Формирование умений находить грамматические основы простых предложений в составе сложного; правильно ставить знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного; определять вид сложного предложения.
Елена МАЛИНОВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область
Задачи:
– создать условия для ознакомления с понятием «сложное предложение», с видами сложных предложений;
– способствовать формированию умений находить грамматические основы простых предложений в составе сложного; правильно ставить знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного; определять вид сложного предложения.
– содействовать развитию речи учащихся, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: презентация «Сложное предложение», карточки с заданиями.
Ход урока
I Организационный момент
– Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Желаю всем успешной работы и хороших оценок. Не расстраивайтесь, если сегодня у кого-то что-то не получится, помните слова героя сказки “Золушка”: “Я не волшебник, я ещё только учусь”. Не получится сегодня, обязательно получится завтра. Главное – верьте в себя, и всё у вас будет хорошо! Улыбнитесь! Всем удачи!
II Повторение ранее изученного материала
1 Работа по карточкам (3–4 человека)
Расставьте недостающие знаки препинания, составьте схемы предложений.
1) Прости нас сестрица _____________
2) Профессор сколько дней в декабре? _____________
3) Год, ваше величество состоит из двенадцати месяцев. _____________
2 Взаимопроверка в парах домашнего задания, упр. 197 (на экране)
3 Повторение теоретического материала
– А сейчас проверим, что вы знаете о синтаксисе. Я буду читать утверждение, и если высказывание верное, то вы делаете хлопок, если нет, то тихонько сидите.
– Синтаксис – это раздел науки о языке. (Да)
– Синтаксис изучает словосочетание и предложение. (Да)
– По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные. (Да)
– По интонации: распространенные и нераспространенные. (Нет)
– А какие? (Ответы учащихся)
– Дополнение, определение и обстоятельство – это второстепенные члены предложения. (Да)
– Предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого, является распространенным? (Нет) А каким?
– В простом предложении одна грамматическая основа? (Да!)
– Молодцы!
III Подготовка к изучению нового материала
– Запишите предложения (на доске), найдите грамматическую основу.
Сне.. покрыл землю, и наступила настоящая зима. Долго б..ролась зима с ненас..ной ос.. нью. Наконец ос..нь уступила.
– Чем отличаются предложения друг от друга?
– А как называются такие предложения?
IV Объявление темы. Определение задач урока
– Запишите тему урока: «Строение сложного предложения».
– Сформулируйте задачи урока, используя слова, записанные на доске:
Узнаем …
Познакомимся…
Научимся различать …; находить…; строить….
– На этом занятии мы поговорим о разнице между простыми и сложными предложениями. Какое предложение мы будем называть сложным?
V Изучение нового материала
1 Работа с учебником
– Подтвердите свой ответ, нам поможет правило на странице 101.
– Рассмотрите схему на странице 102, упражнение 202. Ответьте на вопросы (схема на экране):
– С помощью чего могут связываться части сложных предложений? (Интонации и союзов).
– Как называются сложные предложения, связанные при помощи интонации? (Бессоюзные).
– С помощью каких союзов могут связываться части сложных предложений? (Сочинительных и подчинительных).
– Назовите сочинительные союзы.
– Назовите подчинительные союзы.
– Как называются сложные предложения, связанные при помощи сочинительных союзов? (Сложносочиненные).
– Как называются сложные предложения, связанные при помощи подчинительных союзов? (Сложноподчиненные).
– Простые предложения соединяются в сложное при помощи союзов и интонации. Вот так будут выглядеть схемы сложных предложений (на экране):
2 Работа в парах на карточках (карандашом)
Соотнесите схему и вид предложения.
[– =], [– =]. Сложноподчиненное
[– =], и [– =]. Бессоюзное
(когда – =), [– =]. Сложносочиненное
VI Закрепление нового материала
1 Задание
Прочитайте предложения на экране. Подумайте, какие предложения являются простыми, а какие сложными. Обоснуйте свой ответ.
Широко раскидалась лазурная высь. Огни золотые горят. Заря прощается с землёю. Ложится пар на дне долин. |
Широко раскидалась лазурная высь, и огни золотые горят. Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долин. |
2 Работа по карточкам
Запишите предложения, решая орфографические и пунктуационные задачи. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений.
1. З..мля осв..жилась и буря промчалась.
2. Туча по небу идёт боч(?)ка по м..рю плывёт.
3. Мы вернулись д..мой когда лучи со..нца скрылись за лесом.
Физминутка для глаз
3 Работа по вариантам
Продолжите предложения так, чтобы в первом случае сказуемые были однородными; во втором – чтобы было сложное предложение.
1-й вариант:
Первый снег прошёл и ….
Первый снег прошёл, и…
2-й вариант:
Солнце выглянуло из-за туч и …
Солнце выглянуло из-за туч, и …
4 Работа в парах
Выполнение теста (Приложение)
Учащимся раздаются карточки с вопросами; при наличии всех правильных ответов должно получиться слово «УМНИЦА».
VII Подведение итогов
1 Беседа
– Назовите тему урока.
– Какие цели мы ставили в начале урока?
– Мы их достигли?
– Какое предложение называется сложным?
– Для чего важно уметь различать простые и сложные предложения?
2 Оценивание учебной деятельности. Комментирование отметок
VIII Рефлексия
Оцените свою работу, выбрав номера тех предложений, которые соответствуют вашему уровню усвоения темы.
1. Урок полезен, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3. Еще придется потрудиться.
IX Домашнее задание
§ 25, упражнение 203, ответить на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 103.
Приложение
Тест
Прочитайте вопрос. Выберите из ответов один правильный. Запишите в клеточку букву, соответствующую наиболее полному ответу.
1. Сложное предложение состоит из:
а) двух простых предложений;
в) одного простого предложения;
у) двух или нескольких простых предложений.
2. Простые предложения в сложном отделяются друг от друга:
и) точками;
м) запятыми;
п) точками и запятыми.
3. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи:
д) интонации;
ж) союзов;
н) союзов и интонации;
4. Чтобы узнать сложное предложение надо:
а) определить второстепенные члены предложения;
и) определить грамматические основы.
5. Какое из этих сложных предложений – бессоюзное?
ц) Солнце зашло за тучу, его лучи освещали верхушки деревьев.
щ) Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев.
6. Какое из этих сложных предложений состоит из трех простых?
а) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.
б) Плывут паутины над сонным жнивьём, краснеют рябины под каждым окном.