Урок с использованием игровых методов. Такая форма проведения занятия повысила активность учащихся, поддерживала интерес на протяжении всего урока и помогла учителю решить поставленные задачи.
Татьяна ШЕЛЕСТОВИЧ,
учитель начальных классов,
ГУО “Озёрковская средняя школа”
Мостовского района,
Гродненская область
Цель: ознакомление обучающихся с новой орфограммой “Правописание непроизносимых согласных в корне слова”.
Задачи:
– формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными, знакомить со способом проверки слов с непроизносимыми согласными;
– способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания;
– создать условия для воспитания чувства товарищества, взаимопомощи.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1 Организационный момент. Психологический настрой урока
– Дети, я вам улыбнусь и поделюсь с вами своей улыбкой, а вы поделитесь улыбкой со мной. Хорошее настроение помогает справиться с любой задачей и показывает ваше дружелюбие.
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладони долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться. (Слайд 1)
– Что нужно делать, чтобы знать ответы на вопросы?
– На каждом уроке русского языка, мы с вами стараемся узнать что-то новое, сделать маленькое открытие. И сегодняшний урок не станет исключением.
Сегодня у нас не просто урок, а урок-приключение. Хочу вам сообщить интересную новость. На мою интернет-страничку пришло электронное письмо от жителей города Русский Язык. Они мне сообщают, что у них творятся какие-то чудеса и загадки: пропадают и появляются буквы, прячутся орфограммы. Они просят нас с вами о помощи в решении их проблем. Для того чтобы им помочь, я предлагаю превратить наш класс в детективное агентство. В нём вы будете частными детективами, а я – вашим директором. И назовём мы наше агентство «Загадка» (Слайд 2).
– А вы знаете, кто такой детектив? Детектив – это сыщик, специалист по раскрытию преступлений (Слайд 3).
– Слова «детектив» и «сыщик» близкие по значению – это синонимы.
– А какими качествами он должен обладать? Иметь зоркий глаз, уметь слушать и слышать и быть внимательным. Всё это пригодится нам сегодня на уроке. Итак, начинаем наше расследование!
2 Проверка домашнего задания
Задание № 1 «ПРОВЕРКА» (Слайд 4)
Правописание безударных гласных и правописание звонких и глухих согласных.
– Представьте, что в руках у вас лупа. Рассмотрите внимательно слова и скажите, какие буквы пропали (Слайд 5).
Река – реки
Зимою – зимний
Лёд – ледок
Зеркальный – зеркало
Ходить – ход
– А теперь сдайте ваши рапорты о пропавших буквах (тетради).
3 Введение в тему урока
– Я предлагаю вам сегодня провести урок под девизом: «Ужас?но интерес?но всё то, что неизвес?но» (Слайд 6).
– Вас что-нибудь удивило в нашей записи?
– Как вы думаете, зачем я поставила вопросительные знаки?
– Это и есть наша проблема, которую мы будем решать.
4 Новая тема
– Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные в корне слова» (Слайд 7).
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке. (Слайд 8)
Задачи урока читают дети в учебнике на с. 36.
– Знаете, детективам нужно много писать отчётов о своих расследованиях, а потому начинаем оформлять наш отчёт. (Дети записывают дату и чистописание).
д т л в
праздник лестница солнце здравствуй
– Наступил ваш звёздный час. Давайте произнесём слово «звёздный». Какая буква не произносится, но пишется?
Работа с учебником
Задание № 2 «Доказательство» (Слайд 9)
– Доказательство – это важнейшая задача детектива. Давайте посмотрим упражнение 64. Прочитайте и отгадайте загадку.
– Найдите слово, которое относится к теме урока. (Солнце).
– Сравните его написание с произношением. Что заметили?
– Подберите однокоренное слово. (Солнечный. Слайд 10)
Физкультминутка
– Продолжим работу. Какой вывод сделали детективы?
– Вывод: нужно подобрать однокоренное слово, в котором согласный произносится (Слайд 11).
Местный – место
Грустный – грусть
Звёздный – звезда.
Словарный диктант
Мы с вами говорили о том, что детективу нужно иметь зоркий глаз и быть внимательным.
Задание № 3 «Внимательность».
Работа с перфокартами. Затем проводится взаимопроверка.
5 Закрепление нового материала
Игра «Лови ошибку»
Найдите ошибки и исправьте. Запишите предложение правильно.
Серце матери лучшэ сонца греет.
Работа в паре
Задание № 4 «Проверка».
Найдите пары слову:
солнце чудесен
яростный яростная
участник прекрасен
чудесная честные
честная солнышко
устный участие
прекрасное устная
честь ярость
уста
6 Домашнее задание
Упр. 68, с 39 (Слайд 12)
7 Рефлексия. Подведение итогов
– Работа нашего детективного агентства подходит к завершению, все дела раскрыты, и мы отправим их в архив.
Вернёмся к девизу нашего урока. («Ужасно интересно всё то, что известно»). – Теперь вы знаете, где нужно вставить буквы, а где нет (Слайд 13).
– Было ли вам интересно?
– Что показалось трудным?
– Моё пожелание вам (Слайд 14):
Будьте, как солнце, красивыми!
Будьте прелестными, милыми!
Между собою честными!
Будьте всегда счастливыми!