Форма урока: квест-игра «Тайны Лидского замка». Учащиеся повторят и систематизируют теоретические знания по теме «Основные алгоритмические конструкции»; выполнят задания на решение задач для исполнителя Робот и решение вычислительных задач.
Марина ТКАЧУК,
учитель информатики
ГУО «Первомайская средняя школа»
Лидского района,
Гродненская область
Тема: Обобщающее повторение по теме «Основные алгоритмические конструкции».
Дидактические цели урока: предполагается, что в ходе урока учащиеся:
– повторят и систематизируют теоретические знания по теме «Основные алгоритмические конструкции»;
– выполнят задания на решение задач для исполнителя Робот и решение вычислительных задач.
Задачи личностного развития:
– создать условия для развития логического и алгоритмического мышления учащихся при выполнении заданий по составлению программ;
– содействовать развитию умений анализировать, сравнивать и делать выводы;
– создать условия для развития умений работать как индивидуально, так и в парах при выполнении заданий урока, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: квест-игра «Тайны Лидского замка».
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие; карточки с таблицей критериев работы на уроке; карточки с заданиями на урок; заготовки программ на Pascal для задания «Вставь пропущенные команды»; карточки для физкультминутки; карточки для игры «Запиши выражение на языке Pascal»; мультимедийная презентация; мультимедийный проектор; компьютеры.
Ход урока
1 Организационный этап (Слайд 1)
– Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Готовы совершенствовать свои знания в программировании на языке Pascal?
– Сегодня у нас не обычный урок, а урок-квест «Тайны Лидского замка». Мы будем открывать важные события в истории замка.
2 Целемотивационный этап
Совместно с учащимися сформулировать цель урока.
Предложить учащимся карточку с таблицей критериев оценки работы на уроке, напомнив об одном бонусном балле, получить который можно по усмотрению учителя и учащихся (Приложение 1). В помощь учащимся разработан раздаточный материал с описанием заданий (Приложение 8). Для индивидуальной работы используется игра «Запиши выражение на языке Pascal» (Приложение 9).
Учащиеся записывают тему урока.
3 Этап оперирования знаниями, умениями и навыками при выполнении заданий
– Для того чтобы войти в Лидский замок, нам нужен ключ. Давайте сыграем в игру «Верно – неверно». Если правильных ответов будет больше, чем неверных, тогда нам достанется ключ от замка (Приложение 2, Слайд 2).
– Отличная работа! Вы справились! Ключ у нас.
– Итак, замок открыт для нашего посещения. Тайны Лидского замка спрятаны в сундуках.
– Выполнив следующее задание, мы откроем первый сундук и познакомимся с первой тайной.
Задание «Составь понятие»
Работа в парах (Приложение 3, Слайды 3, 4)
– Поздравляю! Первый сундук открыт! Кто изображен и как этот исторический деятель связан с Лидским замком? (Изображен Гедимин, основатель Лидского замка, Слайд 5).
Задание «Вставь пропущенные команды»
– Для того чтобы открыть второй сундук, нужно выполнить задание «Вставь пропущенные команды».
Задание выполняется на компьютере. Учащимся необходимо открыть файл-заготовку и вставить пропущенные команды/условия.
Условие:
Даны m, n, k целочисленные переменные, вводимые с клавиатуры. Вычислить значение арифметического выражения .
– Допишите в программе недостающие записи. Тогда вы сможете открыть второй сундук (Приложение 4, Слайды 6, 7).
– Поздравляю! Второй сундук открыт!
– Какое историческое событие отображено на слайде? (Свадьба Польского короля Ягайло и Софьи Гольшанской, Слайд 8).
Физкультминутка
Метод «По порядку становись!»
Учащимся предлагаются карточки. Задача учащихся – задействовав все карточки, выстроиться по приоритету выполнения действий (Приложение 5).
– Чтобы открыть третий сундук, нужно решить задачу о количестве жителей Лидского замка.
Задание «Реши задачу»
Условие:
Количество жителей Лидского замка – К тыс. человек. Ежегодно прибывают в замок а человек и выезжают b человек. Сколько жителей в Лидском замке будет через год (Приложение 6)? (Значения переменных K, a, b вводятся с клавиатуры) (Слайды 9, 10).
– Поздравляю! Третий сундук открыли!
– С какой легендой Лидского замка связано имя Дмитрия-Корибута Ольгердовича? (Одну из легенд Лидского замка связывают с рыцарями-захватчиками. В декабре 1394 года они осадили цитадель. Обороной командовал князь Дмитрий-Корибут, который, велев своим воинам защищать укрепление до последней капли крови, сбежал через потайной ход. Все дружинники погибли в бою. С тех пор их призраки блуждают по старинным галереям, Слайд 11).
4 Этап оперирования знаниями, умениями и навыками при выполнении заданий
Задание «Собери программу»
Учащимся предлагается собрать программу, которая решает следующую задачу.
Робот находится на поле, размер которого заранее не известен. Начальное положение Робота – центр поля. Составить программу, в которой Робот переместится в нижний правый угол, а потом закрасит клетки вдоль правой стены (Приложение 6, Слайды 12, 13).
– Поздравляю вас, ребята! Мы с вами открыли последний сундук.
– Что такое Дулаг № 155? Как связан он с Лидским замком? (В июле 1941 г. в Лидском замке немцы устроили транзитный фильтрационный лагерь для военнопленных красноармейцев – Дулаг № 155. Лагерь функционировал в Лидском замке примерно один месяц, через него прошло около трех тысяч человек. Слайд 14).
5 Информация о домашнем задании
Повторить материал § 8.
6 Подведение итогов, выставление отметок
При подведении итогов предложить учащимся подсчитать общее количество баллов за выполненные задания. Привлечь к обсуждению результатов работы, определить с учащимися кандидатуру того, кому следует добавить бонусный балл за работу на уроке. Оценить работу учащихся согласно набранным баллам.
7 Рефлексия
Метод незаконченного предложения (Слайд 15).