Интерактивное музейное занятие «Незнакомцы из прошлого» для учащихся 3–5-х классов

- 16:36Наш музей, После уроков

Цель музейного занятия «Незнакомцы из прошлого» – познакомить учащихся с музейной экспозицией предметов крестьянского быта.

 

Алеся СНИТКО,
учитель истории
ГУО «Средняя школа № 15 г. Лиды»,
Гродненская область

 

Огромное воспитательное значение имеет знакомство учащихся с национальными традициями белорусского народа. Знание истории своего народа способствует формированию человека как гражданина, патриота своей страны. Музейное занятие «Незнакомцы из прошлого» дает возможность учащимся обратить внимание на богатое наследие нашего народа, его духовную красоту, его увлекательную историю, его глубокие корни, тем самым помогая учащимся понять свой народ, родную Беларусь, пробудить чувства гордости за себя как белорусов, за свою Родину.

 

Цель: познакомить учащихся с музейной экспозицией предметов крестьянского быта.

Задачи:

– продолжить знакомство с предметами крестьянского быта и утварью наших предков через интерактивное музейное занятия;
– развивать логическое мышление учащихся, образное восприятия культурного наследия;
– способствовать воспитанию уважительного отношения к труду и быту наших предков.

Оборудование: экспонаты музея (ухват, рушник, сундук, глиняный горшок, самовар, деревянная ложка, рубель, кочерга, корзина, утюг, ложка, самовар, сито, рубель, лопата, грабли, лапти, веретено, керосиновая лампа, стол, ткацкий челнок); мобильные телефоны; компьютер; мультимедийный проектор.

Раздаточный материал: альбомные листы А4, цветные карандаши, фломастеры; карточки с загадками.

Место проведения: школьный музей.

 

Ход занятия

Подготовительный этап

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим небольшое, но очень увлекательное путешествие в прошлое. Десятки, сотни, тысячи предметов окружают нас. Некоторые предметы сопровождают нас всю жизнь, а другие предметы – только небольшой ее отрезок. Я предлагаю вам проследить за предметами, которыми пользовались наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. И попробуем представить, как жили наши предки, чем был наполнен их быт.

Как вы думаете, что нам поможет познать жизнь наших предков? (Ответы детей).

Правильно, музейные экспонаты.

Основной этап

Для сегодняшнего занятия нам пригодится старый бабушкин сундук!

Для чего предназначались сундуки? (Ответы детей). Правильно, для хранения приданного, украшений и ценной столовой утвари. О благосостоянии семьи судили по количеству сундуков. Сколько интересного может рассказать нам его содержимое.

Давайте рассмотрим первый экспонат (из сундука педагог достает рушник).

Учащиеся называют экспонат, используя QR-код, читают информацию о рушнике, (Приложение 1).

Рассмотрите коллекции рушников, которые представлены в нашем школьном музее (праздничные, бытовые). В нашем музее вы также можете увидеть приспособления для ручной обработки льна: веретено, прялку, ткацкий станок, мотовило и др.

А теперь рассмотрим следующий экспонат (из сундука педагог достает кринку).

Как называется в наше время сосуд для хранения молока (Пакет, бутылка). А в прошлом сосуд для хранения и подачи на стол молока назывался «крынка».

Используя QR-код, учащиеся читают информацию о кринке, (Приложение 2).

Учащиеся рассматривают «крынку» (возможность подержать в руках).

В крынке хранили молоко и простоквашу, отстаивали на сметану. Молоко в крынке дольше сохраняло свежесть. Крынку покрывали белой холстиной. Чтобы молоко оставалось дольше свежим, в крынку сажали лягушку.

Не задумывались ли вы над тем, почему кувшин для молока имеет широкую горловину, а сосуд, предназначенный для хранения кваса, имеет узкое горлышко (Ответы учащихся). Молодцы, совершенно верно. Молоко образует на стенках корчажки нерастворимые осадки. Убрать их можно с помощью щетки, поэтому горловина должна быть такой, чтобы проходила рука человека.

Педагог показывает глиняный горшок.

Глиняный горшок с древности являлся основной посудой для приготовления и хранения пищи. Для прочности глиняные горшки обжигали. Толстые стенки и устойчивое основание позволяли готовить пищу на открытом огне, хранить жидкие и сыпучие продукты.

Пища из глиняного горшка имеет особый вкус, сохраняет в себе все витамины. Такая еда полезна для человека, так как она улучшает настроение, дает заряд энергии и бодрости. За глиняной посудой необходимо правильно ухаживать: сушить на солнышке, содержать в чистоте. Наши прабабушки знали, что посуда из глины любит солнце и свежий воздух.

А сейчас прочитайте и отгадайте загадку, используя QR-код (Приложение 3).

Правильно, самовар (педагог из сундука достает самовар). Ни один праздник, ни одно чаепитие не обходилось без самовара. Он украшал быт богатых и бедных, его брали с собой в дальний путь.

Используя QR-код, учащиеся читают информацию о самоваре (Приложение 4).

Самовар являлся своеобразным олицетворением достатка, благополучия, семейного уюта. Его передавали по наследству, дарили на свадьбы и дни рождения. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почетном месте в доме.

Переходим к следующему экспонату (из сундука педагог достает деревянные ложки).

Почему для изготовления ложек в старину использовали дерево? (Ответы детей) Правильно, дерево было самым доступным материалом того времени. Из дерева делали все – мебель, корзины, ступу. Деревянные ложки необыкновенно удобны: и черенок по руке, и не обожжешься. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, березы, кедра, липы и других деревьев. Ложки употреблялись исключительно для еды.

Знаете ли вы приметы о ложке? Используя QR-код прочитайте, какие приметы существовали о ложке (Приложение 6).

Из сундука учащийся достает рубель.

Как называется этот экспонат? (Ответы детей)

Используя QR-код, познакомьтесь с этим экспонатом (Приложение 6).

Есть ли желающие погладить белье рубелем? (Учащиеся выполняют задание).

Давайте, ребята, мы с вами поиграем в игру «Отгадай экспонат» (педагог выбирает ведущего).

Игра «Отгадай экспонат»

Для игры необходимо разделить учащихся на две команды. Каждая команда придумывает название. Музейная игра включает 18 загадок. Ведущий поочередно загадывает по одной загадке команде. Задача команды – назвать ответ, найти и показать его среди экспонатов школьного музея, рассказать, как использовался экспонат в прошлом. Если ответ дан верно, тогда ведущий достаёт из конверта карточку с названием загаданного экспоната. Ведущий ведет учет балов, которые набирают команды. Если игроки затрудняются с ответом, ведущий загадывает эту загадку другой команде. Если команда не отгадала загадку, тогда она пропускает ход и теряет балл, а другой команде дается шанс угадать дополнительную загадку (в случае верного ответа зарабатывает балл). Выигрывает та команда, которая верно и быстро отгадала загаданный экспонат (Приложение 6).

Педагог. На ваших столах лежат альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры. Вам необходимо изобразить музейный экспонат, который вам больше всего понравился на сегодняшнем занятии.

Учащиеся выполняют задание. Обсуждают работы.

Итог занятия

Сегодняшнее наше путешествие хочу закончить строками из книги Евгения Осетрова «Живая древняя Русь»: «Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении волнистой линии орнамента? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписанные пестрыми красками, вальки, украшенные загадочными геометрическими узорами?»

Как вы считаете, стоит ли? (Ответы детей)

Мы с вами познакомились с самыми распространенными предметами крестьянского быта. Назовите их. (Ответы детей). Практически все они исчезли из нашего повседневного обихода, но, приходя в наш музей, мы можем погрузиться в прошлое и, глядя на экспонаты, представить, что окружало наших предков и было в их обиходе.

Если вам понравилось занятие – улыбнитесь. Спасибо за внимание! Будем рады видеть вас в нашем историко-этнографическом музее «Мой родны кут»! До новых встреч!

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

 

 

 Приложение 7

 

Карточки с загадками

1. Не бык, но бодает,
Не ест, но еду хватает,
Что взял, людям отдает,
сам в угол идет

10. Не шит, а весь в рубцах.
По скалке катается – одежда выпрямляется.

2. Она голодна – в доме холодно.
Она поела – в доме потеплело

11. На полу ларец стоит большой.
Обит железом, на нем замок навесной

3. Помогает справиться
Возле печи красавица:
Снять колечки с плиты,
Чтоб чугунок поставил ты.

12. землю я копала –
и не устала.
А кто мною копал,
Тот устал

4. Ног она не имеет,
У нее одна рука.
А грибы собирает
С бабушкой и внучкой.

13. Прошлогоднюю траву
Пальцы в кучу гребут.

5. Был на кружале,
Был на топтале,
Был на пожаре.
Домой пришел –
Семью накормил.

14. Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идёт, клетки кладёт.

6. Я тяжел, внутри огонь,
Где поеду – будет гладко,
Я горяч – меня не тронь.

15. Чем больше я вращаюсь,
Тем толще я становлюсь.

7. Сама не ест, зато людей кормит.

16. Синее море,
Стеклянные берега
Плавает утка,
Горит голова.

8. Стоит на столе золотой чудак,
Чай разливает всегда он горячий, всегда он большой стоит он и летом,
Стоит и зимой.

17. У меня есть рога,
У меня есть ноги.
Все садятся со мной
Так скажи мне, кто я?

9. Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно все в дырках.

18. Через ниточки порхает,
ткани ткать нам помогает.
За собою нить ведёт,
ткань искусно он плетёт.

 

Карточки с ответами

УХВАТ

РУБЕЛЬ

ПЕЧЬ

СУНДУК

КОЧЕРГА

ТКАЦКИЙ ЧЕЛНОК

 

КОРЗИНКА

ЛОПАТА

ГЛИНЯНЫЙ ГОРШОК

ГРАБЛИ

УТЮГ

ЛАПТИ

ЛОЖКА

ВЕРЕТЕНО

САМОВАР

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА

СИТО

СТОЛ

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий