Тропа туриста. Материалы объединения по интересам базового уровня изучения «Простейший туризм» в старшей группе для воспитанников 5–6 лет

- 15:33ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Материалы к занятиям, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Предложенные игры и сценарии занятий повышают интерес детей к туризму, формируют представления о видах туризма, правилах поведения в природе, обучают умению ориентироваться на местности и др.

 

Алла ПРИМАЧЕВА,
педагог дополнительного образования
ГУО «Детский сад № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
ver4un@mail.ru

 

Цель: развитие навыков здорового образа жизни детей, воспитание физической культуры личности средствами детского туризма, ознакомление с природой родного края.

Задачи:

– формировать представления о родном крае, правилах поведения в природе, природных явлениях, видах туризма, видах деятельности человека в окружающей природной среде (лесник, турист, грибник, фотограф, рыбак и т.д.);
– обучать ориентироваться на местности, формировать умения и навыки, необходимые в пешеходных прогулках-походах;
– создавать условия для развития у детей общей выносливости, скоростных, скоростно-силовых и общих координационных, ориентационных способностей, гибкости.

Возраст: от 5 до 6 лет.

Рекомендации по организации работы с воспитанниками: проведение бесед на экологическую тематику; организация дидактических, подвижных игр; преодоление «полосы препятствий».

 

Игры

Игра-тренировка «Мы собираемся в поход»

Цель: формировать умение правильно выбирать вещи, необходимые туристу в походе.

Материал: картинки (вещи), необходимые туристу в походе: рюкзак, дамская сумочка, котелок, миска, ложка, нож, чайный сервиз, палатка, фонарик, лампочка, топорик, спички, гитара, мяч, аптечка, плед, фотоаппарат, тёплая куртка, резиновые сапоги, нарядное платье, нарядный костюм и т.д.

Содержание игры: дети должны из предложенных карточек (вещей) выбрать те, которые им понадобятся в походе.

 

Игра «Назови правильно»

Цель: формировать представления о топографических знаках; развивать умение различать топографические знаки на плане.

Материал: карточки с топографическими знаками, картинки отображающие виды местности.

Содержание игры: на столе лежат карточки с топографическими знаками и картинки, что эти знаки изображают. Детям предлагается взять любой знак, назвать его и найти соответствующую этому знаку картинку.

 

Игра «Построй карту-схему турпохода»

Цель: закрепить представления о топографических знаках; развивать умение строить карты-схемы турпохода.

Материал: листы бумаги, карточки с топографическими знаками.

Содержание: на столе лежат карточки с топографическими знаками. Детям предлагается построить карту-схему турпохода.

 

Игра «Что будет, если…?»

Цель: закрепить представления о правилах поведения в природе, представления о том, что надо делать, для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивать умение делать выводы и умозаключения.

Материал: карточки «Правила поведения в природе».

Содержание игры: на столе лежат карточки, на которых изображены знаки поведения в природе. Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо беречь природу. Например: что будет, если бросить в реку банку из-под колы? А две, три? Если одна семья из леса привезет охапку подснежников? А две, три? Аналогично – о громкой музыке в лесу, о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разоренном гнезде, муравейнике и т.д.

 

Игра «Разложи костер»

Цель: закрепить представления о видах костра, сформировать умение выкладывать костер.

Материал: бруски (поленья) для выкладывания костра, карточки с изображением разных видов костра.

Содержание игры: воспитатель показывает карточки с разными видами костров и бруски (поленья, для выкладывания костра). Дети должны назвать вид костра и разложить костер.

 

Игра «Зеленая аптека»

Цель: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Материал: Картинки с лекарственными растениями (подорожник, крапива, шалфей, ромашка, одуванчик и т.д.).

Содержание игры: дети делятся на 2 команды. У одной команды – иллюстрации с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, одуванчик и т.д. У другой – картинки: порезанный палец, ребенок с перевязанным горлом, с градусником, салат из одуванчиков, щи из крапивы и т. д. По команде воспитателя дети из команд находят друг друга, становятся парами и объясняют свой выбор. Например: подорожник прикладывают к ране, из крапивы варят щи, и т.д.

 

Игра «Береги природу»

Цель: формировать умение устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы.

Материал: картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д.

Содержание игры: на столе разложены картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

  

Рассказ с ошибками

«Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили всё же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли!

Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще.

По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше.

Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы всё равно их разрушат!”

Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно.

Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже нестрашно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” – закричал Петя и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж”. “Все равно – гадина!” – ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города.

Весело прошёл день!

 

Какие плохие поступки совершили ребята в лесу?

 

Правила

Правила поведения в лесу

– не включать громкую музыку;
– не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые – грибы – деревья;
– для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В тёплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
– не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет);
– костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения;
– не трогать яйца птиц – птица может покинуть гнездо;
– не брать зверят и птенцов из леса в город – если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
– не втыкать в муравейник палочки – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе;
– не прятаться во время грозы под одиноким деревом – в него может попасть молния;
– никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
– луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.

Туристический поход «По следам юных туристов»

 

Ход мероприятия

Воспитатель. Добрый день, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите путешествовать. И сегодня я предлагаю вам отправиться в интересный туристический поход. Я предлагаю вам самим пройти маршрут «По следам юных туристов» и сделать для себя не только новые открытия, но и найти «клад». А что это за клад, об этом мы узнаем в конце нашего интересного похода. Но на нашем пути могут встретиться внезапные ситуации, которые потребуют от вас решительных и умелых действий в первые минуты, или даже секунды. Сегодня у вас есть возможность продемонстрировать свои знания, умения и навыки.

Задание 1. Игра-тренировка «Мы собираемся в поход»

Цель: формировать умение правильно выбирать вещи, необходимые туристу в походе.

Материал: картинки (вещи), необходимые туристу в походе (рюкзак, дамская сумочка, котелок, миска, ложка, нож, чайный сервиз, палатка, фонарик, лампочка, топорик, спички, гитара, мяч, аптечка, плед, фотоаппарат, тёплая куртка, резиновые сапоги, нарядное платье, нарядный костюм и т.д.).

Содержание игры: дети должны из предложенных карточек (вещей) выбрать те, которые им понадобятся в походе и сложить в рюкзак.

Воспитатель. Собираясь в поход, настоящий турист комплектует свой рюкзак. Сейчас я предлагаю вам стать туристами, которые собираются в поход. Ваша задача – из предложенных вам предметов выбрать самые необходимые в походе. Готовы? Тогда начинаем!

Задание 2. Игра «Правила поведения в лесу»

Цель: закрепить представления о правилах поведения в природе.

Материал: экологические знаки.

Содержание игры: дети находят знаки, рассматривают их и объясняют их значение.

Воспитатель. Поход в лес мало чем отличается от похода в гости. А знаете ли вы почему? Всё очень просто, в лесу вы – гости! Лес, как гостеприимный хозяин, дарит свою красоту, тень и прохладу, ягоды, грибы и целебные травы. Но в лесу свои правила и свои законы. И каждый должен знать правила и уважать эти законы!

На площадке спрятаны экологические знаки. Вы должны их найти и объяснить, почему так делать нельзя.

Задание 3. «Полоса препятствий»

Воспитатель. Каждому туристу приходится преодолевать различные препятствия: перескакивать с кочки на кочку, пробираться через заросли кустарников, спускаться по крутым оврагам. Сейчас вам придется пройти туристическую полосу препятствий. Ну что, готовы! Вперёд!

Туристские полосы препятствий:

– Пролезь через верёвку
– Ходьба по тропинке
– Подвесной мостик
– Бег между кустами
– Метание шишек в цель (дерево)
– Ходьба с преодолением естественных препятствий: пеньков
– Перешагни брёвна

Воспитатель. Молодцы, все препятствия преодолели. А что это за интересный домик у нас на пути. Послушайте рассказ.

Целую неделю мы собирались в поход. Маршрут наметили, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и магнитофон.

Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Вот и привал. Разожгли костёр, заварили в котелке чай, попили чаю, поиграли с мячом и пошли дальше.

В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник, пока его почти весь не разрушил. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Домой вернулись оживлённые. Весело прошёл день!

Какие плохие поступки совершили ребята в лесу?

Воспитатель. Муравьи – очень интересные насекомые. Они строят себе жилища из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек. Жилище это непростое: в нём много входов и выходов, «комнат» и «коридоров».
Муравьи ведут очень активный образ жизни с ранней весны и до поздней осени. Они обладают завидным трудолюбием и большой выносливостью. А ещё считается, что муравей самый сильный на земле. Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Главные враги муравьев – кабаны и… человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи – это залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте этого делать другим. Лучше понаблюдай за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики.

Муравьи – надёжные помощники лесоводов. Лесные муравьи – хищники. Они во множестве истребляют различных насекомых, преимущественно вредителей леса. Особенно успешно это делают рыжие лесные муравьи. Там, где нет муравейников, можно встретить деревья, оголённые разными листогрызущими насекомыми.

Привал

Воспитатель. Препятствия все мы преодолели. Очень устали. Впереди нас ждёт привал. Привал, или как его ещё называют «бивуак» – это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха. А какой же отдых, без костра? Ребята, как вы думаете, что же такое костёр? (Костёр – это тепло, на нём готовят еду и около него сушат промокшую одежду)

Вы правы, костёр – это контролируемый источник огня для согревания туристов, приготовления еды и сушки промокшей одежды. Однако костёр – это больше, чем просто огонь. Костёр – это кухня, столовая, гостиная. Это сухая одежда, горячая еда и вода, защита от насекомых, место общения, тепло и уют. Ни одно путешествие, ни один поход не обходится без костра. Поэтому, костёр – это эмблема, символ нашего похода. А символ необходимо глубоко уважать. Костёр – надёжный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнём; он может стать хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно. Костёр потенциально опасен, и нельзя об этом забывать. 

Костёр разжигается с помощью спички. Применять легковоспламеняющиеся жидкости при разжигании костра ни в коем случае нельзя. Почему? (Это небезопасно для человека и окружающей природы)

А также вы должны помнить, что детям разжигать костёр нельзя. Почему? (Это небезопасно. Спички детям брать нельзя)

Поэтому вы мне поможете только заготовить дрова для костра.

Задание 4. «Зажги костёр»

Цель: развить навык коллективной работы.

Материал: бревна-игрушки.

Сейчас вы мне поможете сложить костёр в виде «колодца». Каждый возьмёт по полену и по очереди сложит его в костёр.

В руках у каждого ребёнка по одному полену. По сигналу ведущего дети по очереди бегут до «кострища», где они должны построить костёр в виде «звезды». Взрослый ставит вовнутрь костра макет огня. Костёр «зажжён».

Сейчас самое время отдохнуть и поиграть.

Задание 5. Игра «Юные экологи»

Воспитатель. Турист, я считаю, должен знать всё о природе! И как преодолеть препятствие на пути, и как деревья вылечить, и как помочь животным. У каждого из вас в руках картинки, изображающие растения, птиц, зверей, солнца, воды. К кому я подойду, тот называет, что изображено на его картинке, а затем прячет картинку за спину. А вы должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на земле не будет спрятанного объекта.

Молодцы, ребята. Ловко вы справились со всеми заданиями. Теперь я могу сказать про вас, что вы настоящие туристы. В поход взяли нужные вещи, правила поведения в природе вы знаете, полосу препятствий вы прошли, костёр разожгли, о мире природы рассказали. А самое главное, вы показали все свои знания, умения и навыки, которые вам обязательно пригодятся в походе, ведь это и есть наш «клад». Я уверена, что каждый из вас богат не только своими знаниями, умениями и навыками, но и отличным настроением и положительными эмоциями! И в награду вам за это приготовлены свидетельства «Юный турист». А сейчас пора возвращаться в детский сад.

 

 

Прогулка-поход «Знакомство с туризмом»

Цель: провести практическое занятие на природе; ознакомить детей с туристическими прогулкам-походам.

Задачи:

– сформировать у детей представления о видах туризма (пешеходный, велосипедный, лыжный, водный, горный и т. д.);
– формировать умения и навыки, необходимые в пешеходных походах.

Материал: картинки с изображением разных видов туризма, рюкзак, спортивный инвентарь (игрушки).

Ход прогулки-похода

Воспитатель. Дорогие ребята, мы сегодня с вами познакомимся с разными видами туризма и узнаем, кто такие туристы. А как вы думаете, что такое туризм и кто такие туристы? (Ответы детей)

Туризм – это путешествия по своей стране или в другие страны. Поход – это активный способ передвижения по маршруту. Туристы – это люди, которые очень любят путешествовать, ходить в походы. Они сильные, выносливые, неунывающие и не боятся трудностей. Чтобы туристу стать сильным и выносливым, надо заниматься физкультурой и спортом, ежедневно по утрам делать зарядку, много гулять на свежем воздухе, закаляться. А для чего туристы путешествуют и ходят в походы? (Ответы детей)

Походы на природу закаляют человека, развивают его физические качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость, помогают получить запас бодрости и хорошего настроения. Во время походов туристы знакомятся с природой родного края, историческими и природными достопримечательностями, любуются красотой природы, общаются с друзьями. Во время походов туристы организовывают интересные игры, соревнования, конкурсы, в лесу собирают грибы, ягоды, лекарственные травы.

Чтобы познать необъятные просторы родного края, туристы могут передвигаться по маршруту пешком (пеший туризм); на велосипедах (велосипедный); на лодках, катамаранах, байдарках, катерах (водный); на лыжах (лыжный); на конях (конный); автомобилях, автобусах (автотуризм); мотоциклах (мототуризм); поездах (железнодорожный, в горах (горный туризм) и др.

Игра «Виды туризма»

Детям раздаются карточки с изображением того или иного вида туризма. У воспитателя – иллюстрации с различным туристским снаряжением. Показывая их детям по одной, воспитатель предлагает отыскать у себя карточку с соответствующим видом туризма. Например, лодка с веслом – водный туризм, каска – горный, велосипед – велосипедный и т. п. Кто правильно и быстро справится с заданием, получает фишку.

Игра «Отгадай»

На «туристический слёт» съехались разные туристы: пешие, водные, велотуристы, мототуристы и т. д. (их изображают дети). По сигналу педагога они выходят на середину площадки и имитируют действия своих героев согласно принятой роли. Водящий должен узнать, какие туристы приехали на слёт. Игрок, наиболее точно и выразительно выполняющий свою роль, становится водящим.

Воспитатель. Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, смелыми, закаленными, выносливыми. Посмотрите внимательно на картинки и ответьте мне, что у туристов висит за плечами? (Ответы детей)

Молодцы, эти большие мешки называются рюкзаками. А как вы думаете, что берут с собой туристы в поход? (Ответы детей)

Туристы уходят в походы на несколько дней далеко от дома, и ночевать им приходится в лесу, в горах. Для этого они берут с собой палатки – небольшие складывающиеся домики, спальные мешки, карту, чтобы не заблудиться и другие необходимые вещи.

Игра «Собери рюкзак»

Дети собирают в рюкзак необходимые вещи (игрушки) в походе.

Воспитатель. Тот, кто хочет стать настоящим туристом, должен многое уметь и знать. Он должен не только уметь собирать своё и групповое походное снаряжение, уметь подбирать одежду в соответствии с сезонными и погодными условиями, он ещё должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве.

Эстафета «Ловкий турист»

Надеть рюкзак, пробежать между разметкой змейкой, передать рюкзак следующему участнику.

Как вы думаете, что делают туристы в походе? (Ответы детей)

Туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу, проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра и т. д. А какие правила должен выполнять турист в походе по лесу? (Ответы детей)

Воспитатель.

Турист должен знать, что:
Природу надо – Уважать!
Лесных зверей – Не обижать!
Всякую букашку – Надо любить!
А деревья нельзя – Рубить!
Всё живое надо – Охранять!
Цветов и ягод много – Не рвать!

У туристов есть свои праздники, они называются туристическими слётами. Участники слёта соревнуются друг с другом, организуют разные игры, поют песни у костра.

Исполнение песни на выбор детей

Молодцы, ребята. Много вы узнали о видах туризма и туристах, выполнили все задания. А сейчас пора возвращаться в детский сад.

 

Занятие-поход «Виды туристических костров»

 

Цель: формирование у воспитанников умений и навыков, необходимых для разведения костра в походных условиях, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи: 

– познакомить воспитанников с разными видами костров;
– сформировать навык выбора вида костра в зависимости от поставленной задачи и погодных условий;
– развить навык коллективной работы и совместного поиска решений;
– разъяснить основные правил безопасного поведения при разжигании костров;

Оборудование: карточки с рисунками разных видов костров; карточка «подготовка кострища, снятие дёрна».

 

Ход занятия-похода

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами идём в поход. В походе мы познакомимся с разными видами костров, правилами их разведения. Эти умения, я уверена, вам пригодятся в дальнейшем.

Туристы, которые отправляются в поход, ещё до выхода на маршрут определяют приблизительное место для ночлега по карте. А непосредственно на местности, это место, выбирается за 2–3 часа до наступления темноты. Такое место называют «бивуак». Бивуак – это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха. Бивак – это дом, в котором мы живем во время похода.

Итак, какой же отдых, а тем более ночлег без костра? Ребята, как вы думаете, что же такое костёр? (Костёр – это тепло, на нём готовят еду и около него сушат промокшую одежду)

Вы правы, костёр – это контролируемый источник огня для согревания туристов, приготовления еды и сушки промокшей одежды. Однако костёр – это больше, чем просто огонь. Это центр бивака. Костёр – это кухня, столовая, гостиная. Это сухая одежда, горячая еда и вода, защита от насекомых, место общения, тепло и уют. Ни одно путешествие, ни один поход не обходится без костра. Поэтому, костёр – это эмблема, символ нашего похода. А символ необходимо глубоко уважать. Костёр – надёжный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнём; он может стать хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно. Костёр потенциально опасен, и нельзя об этом забывать. 

А как вы думаете, с чего же начинается костёр? (Надо выбрать место под костёр. Оборудовать его. И собрать дрова)

Молодцы, ребята, костёр начинается с выбора места под него. Костру, как любимому капризному ребёнку, отдают лучшее место на стоянке, ибо вся работа по установке лагеря определяется костром.
Костёр должен быть расположен не высоко, не низко, не далеко, но и не близко. Он должен освещать по возможности все палатки, дым его должен разгонять комаров на всей стоянке, а тепла должно быть достаточно на всех членов группы. Но плохо, если искры от костра, не успев «погаснуть на лету», достигнут палатки. Нехорошо, если дым будет душить не только комаров, но и людей. 

А теперь запомним правила выбора места под костёр оборудования кострища.

1 При выборе площадки под костёр:

– нельзя разводить костёр под деревьями, особенно высохшими, огонь может поджечь нижние сухие ветки; 
– нельзя разводить костёр и на открытых корнях деревьев, а также ближе, чем в 5–6 метрах от кустарника;
– не нужно разводить костёр в молодых хвойных посадках, на участках с сухим камышом, тростником, мхом или высокой сухой травой, по ним огонь распространяется с большой скоростью;
– нельзя жечь костры на вырубках и торфяниках, даже основательно погашенный, залитый водой костёр может незаметно тлеть длительное время в толще торфа и привести к большому пожару через несколько дней.

2 Площадка под костёр выбирается на открытом месте и защищённом от ветра месте; под склоном оврага или стеной густого леса; в поле или на сухих почвах костёр следует разводить в небольших ямках. Когда это, возможно, используют старое кострище, чтобы лишний раз не наносить вреда природе выжигая, траву и плодородный слой почвы.

3 Необходимо расчистить место под будущее кострище: расчищают в радиусе 1,5 метров, весной – от опавшей хвои, листвы, сухих веток, зимой – от снега. Иногда перед разведением костра необходимо снять дёрн в пригородных лесах, лесопарках и на лугу: на месте будущего костра предварительно срезают дёрн, укладывают в стороне корнями вниз и обильно поливают дёрн водой, при уходе с бивака дёрн укладывают обратно и поливают водой. Посмотрите, как это выглядит на рисунке.

Ну, вот место выбрано, кострище приготовлено, теперь можно разводить и сам костёр. Но помните, что детям разжигать костры ни в коем случае нельзя! Почему? (Это небезопасно. Спички детям брать нельзя!)

Костёр разжигается с помощью спички. Применять легковоспламеняющиеся жидкости при разжигании костра ни в коем случае нельзя. Почему? (Это небезопасно для человека и окружающей природы)

Молодцы, ребята. Конечно же, по причине безопасности. Есть множество других средств, облегчающих разведение костра, они называются растопкой. Растопкой могут служить: сухие веточки, береста, огарок свечи, кусочек оргстекла, бумага. А теперь мы вместе с вами попробуем определить алгоритм разведения костра. Итак, с чего начнём? Зажигаем сначала растопку, поджигайте её снизу, тогда она сгорит вся. От растопки загорятся тонкие сухие веточки, щепочки, лучинки, которые надо уложить шалашиком. Положите на них веточки немного потолще, а потом и более толстые (с палец). Постепенно кладите всё более толстые ветки и дрова. Между веточками, лучинками и дровами должен быть зазор для доступа воздуха, чтобы огонь хорошо разгорался. Если очень плотно положить топливо в ещё не разгоревшийся костёр, то огонь может погаснуть. Не кладите также преждевременно в огонь слишком толстые дрова, они могут не успеть загореться (недостаточно тепла), а горящие более тонкие ветки уже прогорят. Постепенно увеличивайте толщину дров, и получится нужный огонь. Летом растопку можно уложить прямо на сухую землю, а зимой – на настил из брёвен, уложенных вплотную, лучше даже сырых.

А сейчас мы рассмотрим, какие бывают костры.

Костры иногда делят:

– на дымовые (для сигнализации, отпугивания комаров и гнуса);
– жаровые (для приготовления пищи, просушивания вещей, обогрева людей), 
– пламенные (для освещения бивака, приготовления пищи). 

Рассмотрите внимательно карточки с рисунками различных основных видов костров по их конструкции.

«Шалаш» – поленья укладывают наклонно к центру, при этом они частично опираются друг на друга. Костёр удобен тем, что освещает лагерную площадку, на нём можно варить в одной посудине. На него идут любые дрова (хворост, валежник), он даёт высокое пламя, но мало жара.

 

«Колодец» – один из видов жаровых костров. Два полена кладут на некотором расстоянии друг от друга, поперёк них – ещё два и т. д. Костёр по внешнему виду действительно напоминает колодезный сруб. Медленно сгорая, толстые короткие поленья образуют много углей. Широкое пламя удобно для приготовления пищи, для обогрева участников похода, сушки вещей. 

«Звёздный» – поленья (5–8 штук) укладывают на угли с нескольких сторон по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре. По мере сгорания поленья продвигают ближе к центру. Костёр горит узким, жарким, но медленным пламенем. Образует много углей. Применяется для приготовления пищи.

 

«Таёжный» – существует несколько форм данного костра, самая распространённая следующая: у хорошо разгоревшегося костра любого типа кладут толстое полено, а на него кладут остальные дрова. Наклонно расположенные дрова способствуют быстрому стеканию воды, дрова не успевают промокать, поэтому этот костёр необходим для приготовления пищи в дождь. Широкий огонь позволяет варить пищу для большой группы, сушить вещи, обогреваться. Костёр длительного действия, он даёт сильные пламя и жар.

«Нодья» – для такого костра заготавливают брёвна одинаковой длины и толщины, желательно еловые. Два бревна кладут рядом на землю, в зазор помещают растопку или угли из другого костра, затем кладут на них третье бревно. Костёр разгорается постепенно и горит ровным жарким пламенем несколько часов. Применяется для длительного обогрева (например, при зимнем ночлеге под тентом).

«Камин» – горит долго и удобен для ночлега одного – двух человек.

 

 

7 «Полинезийский» – разводится в яме, когда требуется большое количество углей, но в запасе нет дров.

 

 

8 «Ночной» – укладывают брёвна так, чтобы они не загорались сразу, а горели только верхние концы, по мере сгорания брёвна продвигают вперёд.

 

 

9 «Пушка» – разновидность костра «нодья», три бревна укладывают наклонно на четвёртое, увеличивая площадь горения и образуя больше углей.

 

 

Воспитатель. Ребята, вот вы и познакомились с основными видами костра. Вам понравилось наше занятие? Отлично! Теперь пора возвращаться. А в следующий раз, мы с вами познакомимся с другими интересными фактами и особенностями туризма.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий