Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Урок по учебному предмету “Русский язык” в 3-м классе

- 14:03I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

Урок с использованием игровых методов. Такая форма проведения занятия повысила активность учащихся, поддерживала интерес на протяжении всего урока и помогла учителю решить поставленные задачи.

Татьяна ШЕЛЕСТОВИЧ,
учитель начальных классов,
ГУО “Озёрковская средняя школа”
Мостовского района,
Гродненская область

 

 

 

Цель: ознакомление обучающихся с новой орфограммой “Правописание непроизносимых согласных в корне слова”.

Задачи:

– формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными, знакомить со способом проверки слов с непроизносимыми согласными;

– способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания;

– создать условия для воспитания чувства товарищества, взаимопомощи.

Тип урока: изучение нового материала.

Презентация к уроку

 

Ход урока

1 Организационный момент. Психологический настрой урока

– Дети, я вам улыбнусь и поделюсь с вами своей улыбкой, а вы поделитесь улыбкой со мной. Хорошее настроение помогает справиться с любой задачей и показывает ваше дружелюбие.

Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладони долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться. (Слайд 1)

– Что нужно делать, чтобы знать ответы на вопросы?

– На каждом уроке русского языка, мы с вами стараемся узнать что-то новое, сделать маленькое открытие. И сегодняшний урок не станет исключением.

Сегодня у нас не просто урок, а урок-приключение. Хочу вам сообщить интересную новость. На мою интернет-страничку пришло электронное письмо от жителей города Русский Язык. Они мне сообщают, что у них творятся какие-то чудеса и загадки: пропадают и появляются буквы, прячутся орфограммы. Они просят нас с вами о помощи в решении их проблем. Для того чтобы им помочь, я предлагаю превратить наш класс в детективное агентство. В нём вы будете частными детективами, а я – вашим директором. И назовём мы наше агентство «Загадка» (Слайд 2).

– А вы знаете, кто такой детектив? Детектив – это сыщик, специалист по раскрытию преступлений (Слайд 3).

– Слова «детектив» и «сыщик» близкие по значению – это синонимы.

– А какими качествами он должен обладать? Иметь зоркий глаз, уметь слушать и слышать и быть внимательным. Всё это пригодится нам сегодня на уроке. Итак, начинаем наше расследование!

 

2 Проверка домашнего задания

Задание № 1 «ПРОВЕРКА» (Слайд 4)

Правописание безударных гласных и правописание звонких и глухих согласных.

– Представьте, что в руках у вас лупа. Рассмотрите внимательно слова и скажите, какие буквы пропали (Слайд 5).

Река – реки
Зимою – зимний
Лёд – ледок
Зеркальный – зеркало
Ходить – ход

– А теперь сдайте ваши рапорты о пропавших буквах (тетради).

 

3 Введение в тему урока

– Я предлагаю вам сегодня провести урок под девизом: «Ужас?но интерес?но всё то, что неизвес?но» (Слайд 6).

– Вас что-нибудь удивило в нашей записи?

– Как вы думаете, зачем я поставила вопросительные знаки?

– Это и есть наша проблема, которую мы будем решать.

 

4 Новая тема

– Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные в корне слова» (Слайд 7).

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке. (Слайд 8)

Задачи урока читают дети в учебнике на с. 36.

– Знаете, детективам нужно много писать отчётов о своих расследованиях, а потому начинаем оформлять наш отчёт. (Дети записывают дату и чистописание).

д т л в

праздник  лестница  солнце  здравствуй

– Наступил ваш звёздный час. Давайте произнесём слово «звёздный». Какая буква не произносится, но пишется?

Работа с учебником

Задание № 2 «Доказательство» (Слайд 9)

– Доказательство – это важнейшая задача детектива. Давайте посмотрим упражнение 64. Прочитайте и отгадайте загадку.

– Найдите слово, которое относится к теме урока. (Солнце).

– Сравните его написание с произношением. Что заметили?

– Подберите однокоренное слово. (Солнечный. Слайд 10)

Физкультминутка

– Продолжим работу. Какой вывод сделали детективы?

– Вывод: нужно подобрать однокоренное слово, в котором согласный произносится (Слайд 11).

Местный – место
Грустный – грусть
Звёздный – звезда.

Словарный диктант

Мы с вами говорили о том, что детективу нужно иметь зоркий глаз и быть внимательным.

Задание № 3 «Внимательность».

Работа с перфокартами. Затем проводится взаимопроверка.

 

5 Закрепление нового материала

Игра «Лови ошибку»

Найдите ошибки и исправьте. Запишите предложение правильно.

Серце матери лучшэ сонца греет.

Работа в паре

Задание № 4 «Проверка».

Найдите пары слову:

солнце   чудесен
яростный   яростная
участник     прекрасен
чудесная     честные
честная     солнышко
устный       участие
прекрасное    устная
честь   ярость
уста

 

6 Домашнее задание

Упр. 68, с 39 (Слайд 12)

 

7 Рефлексия. Подведение итогов

– Работа нашего детективного агентства подходит к завершению, все дела раскрыты, и мы отправим их в архив.

Вернёмся к девизу нашего урока. («Ужасно интересно всё то, что известно»). – Теперь вы знаете, где нужно вставить буквы, а где нет (Слайд 13).

– Было ли вам интересно?

– Что показалось трудным?

– Моё пожелание вам (Слайд 14):

Будьте, как солнце, красивыми!
Будьте прелестными, милыми!
Между собою честными!
Будьте всегда счастливыми!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий