Урок на тему «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!», 10–11-й класс

- 17:45II И III СТУПЕНИ, Единый урок, Методичка

Формировать у учащихся представления о достижениях и ценностях белорусского народа, которые должны быть сохранены и переданы следующим поколениям, и уважительное отношение к ним.

 

Елена РУСЕЛЕВИЧ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Дотишская средняя школа» Вороновского района,
Гродненская область

 

Задачи:

– формировать у учащихся представления о достижениях и ценностях белорусского народа, которые должны быть сохранены и переданы следующим поколениям, и уважительное отношение к ним;
– чувство гордости за свою страну, за белорусский народ;
– чувство ответственности за свою страну.

Оформление помещения: государственная символика; портрет Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко; Конституция Республики Беларусь; карта Беларуси; выставка книг о Беларуси; презентация с Национального образовательного портала, раздаточный материал для игры «Найди пару», распечатанные слайды презентации (7–26), картинки для викторины «Операция «Багратион».

Презентация: https://vospitanie.adu.by/organizatsiya-vospitaniya/edinie-uroki-uroki-pamyati.html

Целевая аудитория: учащиеся 10–11-го класса.

Ход урока

I Вступительное слово учителя

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята. Поздравляю вас с Днем знаний и новым учебным годом. Желаю вам быть активными участниками образовательного процесса, реализовать поставленные цели и покорить новые вершины учебного олимпа!

О прошедшем лете у нас останутся теплые воспоминания, а также причины, поводы для гордости. Предлагаю вам вспомнить и рассказать о летних моментах, событиях, поступках, которыми вы сегодня гордитесь. (Каждый ученик должен назвать то, чем он гордится)

Спасибо за то, что поделились своими поводами для гордости. Некоторыми из них можете гордиться не только вы, но и ваша семья, и даже наша школа (деревня, город, район).

 

II Сообщение темы урока, постановка цели и задач

Учитель. А есть ли чем гордиться нашему агрогородку, району, области, республике? (Ответы учащихся на каждую территориальную единицу).

Вот об этом мы и поговорим на нашем первом уроке в новом учебном году. Тема урока: «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!» (на доске).

Как вы думаете, почему именно такую тему предложило нам наше государство к первому уроку? (Ответы учащихся.)

Эпиграфом к уроку являются слова Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко (записаны на доске):

У нас есть главное, что мы должны сохранить и передать потомкам, – это наша любимая родина, наша Беларусь. Нам не надо чужого, свое благополучие мы создадим сами, своим трудом и на своей земле.
 А.Г.Лукашенко

 

План урока

1 Республика Беларусь – суверенное независимое государство.
2 Подвиг белорусского народа в годы Великой Отечественной войны бессмертен.
3 Достижения суверенной Беларуси.
4 Традиции суверенной Беларуси.

Какие задачи вы поставите к сегодняшнему уроку? (Ответы учащихся.)

III Основная часть

1 Республика Беларусь – суверенное независимое государство

 Учитель. (Слайд 1) Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит:

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Мы можем с уверенность и гордость сказать, что Республика Беларусь – это:

– суверенное независимое государство с многовековой историей и культурными традициями;
– страна, в которой каждый гражданин чувствует себя в полной безопасности;
– страна, которая живет в мире и делает все возможное для его сохранения на международной арене.

Белорусам есть чем гордиться и очень важно сохранить все хорошее, что есть в нашей стране, для следующих поколений.

Сегодня Республика Беларусь – это независимое и суверенное государство. Но так было не сразу и не всегда. Вспомните, в какие государственные образования входила территория нашей страны. (Ответы учащихся: Полоцкое и Туровское княжества, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Белорусская Народная Республика, Социалистическая Советская Республика Белоруссия, Белорусская Советская Социалистическая Республика в составе Союза Советских Социалистических Республик.)

Будучи в составе этих государств, наш народ прошел и выдержал огромное количество испытаний и войн. Но выстоял и не сдался. Ещё больше закалился, сплотился, окреп и создал государство, у которого есть чем гордиться, и есть что беречь!

Давайте вспомним основные даты из истории образования независимой Республики Беларусь. Для этого проведем игру «Найди пару».

Задание (в группах, парах):

Учащиеся получают карточки с датами и событиями, которые нужно соотнести между собой.

27 июля 1990 г. – Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики.
25 августа 1991 г. – придание Декларации о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики статуса конституционного закона, фактически провозгласившего независимость БССР.
19 сентября 1991 г. – принято название государства – Республика Беларусь.
15 марта 1994 г. – принятие Конституции Республики Беларусь.
23 июня 1994 г. – первый тур первых президентских выборов в Республике Беларусь.
В 2024 г. исполнилось 30 лет Основному Закону Республики Беларусь и 30 лет институту президентства в Беларуси.

