Узоры африканских ритмов. Урок музыки в 4-м классе

- 15:45II И III СТУПЕНИ, Методичка, Музыка, хореография, искусство

2-й урок по теме. Разработан в форме урока-путешествия. Комбинированный: погружение в тему прошлых уроков с изучением нового материала.

Юрий ЯЦЕВИЧ,
учитель музыки
ГУО «Гимназия № 1 имени Я.Ф.Перца г. Пинска»,
Брестская область

 

 

Тип урока: комбинированный – погружение в тему прошлых уроков с изучением нового материала.

Форма: урок-путешествие.

Цель: формирование представления о характерных особенностях музыкальной культуры Африки как родины музыки и музыкальных жанров, сопоставление её с белорусской музыкальной культурой.

Задачи урока

Образовательные:

– учить слушать и анализировать музыкальные произведения;
– дать понятие об общих чертах музыки Африки, отражающей национальные черты и особенности африканских народов;
– формировать умения, навыки для развития метроритма у детей.

Развивающие:

– формировать познавательный интерес к музыке при установлении связи изучаемого музыкального материала с жизнью;
– демонстрировать новизну знаний, их несоответствие прежним представлениям;
– развивать слуховое, зрительное, ритмическое, интонационное, тембровое восприятия;
– обогащать словарный запас музыкальными терминами.

Воспитательные:

– воспитывать способность к сопереживанию, состраданию – эмпатии, без которой музыка как духовное явление лишена смысла;
– воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение видеть прекрасное в жизни и в искусстве;
– воспитывать чувство коллективной ответственности, необходимое в хоровом исполнительстве.

Музыкальный и видеоматериал урока: фонограмма традиционной африканской песни «Сияхамба»; фонограмма песни «Бьют тамтамы»; видеоматериалы об африканских инструментах, танцах, жизни и быте африканских народов; видеоматериал вокально-хореографической композиции «Карапэт» в исполнении белорусского фольклорного ансамбля «Купалiнка».

Средства обучения:

– ТСО: компьютер, проектор, инструмент аккордеон.
– ЦОР: видеоматериал, компьютерная презентация.

Дополнительный материал: учебник «Музыка, 4-й класс» М.Б.Горбунова; тетрадь «Музыка, 4-й класс» М.Б.Горбунова, презентация; наглядные пособия: карта Африки, изображения музыкальных инструментов, быта людей, животных и природы.

                     

Ход урока

I Организационный момент

Вход в класс под музыку: звучит традиционная африканская песня «Сияхамба».

Музыкальное приветствие:

Учащиеся: Сейчас музыкальный начнётся урок,
Сказал, заливаясь на нотке высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока!»

Учитель: Здравствуйте, ученики!
Учащиеся: Здравствуйте, учитель!

Учитель: На этой позитивной ноте мы продолжим наше музыкальное путешествие. Вы, наверное, вспомнили музыку, которая звучала, когда вы входили в класс. Да, это прозвучала традиционная африканская песня «Сияхамба».

 

II Целеполагание

– Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по Африке. Что вы можете рассказать об африканской культуре? Об африканской музыке, об особенностях африканских народов? Как и чем отличается музыкальная культура Африки от белорусской музыкальной культуры?

– Мы постараемся ответить на эти вопросы в конце урока, и вы сами оцените свою активность на уроке.

– Какова же цель урока? А цель нашего сегодняшнего урока – узнать как можно больше об Африке, ее жителях, африканской культуре и музыке. А поможет нам в этом искусство Африки. Вы готовы?

– А теперь давайте исполним гимн Республики Беларусь.

Учащиеся по стойке смирно исполняют гимн.

– У нас гимн более мужественный, торжественный, величественный по характеру.

 

III Основной этап

1 Знакомство с особенностями музыкальной культуры Африки. Слушание традиционной африканской музыки. Продолжение знакомства с музыкальными инструментами африканских народов.

– В плане музыкальной культуры Африка – континент, на котором расположены более пятидесяти государств, – представляет собой пеструю мозаичную панораму. В ней тысячелетние традиции африканских народов соединились с музыкальными культурами Европы, Азии, Индии и Америки. Ее отличает общность музыкального языка и музыкального инструментария, закономерности ритмики и ладовой системы, а также стойкость традиционных элементов.

Музыкой насыщена практически вся жизнь африканских племен. Будучи сегодня развлечением, многие века африканская музыка была неотъемлемой частью магических ритуалов и обрядов, связанных с самыми важными событиями жизни.

Многие африканские племена очень серьезно относятся к исполнительскому ремеслу, поэтому музыкантов, особенно барабанщиков, обучают этому с самого раннего возраста. В Африке, южнее Сахары, можно встретить инструменты всех типов. Чаще всего встречаются погремушка и ксилофон, а также флейта, труба и рог. По всему континенту играют на барабанах самых разных видов, а у некоторых племен, барабан имеет важное ритуальное значение.

Народы африканских стран очень музыкальны. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы – неотделимая часть повседневной жизни африканцев всех регионов континента. Музыка, пение и танцы являются важными элементами разнообразных обрядов, многие из которых сохранили свою значимость и основную структуру до наших дней.

– Познакомимся с некоторыми африканскими музыкальными инструментами:

валиха – мадагаскарский струнно-щипковой инструмент, разновидность трубчатой цитры;
крар – струнный инструмент;
кора – струнный инструмент.

– О каких инструментах вы сейчас узнали? (О струнных инструментах.) Правильно!

– А следующий инструмент – это калимба – африканское ручное фортепиано. это небольшая деревянная коробочка, к которой прикреплены металлические, деревянные или бамбуковые пластины-язычки разной толщины и длины, которые при колебании извлекают различные музыкальные звуки;

маримба – африканский ксилофон – деревянные брусочки разной длинны и толщины, связанные веревочками; по ним ударяют палочками с деревянными шариками на концах;

– тамтам – это барабан, с двух сторон обтянутый кожей и имеющий форму чаши; на нём играют, ударяя рукой, палочкой или колотушкой; в древние времена барабан выполнял сигнальную функцию, а также использовался для сопровождения танцев, имитации разговорной речи.

– А теперь посмотрите небольшой фрагмент, как африканцы изготавливают инструменты.   

 

2 Знакомство с танцевальной и вокальной культурой Африки

В Африке старейшая форма хореографии. Особенности африканских танцев – отсутствие партнера: мужчины танцуют для женщин, женщины танцуют для мужчин. Песни и танцы сопровождают многочисленные традиционные ритуалы – свадебные, погребение и пр. Особую группу составляют «воинственные танцы».

Сейчас мы познакомимся с ритуальными танцами:

– танец шамана;
– танец вызова дождя;
– танец погребения.

Анализ детьми просмотренных танцев.

Знакомство с «воинственными танцами».

Проведение параллели с белорусской музыкой: просмотр и прослушивание вокально-хореографической композиции «Карапэт» в исполнении белорусского фольклорного ансамбля «Купалiнка».

 

3 Физкультминутка

Повтор задания 1 на странице 26 в тетрадях с усложнением ритмов.

 

4 Разучивание и исполнение песни «Бьют тамтамы»

Вы уже знаете, что самые большие барабаны в Африке называются тамтамы. И сейчас давайте разучим песню «Бьют тамтамы».

Сначала послушайте и попробуйте определить, какой характер музыки и о чем рассказывается в песне. При повторном прослушивании определите размер и другие ритмические особенности. (Размер четырёхдольный, каждая фраза припева начинается с сильной доли, присутствует пунктирный ритм).

Разучивание по фразам.

Исполнение песни «Бьют тамтамы». 

При необходимости отработать легкость и четкость артикуляции, артистично, объемно передать два ярких образа! (Оценить исполнение)          .        

Полагаю, мы спели песню весело.

Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.

 

IV Итог урока

Итак, музыкальная культура Африки была представлена своими образцами в разных жанрах музыкального искусства. Мы познакомились с национальными инструментами, танцами, песнями. Выяснили в чем оригинальность музыкальной культуры африканских народов, одновременно проводя параллели с белорусской музыкальной культурой.

 

V Рефлексия

– Давайте ответим на вопросы.

Что было самым интересным на уроке?

Какими результатами урока вы довольны или даже гордитесь?

Какое музыкальное произведение из тех, что были прослушаны на уроке, понравилось вам больше всего?

 – Всего доброго. Урок окончен. До свидания.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий