Методическая разработка коррекционного занятия для учащихся 4-го класса (5 год обучения) с трудностями в обучении на формирование умений использовать слова согласно грамматическому и лексическому значению в устной и письменной речи
Анна РЯБЧУК,
ГУО «Средняя школа № 2 им.Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область
Класс: 4-й (5-й)
Тема: Точное, согласно грамматическому и лексическому значению, употребление слов в речи.
Задачи:
– формировать умение использовать слова, согласно грамматическому и лексическому значению, в устной и письменной речи;
– содействовать развитию умений устанавливать причинно-следственные связи между объектами при составлении предложений и текста.
Оборудование: презентация, карточки-задания для индивидуальной работы, предметные изображения, материал для игр, компьютер с выходом в интернет.
Презентация: https://drive.google.com/file/d/1B2wlzNlsjteI01fhD8THQwwZjq140GDy/view?usp=sharing
Ход занятия
I Вводная часть
Задачи:
– вызвать у учащихся положительный эмоциональный настрой;
– активизировать психическую деятельность учащихся.
1 Упражнение «Хвастун»
Учитель-дефектолог: Давай поговорим!
Учащийся. О чём?
Учитель-дефектолог.
О всяком и о прочем,
о том, что хорошо,
и хорошо не очень.
Ведь знаешь что-то ты,
а что-то мне известно.
Поговорим?
Учащийся. Поговорим! Нам будет интересно!
2 Составление прогноза занятия
Учитель-дефектолог. Каким вы представляете наше занятие? Давайте составим его прогноз.
Полезное.
Познавательное.
Увлекательное.
Занимательное.
Интересное.
Развивающее (Презентация, слайд 2).
Учитель-дефектолог. Девиз нашего занятия: «Внимательно слушайте – и всё услышите! Внимательно смотрите – и всё увидите! Думайте – и всё обязательно поймёте!» (Презентация, слайд 3).
3 Выполнение кинезиологических упражнений (Презентация, слайд 4)
А чтобы следовать девизу нашего занятия, необходимо выполнить эти волшебные упражнения:
а) «Шапка для размышления». (Описание: «Надеть шапку» – дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза).
б) «Колечко». (Описание: Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими).
в) « Кулак – ребро – ладонь». (Описание: Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8–10 раз).
II Основная часть
2.1 Подготовительный этап
Задача: актуализировать умение точно употреблять слова в речи.
Беседа. Составление сказки о Зиме (Презентация, слайд 5)
Учитель-дефектолог. Природа вокруг нас постоянно меняется. Когда тает снег, появляется зелёная травка, радостно щебечут птицы – это… (Весна).
Когда жарко и можно весело плескаться в воде, ловить сачком бабочек на лугу и собирать душистую землянику – это… (Лето). Когда с деревьев опадают листья, а от слякоти и сырости мы ёжимся, наш город становится похожим на бедную Золушку – это …(Осень). И как раз в это время появляется прекрасная фея Зима (Презентация, слайд 6).
Она дотрагивается до всего волшебной палочкой-сосулькой – и город сразу становится похожим на Золушку в белом бальном платье. На далеком севере находится дворец, где живет Зима.
Попробуем описать её дворец! (Описание совместно с учащимся)
Дворец Зимы виден издалека. Стены замка намела метель, а двери проделал ветер. С потолка свисают сосульки и градинки. Замок освещается северным сиянием. Как холодно и пустынно в замке! В одной из комнат находится замёрзшее озеро. В центре озера стоит трон Владычицы Зимы.
Учитель-дефектолог. Какой вы представляете себе Зиму? (Презентация, слайд 7)
На королевском троне сидит Зима. От её наряда невозможно отвести глаз. Голубое платье осыпано алмазами. Длинные волосы украшает белый тюль, который покрыт блестящими снежинками. Вот дунул ветерок, и Зима засверкала тысячами огоньков. Глаза её блестят как звёздочки-снежинки, но в них нет тепла. Вот Зима хлопнула три раза в ладоши, и появились красивые сани с тройкой белоснежных лошадей.
Учитель-дефектолог. Почему три белых коня? (Потому что у Зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Презентация, слайд 8).
Хозяйка села в сани и помчалась с быстротой ветра вступать в свои права. Как Зима появляется в наших краях?
Осмотрела Зима свои владения и решила отправиться в гости к Морозу Морозовичу в вечное Царство Тишины и Холода в страну Безмолвия и Красоты. Где может находиться это Царство? (В Беловежской пуще).
Давайте опишем природу этой сказочной страны (Презентация, слайд 9).
Здесь царствует покой и тишина. Везде белое безмолвие. Кругом всё чисто, как на нетронутом листе бумаги. Кажется, всё живое вымерло. Только снег, снег, снег. Снег повсюду: под ногами, на ветках деревьев, поникших кустах, пнях. Деревья и кусты осыпаны инеем, словно покрыты кораллами. Веточки деревьев похожи на тонкое кружево. Ели стоят в белых шубах. Тишина застыла в морозном воздухе. Но вот взошло солнце. Всё вокруг засверкало, заискрилось, загорелось!
Остановилась тройка возле терема Мороза Морозовича. Не спеша вышел он приветствовать Зиму-Чародейку.
Каким вы представляете Мороза Морозовича? (Презентация, слайд 10). (Старик с большой снежной бородой, с красным носом. Шуба его переливается, вся искрится, как иней. В руках у него волшебный посох. Им он укутывает всё снегом, превращает воду в лёд, рисует узоры на стёклах).
Учитель-дефектолог. Посмотрел старик на Зиму и обратился к ней: «Здравствуй, Матушка!» Как ещё называют Зиму? (Волшебница, Чародейка, Хозяйка).
Почему Хозяйка? (Она заботится о растениях, прячет всё живое от холода, мороза).
Чем угощал Мороз Морозович Зиму? (Снежными комочками).
Недолго была Зима в гостях у Мороза Морозовича. Помчалась она опять в те далёкие края, где вечный холод.
Почему недолго она пробыла в гостях? (Она спешила уступить место молодой и красивой Весне).
2.2 Формирующий этап
Задачи:
– формировать умение правильно употреблять в речи слова, согласно грамматическому и лексическому значению;
– развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами при составлении предложений и текста.
Волшебница Зима приготовила для тебя задания.
Чтение текстов
Прочитайте текст. Какой из них вы считаете более удачным и почему?
В лесу
Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл всю землю в лесу. Деревья стоят в снегу. Холодно птицам и зверям (Презентация, слайд 11).
Зимний лес
Пробушевала метель – и волшебно преобразился лес. Всё стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
На поляне особняком красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло.
Как хороши они теперь, как пригожи!
Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – пышная снежная шапка. Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой (По Д.Зуеву. Из книги «С любовью к природе». Презентация, слайд 12).
(Второй текст более удачный, так как автор не просто изображает зимнюю природу, а передаёт своё отношение к ней).
2.3 Этап самостоятельной работы
Задача: выявить состояние сформированности умения употреблять в речи слова, согласно грамматическому и лексическому значению.
Задание «Превращение осеннего леса в зимний»
Учитель-дефектолог. Давайте мы с вами теперь «превратим» осенний лес в зимний. Постарайтесь, подбирая слова, передать своё отношение к зимней природе (Презентация, слайд 13).
Задание (создано на платформе LearningApps) выполняется учащимся на компьютере с выходом в интернет или на плашете, смартфоне (или на карточке). http://LearningApps.org/watch?v=ptqbpkhyc01
(Осенний, зимний) лес.
Наступил (последний, первый, средний) месяц (осени, зимы, весны). На реках и озёрах (тает, застыл) прочный лёд. (Ещё долго, не скоро, уже скоро) будет звучать журчание весенних ручейков. (Смолкли, везде слышатся, не слышны) голоса птиц. Многие животные (прячутся, спят, просыпаются) в своих тёплых норках.
(Беленький, маленький, серенький) зайчишка прячется под (большим, ожившим, заснеженным) кустом. Воробьи (притихли, расчирикались, расшумелись) и (повеселели, нахохлились, приуныли) от (дождя, солнышка, мороза). (Холодно, тепло, жарко) и (весело, голодно, грустно) в лесу. Все ждут (весны, лета, зимы).
Физминутка
а) Гимнастика для глаз «Снежинки».
б) Растяжки: «Снеговик», «Сними игрушку с ёлки» (Презентация слайд 14).
Задание. Найти в каждом ряду лишнее слово.
Задание (создано на платформе LearningApps) выполняется учащимся на компьютере с выходом в интернет. http://LearningApps.org/watch?v=pee2ehioj01
а) Зима, ель, перина, шуба, шаль, север, накидка, скатерть, пороша.
б) Наряд, ветер, мороз, зима, сугроб, снег, снегопад, лёд, иней, гололёд, каток, снежок.
в) Кружево, солнце, ожерелье, колье, волшебница, небо, чудо (Презентация, слайд 15).
Задание. Дописать в тексте недостающие слова. Задание (создано на платформе LearningApps) выполняется учащимся на компьютере с выходом в интернет. http://LearningApps.org/watch?v=p5ve0a4nt01
Волшебница-Зима
… зима. Пушистый … укрыл поля, луга, леса. На реках и озёрах лёд прозрачный, как … . Снежинки сверкают, как … . Ели и сосны стоят в снег, будто надели …и … . Деревья зима разукрасила инеем, точно… . (Презентация, слайд 16).
Физминутка
а) Телесное упражнение: «Робот».
б) Дыхательное упражнение: «Свеча».
в) Упражнения на релаксацию «Дирижёр», «Путешествие на облаке». (Презентация, слайд 17)
Задание. Составление тематического словаря «Снежные слова»
Задание (создано на платформе LearningApps) выполняется учащимся на компьютере с выходом в интернет или на смартфоне, планшете http://LearningApps.org/watch?v=prnzmcbva01
Или учитель читает предложения, а учащиеся определяют на слух и находит среди рассыпаных букв “снежные” слова.
Выборочный диктант
Снег с неба падает по-разному.
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим: «Хлопья».
Если твёрдые белые шарики больно секут щёки и лоб, мы говорим: «Крупка».
Свежий, только-только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовётся «пороша». Как и он сам, все следы на нём свежие.
Нет лучше охоты, чем на пороше.
Снег лёг на землю. Но это не значит, что он успокоился.
Подул ветер, и снег зашевелился, ожил.
Иной раз идёшь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течёт по земле. Это низовая метель – «позёмка». Если же ветер кружит, вьёт в воздухе снег – это вьюга. Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая буря – «буран».
Крикнешь – и голоса своего не услышишь, в трёх шагах ничего не видно.
Февраль – месяц метелей, месяц бегучих и летучих снегов.
В марте снег становится ленивым, он уже не разлетается с руки, как лебединый пух, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него – и не провалится нога.
Над ним колдовали два волшебника: мороз и солнце. Днём на солнце таяло, а к ночи подморозило: снег подёрнулся твёрдой корочкой, стал, как твёрдая пастила.
И для этого чёрствого снега есть в русском языке своё хрустящее жёсткое слово – «наст» (По Н.Надеждиной. Презентация, слайды 18, 19).
Какие «снежные» слова вы запомнили?
Какие из них были для вас новыми?
Что обозначают слова «пороша», «наст»?
Задание. Составление текста «Ель зимой»
Слова для справок: красивая, Царица леса, на белоснежной поляне, усыпана шишками, выглянуло солнце, блестят, переливаются, сверкают, хвоя, иголочки.
III Заключительная часть
Задача: развивать рефлексивные умения.
Беседа с учащимися
Учитель-дефектолог. Посмотрим ещё раз в окошко на зимние пейзажи. Всё увиденное нами за окном – новая картина, новое открытие, новый рассказ, увлекательный и яркий. Разве зима лишь ровный белый снег, белое небо, тусклые краски? (Ответы учащихся. Презентация, слайд 20).
«Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите прекрасное, всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное, всматривайтесь в малое – и вы увидите – великое!»
В чём смысл этой мудрости? В каждом окружающем нас предмете живёт красота, тайна, неповторимость, поэтому ко всему мы должны относиться бережно и уважительно.
Подтвердился ли прогноз нашего занятия? Было ли оно интересным, увлекательным, познавательным, полезным, занимательным?
Понравилось ли вам занятие?
Волшебница-Зима приготовила ещё одно задание, но какое, вы узнаете, отгадав загадку.
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные.
А возьмёшь – вода в руке.
Вы знаете, что снежинки все разные, одинаковых не бывает. Прикрепите на окно ту снежинку, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию (розовая – активность, успех; белая – радость, счастье; голубая – грусть, печаль. Презентация, слайды 21–23).
Спасибо за работу!