Отражение простых жизненно значимых социальных отношений в различных видах деятельности

- 14:13КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Конспект индивидуального коррекционного занятия «Социально-эмоциональное развитие» для детей с интеллектуальной недостаточностью (воспитанники с интеллектуальной недостаточностью, с расстройствами аутистического спектра) 4–5 лет.

Татьяна ЕВТУХ,
учитель-дефектолог
ГУО «Cпециальный детский сад № 3 г. Волковыска»,
Гродненская область
specsad3volk@uovrik.by

 

 

Тема: «Отражение простых жизненно значимых социальных отношений в различных видах деятельности» на материале лексической темы «Семья».

 

Задачи:

– формировать умения правильно отражать простые жизненно значимые социальные отношения (общение, оказание помощи, проявление заботы и др.) в различных видах детской деятельности;
– формировать обобщенное понятие «семья» (все члены семьи дружно живут вместе, помогают и любят друг друга);
– формировать жизненно необходимые практические умения и навыки (следить за чистотой и опрятностью одежды, готовить пищу, убирать мусор и др.) для последующей социальной адаптации и интеграции в общество;
– способствовать развитию «эмоционального интеллекта» воспитанников (умение показывать свои эмоции и правильно понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные проявления и других членов семьи);
– формировать навыки социально одобряемого поведения, через использование различных жестов;
– воспитывать желание сотрудничать со взрослым в процессе выполнения игровых действий.

Материал и оборудование: визуальный план занятия, фотографии членов семьи ребенка, сюжетный картинный материал, пособие «Дом», два смайлика с выражением эмоции «грусть» и «радость», игры «Стирка», «Собери машину из частей», «Сделай пиццу», «Подбери заплатку», «Собери мусор».

 

Предварительная работа: распечатка семейных фотографий, чтение стихотворных текстов о членах семьи.

 

Ход занятия

1 Приветствие

Давай поздороваемся.

Педагог. Я – (Имя учителя) (рукопожатие).
Ребенок. Я – (Имя ребенка) (рукопожатие).
Педагог. Ты – (Имя ребенка).

Собираемся мы в круг: я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся – и друг другу улыбнемся! (Улыбка)

Будем всех любить, мириться,
Хочу с (Имя ребенка) подружиться. (Объятие)

Садись за стол (фото), осанка (спина ровная).

 

2 Сообщение о том, чем будем заниматься

Сегодня ты будешь помощником.

Ты будешь помогать маме вешать белье, папе – ремонтировать машину,

Брату – готовить пиццу, бабушке – чинить одежду, ты (Имя ребенка) будешь наводить порядок дома (показ визуального расписания).

Затем будем вместе заселять жильцов в дом (показ визуального расписания).

Когда ты справишься с заданием, поместишь значок, галочку (показ значка).

 

3 Игры «Семья»

Игра «Мама»

(Имя ребенка), посмотри  на фотографию (выставление фотографии). Это мама. Покажи, где мама (Вот). Повтори за мной: «мама» (экран).

Послушай:

Самая красивая, самая родная.
Это же, конечно, мама дорогая.
Мама ласковая очень,
Мама любит тебя, точно.

Обними меня, как мама (объятие).

Мама заботится обо всех, она хорошая! Посмотри, мама стирает, вешает одежду сушить (показ соответствующей картинки). Помоги маме: развесь одежду на веревку (выполнение действия). Вешаем брюки папы, платье бабушки, рубашку брата.

Молодец, ты настоящий помощник: помог маме, развесил одежду сушить. У всех чистая одежда. Все будут довольны!

Выкладывай символ, ты выполнил работу.

 

Игра «Папа»

(Имя ребенка), посмотри на фотографию (выставление фотографии). Это папа. Покажи, где папа (Вот). Повтори за мной: «папа» (экран).

Послушай:

Папу очень я люблю,
Дружбой с ним я дорожу.
Папа сильный и большой,
Ходит он гулять со мной

Покажи, какой папа сильный (показ двух сжатых кулаков). Папа заботится обо всех, он добрый! Посмотри, папа ремонтирует машину (показ соответствующей картинки). Помоги папе: собери машину из частей (выполнение действия). Собираем машину (вот кузов, вот кабина). Теперь машина сможет ехать.

Молодец, ты верный друг: помог папе, собрал машину. Машина целая, на ней можно кататься. Все будут довольны!

Выкладывай символ, ты выполнил работу.

 

Физкультурная минутка

Давай сейчас поиграем (музыка)

Мы похлопаем руками; мы потопаем ногами
Хлоп, хлоп, хлоп; топ, топ, топ.
Вот мы руки поднимаем, вот мы руки опускаем.
Вот, вот, вот; вот, вот, вот.
Мы повертимся немножко, мы покружим немножко.
Вот, вот, вот; вот, вот, вот.
Ну а наши ножки-крошки побежали по дорожке.
Вот, вот, вот; вот, вот, вот

Игра «Брат» (продолжение основной части)

Посмотри на фотографию. Это брат. Покажи, где брат (Вот). Повтори за мной: «брат» (экран).

Послушай:

Ты у мамы не один, у неё ещё есть сын.
Рядом с ним ты маловат, для тебя он старший брат

Покажи, какой брат большой (показ поднятых рук вверх). Брат заботится обо всех, он молодец! Брат готовит пиццу (подбор соответствующей картинки). Помоги брату: приготовь пиццу (выполнение действия).

Папа любит колбасу, мама любит сыр, бабушка – лук.

Молодец, ты настоящий помощник: помог брату приготовить пиццу. Все будут есть пиццу. Все будут сыты и довольны!

Выкладывай символ, ты выполнил работу.

 

Игра «Бабушка» (продолжение основной части)

Посмотри на фотографию. Покажи, где бабушка (вот). Повтори за мной: «бабушка» (экран).

Послушай стихотворение:

Бабушка, бабуля, как тебя люблю я.
Будь всегда красивой, молодой и милой.

Покажи, как ты любишь бабушку (показ воздушного  поцелуя). Бабушка заботиться обо всех, она добрая! Бабушка зашивает одежду (подбор соответствующей картинки). Помоги бабушке: подбери заплатки для одежды (выполнение действия).

Чиним платье мамы, брюки брата, рубашку папы, твою кофту.

Молодец, ты самый лучший помощник: помог бабушке подобрать заплатки.

Одежда целая, не порванная. Все будут очень рады!

Выкладывай символ, ты выполнил работу.

 

Игра «(Имя ребенка)» (продолжение основной части).

Посмотри на фотографию.

Покажи, где ты, Максим (Вот). Повтори за мной (Имя ребенка) (экран).

Послушай:

Славный мальчик, классный мальчик,
Всеми нами он любим.
Умный, добрый и красивый –
Мировой наш друг (Имя ребенка)!

Покажи, какой ты классный (показ большого пальца вверх). Максим заботится обо всех, он хороший! Максим убирает в доме мусор (подбор соответствующей картинки). Покажи, как ты это делаешь (выполнение действия). Вот мусор под столом (наклоняйся), за стулом…, за дверью… Дома стало чисто. Все будут очень рады!

Молодец, ты убрал мусор, навел порядок.

Дай «пять» (действие ладонью).

Выкладывай символ, ты выполнил работу.

 

4 Игра «Жильцы в доме»

Посмотри, вот дом (показ большого дома). В доме никто не живет, дом грустный (показ смайлика). Давай в доме будет жить…(фотографии на планке). Мама… Папа… Брат… Бабушка… Максим…

Бери фотографию и размещай в дом (выполнение действия).

Мама, папа, брат, бабушка и Максим (показ каждого члена семьи) дружно живут в доме вместе (обобщенный показ). Все они помогают друг другу, все они любят друг друга. Все они – одна дружная семья (слово «семья» прикрепить на крышу).

Давай порадуемся за них (хлопки в ладоши).

Мы радуемся, и дом стал веселым (поменять смайлик).

Посмотри, около дома распустились цветы и прилетели бабочки (мне добавить).

Выкладывай символ, ты выполнил ВСЮ работу.

 

5 Пальчиковая игра «Семья»

Давай поиграем.

Раз, два, три, четыре, пять (загибание пальцев на правой руке)
Кого будем называть (хлопки в ладоши)
Мама, папа, брат, бабушка и я (загибание пальцев на правой руке)
Это все моя дружная СЕМЬЯ.

Как хорошо, что у тебя есть семья.

6 Заключительная часть

Молодец,  ты сегодня очень старался. У тебя все получилось.

Руки шире разведу, как же я тебя люблю!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий