогает рыси не проваливаться в снег.

Игра «Найди на карте места обитания животных»

Воспитатель. В нашей стране созданы специальные места, которые находятся под защитой государства, где охраняют редких животных и растения. Они называются заповедники, заказники, национальные парки. Я подготовила вам карты Беларуси с изображением мест обитания диких животных. Разложите желтые фишки на картинки с зубром, а оранжевые – на картинки медведя; синие – на изображение рыси. (Дети выполняют задание). На картах Беларуси много мест, где обитают редкие животные. Значит, люди заботятся о них, охраняют их.

Игра «Красная страничка»

Среди карточек с изображением диких животных нужно выбрать только тех животных, которые являются редкими, и вставить в окошки «Красной книги» карточки с их изображением.

Игра «Собери Красную книгу»

Воспитатель. Давайте вспомним, с какими редкими животными мы сегодня познакомились.

Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок помещает в кармашек «Красной книги» угаданное животное .

Весит много килограмм
Этот бурый великан.
Он по речке поплывет,
Рыбу на обед найдет (Медведь.)

Он могучий и с рогами,
В шерстяной жилетке,
На спине огромный горб,
Ест траву, а также ветки! (Зубр.)      

Бродит хищный кот в лесах
С кисточками на ушах.
Дальше от него держись —
Быстро нападает… (Рысь)

 

Игра «Правила поведения в природе»

Воспитатель дошкольного образования раздаёт детям картинки («Не ломай ветки деревьев», «Не шуми», «Не загрязняй природу» и т.д.). Дети рассматривают, делают выводы и рассказывают правила поведения в природе.

Воспитатель. Ребята, вы молодцы. Так хорошо отвечали. Скажите, о какой очень важной книге мы сегодня говорили? (О Красной книге Беларуси). Для чего она нужна? (Чтобы охранять животных). С какими животными Красной книги мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
                                               (Борис Дубровин)

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий