Формирование у учащихся представления о понятии «международное гуманитарное право» и принципах международного гуманитарного права.
Ирина МАЛОФЕЙ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 2 имени Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область
Цель урока: сформировать у учащихся представление о понятии «международное гуманитарное право» и принципах международного гуманитарного права.
Ожидаемые результаты:
– учащиеся будут знать определение основного понятия: «международное гуманитарное право»;
– учащиеся смогут характеризовать принципы международного гуманитарного права; объяснять и конкретизировать примерами принципы международного права.
Воспитательная цель:
– формировать и развивать политическую культуру, активную жизненную позицию, позитивные качества личности,
– воспитывать уважительное отношение к праву и законодательству белорусского государства и международного права.
Оборудование: учебное пособие, карточки, магниты, тетрадь, презентация.
Тип урока: традиционный урок изучения новой темы.
Ход урока
1 Организация начала урока
2 Ориентировочно-мотивационный этап
Опрос по домашнему заданию
Учитель предлагает провести разминку с опорой на знания по изученным темам. Необходимо оценить следующие утверждения, ответив «да» или «нет».
1. В процессе развития человеческого общества на смену противостоянию «богатый Восток» – «бедный Запад» пришло противостояние «бедный Юг» – «богатый Север». (Да)
2. Процесс, охватывающий группу стран, создающих объединения, называется универсализация. (Нет)
3. Процесс всестороннего сближения различных стран и становления единой системы связей на основе новейших информационно-коммуникационных технологий называется глобализация. (Да)
4. Объем ВВП на душу населения отражает реальное состояние благополучия людей в той или иной стране. (Нет)
5. Развивающимся странам присущи такие черты, как высокое качество профессиональной подготовки трудовых ресурсов и преимущественно сырьевая специализация в международном разделении труда. (Нет)
6. Верховенство государственной власти внутри границ государства и его независимость на международной арене называется суверенитетом. (Да)
7. Выезд из страны на постоянное жительство – это иммиграция. (Нет)
8. Придание юридической силы документу путем утверждения его соответствующим органом каждой из сторон – это процедура ратификации. (Да)
9. Устойчивое развитие – это развитие, направленное на удовлетворение нужд современного поколения без нанесения ущерба будущим поколениям людей. (Да)
10. Главным органом ООН является Генеральная ассамблея. (Да)
Проверка правильности выполнения, коррекция.
Фронтальный опрос
– Какие сферы жизни общества в первую очередь затрагивает концепция устойчивого развития и почему?
– Назовите основные направления устойчивого развития. Поясните примерами.
– Какова роль Беларуси в реализации концепции устойчивого развития на региональном уровне? Аргументируйте своё мнение. (9–10 баллов)
Ответ: В реализации концепции устойчивого развития на региональном уровне Беларусь играет значительную роль. Она обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей, которое проживает на территории страны, без лишения такой возможности будущих поколений (жителей Беларуси). Особенности проведения белорусской политики устойчивого развития на уровне региона состоят в учете природно-экономической специфики территории страны и местных социальных институтов. Также учитывается конкуренция между соседними государствами за капитал и человеческие ресурсы.
Работа с плакатами социальной рекламы
Соотнесите плакат и цель устойчивого развития. Объясните свой выбор. (9-10 баллов)
3 Подведение итогов этапа и оценивание
4 Целеполагание
После проверки и краткого комментирования результатов, учитель предлагает узнать, как устроены правовые основы глобального мира, в котором мы живем, и каким образом регулируются международные отношения.
– Запишите тему урока в тетрадь: «Правовые основы международных отношений».
– Как вы понимаете название параграфа?
Учащиеся самостоятельно определяют цели с помощью инфографики (с . 81).
– Вы, наверно, уже выбрали себе, чем будете заниматься после окончания школы? Исходя из того, чем вы будете заниматься, какую профессию уже, вероятно, выбрали, подумайте, зачем вам нужно изучение этой темы?
– Я хочу обратить ваше внимание на высказывание драматурга, лауреата Нобелевской премии в области литературы, автора множества пьес и нескольких романов Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле как люди».
– Какая связь между высказыванием и темой нашего урока?
5 Операционно-познавательный этап
– Вспомните, чем регулируются отношения в обществе? (Закон, мораль).
– Вывод: значит, должны существовать законы, которые регулируют международные отношения.
Существование множества национальных государств повлияли на возникновение международного права, которое стало инструментом регулирования общественных отношений.
Национальными являются нормы права, принятые в данном конкретном государстве автономно, без участия других государств, и предназначенные для регулирования общественных отношений в рамках этого государства. Все другие нормы относятся к международной части правовой системы.
Запись в тетради определения «международное право».
– Как вы считаете, на основе чего складывается международное право? (На основе принципов).
5.1 Работа с понятием «принципы международного права»
Учитель зачитывает принципы международного права – учащиеся поднимают руки, если считают этот принцип важным:
– суверенное равенство государств;
– неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях;
– невмешательство во внутренние дела государств;
– мирное решение международных споров;
– равноправие и самоопределение народов;
– уважение прав человека и основных свобод (поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии);
– территориальная целостность государств;
– добросовестное выполнение международных обязательств (соблюдение справедливости и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права);
– нерушимость государственных границ;
– сотрудничество государств (осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера).
Работа с учебником. Принципы права (5 мин.)
– Предлагаю выполнить задания, используя опорную карточку, с целью уточнить понятие «международное право».
Карточка. Задание № 1.
Опорная карточка «Международное право» (см. с. 84–85)
Как создаётся:
Источники:
Виды международных договоров:
Большинство из этих принципов отражено в Уставе Организации Объединённых Наций.
В 1970 г. была принята Декларация ООН о принципах международного права. Принципы носят императивный характер, и ни одно государство не может отказаться от их исполнения в одностороннем порядке.
Работа с текстом Конституции, с. 8.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 г.
– Подчеркните ключевые слова.
– Как вы полагаете, как соотносятся с учётом равного статуса принципы территориальной целостности и принцип права наций на самоопределение? Что такое внутреннее самоопределение? (Право народов свободно определять их политический статус и осуществлять своё развитие в пределах государства).
– Сотрудничество – это обязанность или право государств в современном мире?
– Согласны ли вы с тем, что соблюдение этих принципов всеми государствами – достаточное условие для сохранения мира на земле? (Если все государства будут соблюдать данные принципы, то на земле будет сохраняться мир).
– Международное право состоит из множества отраслей. Найдите их в учебном пособии, с. 82.
– Одной из них является международное гуманитарное право (право вооружённых конфликтов) – совокупность принципов и норм, направленных на то, чтобы ограничить методы и средства ведения войны, а также предоставить защиту затрагиваемым лицам (гражданское население, больные и раненые военнослужащие, военнопленные).
– Если существует гуманитарное право, значит его наличие актуально в наши дни.
Учащиеся выйдут на вопрос о том, почему в мире не прекращается вооруженное противостояние в отдельных регионах и какие нормы действуют во время войны.
Обсуждение иллюстрации (Слайд 7)
– Красные маки растут в память о погибших солдатах. Каждый мак на рисунке обозначает одну из войн прошлого века, где погибло не менее 10 000 человек. Стебель тянется от года, в котором началась война, цветок попадает в тот год, когда война закончилась. Размер цветка соответствует числу погибших.
5.2 Работа с понятием международное гуманитарное право
– Найдите актуальную статистику о пострадавших и погибших в конфликтах в настоящее время.
Для этого, используя онлайн-ресурс Global Conflict Tracker, учащиеся назовут горячие точки мира, где в настоящее время разворачиваются вооруженные конфликты, и определят их тип.
Выполнение задания по поиску информации об актуальных вооруженных конфликтах в разных точках мира (задание на с. 86 учебного пособия).
Ожидаемый результат:
Составление таблицы
Государство: статус конфликта тип конфликта
Вывод
– Цель гуманитарного права: предотвратить или ограничить людские страдания во время вооруженных конфликтов. С этой целью было создано и действует Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
– Зачем были созданы международные эмблемы гуманности?
– Как вы полагаете, какие проблемы мирового сообщества отражает история эмблем движения Красного Креста и Красного Полумесяца?
Сообщение подготовленного учащегося (мини-проект).
Вопросы для обсуждения.
– Как вы оцениваете принятие трёх эмблем вместо одной универсальной – как достижение или как препятствие? Предположите, почему третьей дополнительной эмблемой стал Красный Кристалл.
6 Подведение итогов. Закрепление
Ответы на вопросы
1. Требуется ли сегодня корректировка или дополнение основных принципов международного права? Аргументируйте своё мнение.
В настоящее время требуется дополнение основных принципов международного права по отношению к всемирной системе Интернет с целью недопущения пропаганды войны.
2. В законах Ману можно прочитать: «Пусть не убивает ни сошедшего на землю (если сам остался на колеснице), ни спящего, ни того, у кого нет кольчуги, ни поражённого болезнью, ни тяжело раненного…». Прообразом какого принципа международного гуманитарного права является данная норма древнеиндийского закона?
Данная норма древнеиндийского закона является прообразом принципа гуманного отношения.
– Для того чтобы повторить основные принципы международного права, я предлагаю вам побыть людьми творческой профессии, например, художниками, и создать логотип для принципов международного права (по аналогии с логотипами для ЦУР).
7 Оценочно-рефлексивный этап
Возвращение к эпиграфу урока.
Формулировка учащимися 1–2 предложений в качестве выводов к теме урока.
8 Домашнее задание
Вопросы и задания к § 8.
Приложение
Основные смыслы международном гуманитарном права в тезисах
(работа в парах)
Для констатации войны не имеет значения, было ли ее официальное объявление, каковы ее причины, признают ли ее войной сами воюющие стороны, международные организации и или любые другие государства и т. д. Важно фактическое состояние: интенсивные, систематические боевые действия.
С юридической точки зрения понятия «война» и «вооруженный конфликт» эквивалентны. Женевские конвенции 1949 года оперируют вторым – armed conflict. Все остальные термины – «военные операции», «военные мероприятия» и т. д. – не имеют для целей применения международного гуманитарного права (МГП) и фиксации военных преступлений никакого юридического значения, если есть фактическое состояние войны.
Констатация состояния войны имеет важное практическое значение – только при наличии вооруженного конфликта может «включиться» режим МГП. МГП может действовать и после фактического окончания конфликта (например, пока не будет репатриирован последний военнопленный), но никогда – до. Момент «включения» МГП важен потому, что именно с этого момента начинают действовать правила и обычаи относительно того, чем и в отношении кого что можно делать. И можно начинать фиксировать военные преступления.
Важно различать саму войну и правовой режим, который начинает действовать с ее началом (jus in bello – право войны), и все, что было до войны, включая действия, которые могут послужить ее началу, причины войны – jus ad bellum (право до войны). МГП не оценивает законности и сути самих причин, не выясняет, был ли casus belli. МГП – это баланс между гуманностью и военной необходимостью. Цель МГП – упорядочить применение насилия, которого уже не удалось избежать, и максимально защитить жертв конфликта.
МГП «позволяет», легализует только насилие, совершенное комбатантами в отношении комбатантов и военных объектов. Все остальное является военными преступлениями либо общеуголовными преступлениями. Законная цель применения насилия – ослабить военную силу неприятеля и только. Поэтому приказы «никого не оставлять в живых», «пленных не брать» – военные преступления. Нормы о правах человека не прекращают свое действие с началом войны и продолжают дополнять МГП (это подтверждено практикой Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии, Международного уголовного суда, Международного суда ООН и ЕСПЧ). Вместе с тем важно иметь в виду, что действие договоров о правах человека зависит от юрисдикции государства-участника, действие норм МГП – от территории боевых действий. Нормы МГП в отношении защиты людей базируются на нормах о правах человека. Даже самые незащищенные группы лиц – незаконные комбатанты, наемники и шпионы (те, у кого нет права на статус военнопленного) не могут быть лишены минимума гуманного обращения: их нельзя убивать, пытать и в суде им обязаны обеспечить процессуальные гарантии. Такого статуса лица, с которым можно делать все что угодно «по законам военного времени», как в советских фильмах про войну, в МГП нет.
В рамках вооруженного конфликта очень важны статусы, кто ты. Они могут меняться по ходу (например, комбатант может стать военнопленным, гражданский – комбатантом). От этого зависит, что ты должен и что должны тебе.
Оккупация имеет место тогда, когда силы одного государства осуществляют эффективный контроль над какой-то территорией другого (либо убрав предыдущую власть насильно, либо после того как она сама утеряла эффективный контроль над территорией). Простой дислокации вооруженных сил недостаточно. Оккупация – это в первую очередь способность контролировать. Это установление своей администрации, издание распоряжений касательно гражданского порядка и обеспечение их выполнения. За все, что происходит с гражданским населением во время оккупации, отвечает оккупирующее государство. У него есть конкретные обязанности в отношении оккупированной территории.
Ответственность за нарушение МГП может наступать параллельно – как для государства, так и для конкретных физических лиц (исполнителей, а также тех, кто отдавал приказы). Просто в разных судах и с разной процедурой. Для целей индивидуальной уголовной ответственности не имеет значения позиция, звание и т. д. При этом важен вопрос полномочий.
Вопрос. Оцените данные утверждения (воспитательный потенциал).