В материале представлены игры с цифрами, используемые на занятиях с воспитанниками старшей специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи по образовательной области «Элементарные математические представления».
Ирина ГАЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
irina@smorgon.org
Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи начинают знакомиться с цифрами в средней группе (на уровне узнавания их начертания). В старшей специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи воспитанники осваивают структуру цифры. Однако у некоторых детей возникают определенные трудности, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Дети путают цифры между собой. Часто они нарушают последовательность между соседними цифрами из ряда. Приведенные ниже дидактические игры эффективно помогают решить эти проблемы.
Игра «Назови имя цифры»
Задача: упражнять в узнавании и различении цифр.
Материал: цифры от 0 до 9 разного размера и цвета, изготовленные из бумаги, картона, дерева, пластмассы.
Описание: детям демонстрируются цифры, изготовленные из разных материалов. Выясняется, какие цифры дети знают, и где они их видели. Затем цифры раздаются каждому ребенку. Для того чтобы дети лучше их запомнили, предлагается обвести их пальцем.
Игра «Веселые картинки»
Задача: закрепить знание цифр от 1 до 9.
Материал: 9 картинок с изображением животных и цифр.
Описание: детям по очереди демонстрируются картинки. Одновременно читается короткое стихотворение к каждой картинке. Например: «Одна кошка сидит на окошке», «Два бегемота залезли в болото», «Трое медвежат к маме спешат», «Четыре котенка мяукают громко» и т.д.
Игра «Назови соседей»
Вариант 1
Задача: закрепить знание цифр о 1 до 9, их последовательность; упражнять в пространственном ориентировании.
Материал: комплект цифр для каждого ребенка; набор демонстрационных цифр от 1 до 9.
Описание: Детям предлагается достать цифры и разложить их по порядку от 1 до 9. Учитель-дефектолог показывает одну цифру и предлагает найти ее «соседей» справа и слева.
Вариант 2
Задача: закрепить знание цифр о 1 до 9, их последовательность; упражнять в пространственном ориентировании.
Материал: набор демонстрационных цифр от 1 до 9.
Описание: на наборном полотне учитель-дефектолог выкладывает цифры от 1 до 9. Уточняется их название. Затем детям предлагается назвать «соседей» цифры 2, цифры 4 и т.д. Например: «Слева от цифры 2 находится цифра 1, а справа – цифра 3».
Игра «Покажи (соедини) все цифры по порядку»
Задача: учить различать и называть цифры от 0 до 9; закрепить последовательность цифр от 0 до 9.
Материал: альбомный лист бумаги для каждого ребенка с цветным изображением цифр от 0 до 9, расположенных хаотично; простой карандаш.
Описание: рассмотрите картинку. Какие цифры вам знакомы? Назовите их. Покажите все цифры по порядку. А теперь соедините цифры от 0 до 9.
Игра «Сделай цифру»
Задача: закрепить знание цифр от 1 до 9; учить выкладывать изображение цифр от 1 до 9 из каштанов по образцу и по памяти.
Материал: карточка с цифрами от 1 до 9; каштаны.
Описание: предлагается выложить цифру 1 из каштанов. Сначала ребенок выкладывает цифру 1 с помощью зрительной опоры на цифру. Затем цифра 1 выкладывается только по памяти. Аналогично ребенок выкладывает все последующие цифры.
Игра «Рисуем и угадываем»
Задача: закрепить знание цифр от 0 до 9; формировать представление о числе 10, о цифрах для обозначения числа 10 (1 и 0).
Материал: световой планшет; кварцевый песок.
Описание: учитель-дефектолог рисует цифру пальцем на песке. Ребенок угадывает ее. Затем педагог и ребенок меняются ролями.
Игра «Узнай цифру на ощупь»
Задача: закрепить знание цифр в пределах 9; упражнять в узнавании и различении цифр.
Материал: световой планшет; кварцевый песок; пластмассовые цифры от 0 до 9.
Описание: цифры находятся в песке. Ребенок медленно обследует и угадывает на ощупь цифры.
Игра «Живые цифры»
Задача: закрепить знание цифр в пределах 9; закрепить последовательность цифр от 1 до 9.
Материал: карточки с печатными цифрами от 1 до 9.
Описание: дети получают карточки с цифрами от 1 до 9. По сигналу учителя-дефектолога «Цифры, встаньте по порядку» (можно в прямом и обратном порядке) дети должны встать в шеренгу в соответствии с цифрой, нарисованной на карточке.
Игра «Найди свою цифру»
Вариант 1
Задача: упражнять в узнавании и различении цифр.
Материал: карточки с цифрами от 0 до 9; магнитные цифры от 0 до 9.
Описание: на доске располагаются магнитные цифры. Ребенок получает карточку с печатной цифрой. Предлагается среди магнитных цифр найти «свою».
Вариант 2
Задача: упражнять в узнавании и различении цифр.
Материал: карточки с неправильно напечатанными цифрами от 1 до 9 (цифры расположены под разным углом); магнитные цифры от 1 до 9.
Описание: на доске располагаются магнитные цифры. Ребенок получает карточку с неправильно напечатанной цифрой. Необходимо отгадать цифру и отыскать ее среди магнитных цифр.
Игра «Правильно ли это?»
Вариант 1
Задача: закрепить знание цифр от 0 до 9; учить соотносить цифру с соответствующим количеством предметов.
Материал: деревянные пазлы, разделенные на две части (на одной части пазла нарисована цифра, на второй – соответствующее количество предметов).
Описание: демонстрируются две части пазла. Ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры одной части пазла количеству предметов второй части пазла.
Вариант 2
Задача: закрепить знание цифр от 0 до 9; учить соотносить цифру с соответствующим количеством предметов.
Материал: деревянные пазлы, разделенные на две части (на одной части пазла нарисована цифра, на второй – соответствующее количество предметов).
Описание: половинки пазлов хаотично размещены на столе. Ребенку надо правильно собрать каждый пазл, соотнося количество предметов одной половинки пазла с ответствующей цифрой на другой половинке пазла.
Игра «Музыканты»
Задача: закрепить знание цифр в пределах 5; упражнять в счете звуков и в воспроизведении количества звуков в пределах 5.
Материал: 5 разных карточек с заданием (сюжетная картинка с цифрой); музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек).
Описание: рассматривается сюжетная картинка. Учитель-дефектолог задает вопрос: «Сколько раз залает ученый пес, посмотрев на карточку в руках у клоуна?» (Пять) Далее учитель-дефектолог продолжает: «Столько раз ударь в бубен, сколько раз залает ученый пес, посмотрев на карточку в руках у клоуна». Аналогично разбирается каждое последующее задание. В игре используются все музыкальные инструменты.
Игра «Неделька»
Задача: закрепить представление о цифрах в пределах 7; закрепить представление о днях недели.
Материал: деревянные цифры от 1 до 7.
Описание: учитель-дефектолог приглашает к столу 7 детей и раздает по одной цифре. Раздавая цифры, называет день недели, соотнося с цифрой. Затем детям дается задание построиться, начиная с первого дня недели (с третьего, с пятого). Ребенок с названной цифрой становится первым, а за ним выстраиваются остальные дети и называют по порядку дни недели.
Игра «Конструктор»
Задача: учить складывать цифры от 1 до 5 из трубчатого конструктора; развивать память, внимание и воображение.
Материал: цифры от 1 до 5; трубчатый конструктор.
Описание: предлагается собрать из трубчатого конструктора цифры от 1 до 5 с опорой на цифру, а затем без зрительной опоры.
Необходимо отметить, что для того чтобы воспитанники старшей специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи могли продуктивно запомнить цифры, учитель-дефектолог должен тщательно готовить демонстрационный и раздаточный материал, поддерживать интерес детей в течение всей игры, обеспечив при этом активную работу всех воспитанников и индивидуальный подход к каждому из них.