В материале описаны пять квестов, которые представляют собой готовые шаблоны в виде комнат с различными сюжетами, из которых необходимо выбраться, находя подсказки и выполняя задания.
Людмила ЖУКОВСКАЯ, заведующий
Елена ЦВИК, учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад №1 г.п. Вороново»,
Гродненская область
Любая педагогическая система будет эффективной только тогда, когда все субъекты активно взаимодействуют. Потому в государственном учреждении образования «Детский сад № 1 г.п. Вороново» работа по развитию речи старших дошкольников проходит в тесном сотрудничестве учителя-дефектолога и родителей. Непосредственное участие родителей в коррекции нарушений речи воспитанников обеспечивают прочность усвоения новых речевых умений.
Опыт работы подтверждает, что информационно-коммуникационные технологии предоставляют новые возможности для эффективного взаимодействия с родителями детей с нарушениями речи.
Учитель-дефектолог учреждения образования использует возможности технологии веб-квеста, позволяющей формировать поисковую деятельность детей, в ходе которой они самостоятельно добывают знания. Веб-квесты помогают дома закреплять изученный на коррекционных занятиях материал, создают условия для формирования новых знаний. В непринужденной обстановке родители играют с детьми, закрепляя полученные умения.
Веб-ресурс для закрепления полученных знаний и умений создаём с помощью платформы joyteka.com.
Веб-квесты представляют собой готовые шаблоны в виде комнат с различными сюжетами, из которых необходимо выбраться, находя подсказки и выполняя задания. Комната содержит от 3 до 5 заданий, что позволяет учителю-дефектологу с учётом психофизических и возрастных особенностей детей с ТНР индивидуально подобрать уровень сложности. В зависимости от поставленных задач подбирается формат заданий: открытый вопрос, закрытый вопрос с одиночным или множественным выбором ответов. Вопрос представлен в виде текста или изображения. Содержанием «комнат» служит материал, направленный на отработку и закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях.
Варианты веб-квестов с использованием шаблонов платформы joyteka.com для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
1 Веб-квест «Жучок»
Цель: закреплять умение правильно артикулировать звук [ж] на материале слов, предложений.
Квест содержит три задания, которые направленны на автоматизацию звука [ж] в словах (начале, середине), в предложениях, на развитие умения выделять звук в слове и на основе этого определять лишнее (развитие фонематического восприятия).
Веб-квест доступен по QR-коду.
2 Веб-квест «Найди-ка звук»
Цель: развивать умение выделять звук [р] в слове.
Квест содержит три задания, которые направлены на отработку умения выделять звук в начале, конце, середине слова; на автоматизацию звука [р] на материале слов. Каждое задание сопровождается наглядностью.
Веб-квест доступен по QR-коду.
3 Веб-квест «Простые предлоги с Ученным»
Цель: закреплять умение использовать простые предлоги «в», «у», «на», *«со», «под».
Главными героями этого квеста станут маленькие слова-предлоги, без которых не обходится практически ни одно предложение. Ребенок вместе с Ученым изучает лабораторию и выполняет задания.
Квест содержит четыре задания, которые позволяют отработать употребление простых предлогов «в», «у», «на» (*«со» при усложнении задания), «под»; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Я налью воду в желтую колбу. Под крышкой желтый арбуз»).
Веб-квест доступен по QR-коду.
4 Веб-квест «Зима»
Цель: закреплять представления о признаках зимы, зимних забавах.
Квест содержит три задания, содержанием которых является следующее: определение времени года по сюжетной картинке, выбор признаков зимы из перечисленного списка, составление рассказа о зиме с опорой на схему.
Веб-квест доступен по QR-коду.
5 Веб-квест “Спасение Весны”
Цель: формировать представления о признаках весны.
Основа сюжета: злой Волшебник запер Весну в замке. Ребенку необходимо выполнить четыре задания, в которых он на материале лексической темы “Весна” отрабатывает навыки согласования числительных с существительными в роде, числе, падеже; навыки образования уменьшительно-ласкательных форм, единственного и множественного числа существительных.
Веб-квест доступен по QR-коду.
Предложенные варианты веб-квестов демонстрируют спектр возможностей использованных шаблонов платформы на примере работы учителя-дефектолога. Они позволили повысить результативность совместной работы по расширению словаря ребенка по лексическим темам, автоматизации звуков, закреплению навыков словоизменения и словообразования, развитию связной речи и высших психических функций.
Для поддержания постоянной связи с родителями разработанные веб-квесты размещаются в родительских группах в мессенджере Viber.