 

2 Подвиг белорусского народа в годы Великой Отечественной войны бессмертен

Учитель. Но всего этого не было бы, если бы наши деды и прадеды не одержали Победу в Великой Отечественной войне.

Сколько лет белорусская земля живет под мирным небом? (Ответы учащихся.)

3 июля 2024 г. Беларусь праздновала 80 лет со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Почти не осталось в живых героев той войны. Сегодня в республике проживает только около 8,4 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны, бывших узников концлагерей, членов семей военнослужащих (партизан, подпольщиков), погибших в годы войны. Но мы помним и гордимся их подвигами! Чтим память о них!

Как называлась военная операция по освобождению территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков? (Операция «Багратион».)

В честь кого она так названа? (Белорусская стратегическая наступательная операция получила кодовое наименование «Багратион» в честь «льва русской армии» князя, генерала от инфантерии Петра Ивановича Багратиона, главнокомандующего 2-й Западной армией в Отечественной войне 1812 г.)

Давайте вспомним основные даты этой операции.

Викторина «Операция «Багратион» (Приложение)

Какими способами сегодня сохраняется память о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны в нашем районе, области, республике? (Слайд 2)

Какой ваш личный вклад в это общее благое дело? (Ответы учащихся.)

 

3 Достижения суверенной Беларуси

Учитель. За 80 лет жизни под мирным небом нашей стране удалось очень многого достичь. Мы сохранили и приумножили нашу историю, материальную и духовную культуру, традиции. Поэтому сегодня нам есть чем гордиться, нам есть что беречь (Слайд 3).

Что бы вы назвали главными достижениями независимой Беларуси? (Ответы учащихся.)

Просмотр видеофильма https://www.youtube.com/watch?v=i9ShUfkpqAA

Под каким знаком в нашей стране проходит 2024 год? (Под знаком качества).

Сегодня наша республика может гордиться:

(содержание каждого слайда прокомментировать отдельно)

– качественной промышленной и сельскохозяйственной продукцией, о которой знают, и которую используют за пределами Беларуси (назвать местные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, виды их продукции, Слайд 4);
– качественным и высоким уровнем образования, медицины, культуры (пролистать электронный альбом «Родина моя Беларусь в лицах. Гордость и слава района», созданный по результатам реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2023/2024 учебном году, Слайд 5);
– качественными и развитыми услугами IT-сферы и развивающейся космической отраслью (вспомнить про первую белорусскую женщину-космонавтку М.В.Василевскую, Слайд 6);
– качественными спортивными объектами, высоким уровнем развития спорта и туризма, достижениями спортсменов (вспомнить про летние Олимпийские игры во Франции, результаты выступления белорусских спортсменов, Слайд 7).

 

4 Традиции суверенной Беларуси

Учитель. Ещё одним предметом гордости Беларуси являются традиции. Мы, белорусы, свято храним и чтим традиции наших предков, а также создаем новые.

Задание: каждый ученик получает распечатанный слайд презентации (7–26), знакомится с содержанием, составляет синквейн про традицию.

 

IV Заключение

Подводя итоги нашего урока, я хочу сказать, что судьба нашей страны, развитие Беларуси зависит от каждого из нас; очень важно сохранить для потомков все достижения белорусского народа: суверенитет и независимость страны, мир, память о прошлом, традиции и культуру; важнейшим условием сохранения Беларуси, белорусского народа является единство нации.

 

V Рефлексия

Учитель. В нашей стране созданы все условия для счастливой жизни. А что каждый из нас может и должен сделать, чтобы сохранить и передать потомкам нашу Родину – Беларусь?

Игра «Что отдашь стране родной?»

Учитель выходит вперед и говорит: «Если хочешь быть со мной, что отдашь стране родной?», называет то, что он сделает или уже сделал для Родины, и подает руку следующему участнику. К нему подходит ученик, берет за руку, повторяет слова: «Если хочешь быть со мной, что отдашь стране родной?», уже это участник называет, что он сможет отдать стране родной и т.д. Образуется круг.

 

Учитель. (Подводит итог, Слайд 27)

Запомните ребята, что единство – главное условие сохранения государства, вопрос выживания как нации, как отметил А.Г.Лукашенко

Несмотря на то, что все мы разные, у нас у каждого есть то, что объединяет нас – это наша страна, которую мы должны сберечь, которой мы можем гордиться!

 

Приложение

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий