Формирование представления о строении атома, атомного ядра, образовании отрицательных и положительных ионов; умений находить заряд ядра и ионов, определять количество электронов, протонов в электронейтральном атоме.
Елена ЗАГОРЕЛЬСКАЯ,
учитель физики
ГУО «Средняя школа № 8 г. Орши»,
Витебская область
Цель урока: формирование представления о строении атома, атомного ядра, образовании отрицательных и положительных ионов; умений находить заряд ядра и ионов, определять количество электронов, протонов в электронейтральном атоме.
Задачи урока
Образовательные:
– познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда;
– изучить планетарную модель строения атома и его состав;
– рассмотреть способы образования положительных и отрицательных ионов;
– создать условия для формирования умений применять полученные теоретические знания при решении задач.
Развивающие:
– создать условия для формирования интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– формирования навыков самостоятельной, индивидуальной, парной работы;
– развития правильной речи.
Воспитательные:
– способствовать развитию познавательного интереса к предмету;
– способствовать расширению кругозора учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, слайды с портретами ученых, моделями атомов Томсона и Резерфорда.
Ход урока
I Организационный момент (1 мин.)
– Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Усаживайтесь на места и начинаем работу.
II Актуализация опорных знаний (10 мин.)
– Сегодня на уроке мы с вами будем проходить новую тему, познакомимся с новыми понятиями. Но прежде чем переходить к изучению нового, вспомним то, о чем говорили на предыдущем уроке.
Скажите, пожалуйста, зачем нам повторять пройденный материал? (Ответы учащихся.)
– Повторение я предлагаю провести в следующем виде. У вас на столе лежит карточка № 1 (Приложение 1). В ней верные утверждения из пройденной на прошлом уроке темы, разбитые на две части. Первая часть вписана в первый столбик. Вторая часть написана ниже под номерами. Я предлагаю дописать во второй столбик недостающие части утверждений. Не забывайте указывать номера частей, это поможет вам при проверке. (Все приступают к выполнению задания.)
– У меня есть еще и индивидуальные задания, которые я предлагаю выполнить на оценку тем, кто планирует связать свое будущее с физикой (Приложение 2).
– Проверьте себя (Ответы на интерактивной доске. Приложение 3. Слайд 1).
– Поднимите руки, кто все сопоставления подобрал правильно? У кого две ошибки? А кто вообще не справился с заданием? Какие предложения оказались для вас наиболее сложными?
– Напомните, зачем мы повторяли пройденный материал? (Учащиеся отвечают на вопросы.)
III Целеполагание и мотивация (2 мин.)
– Запишите тему урока. Исходя из темы, подумайте, что мы должны узнать на протяжении урока? Чему должны научиться? (Учащиеся самостоятельно ставят задачи урока.)
– Зачем нам это знать и уметь? (Мотивация на изучение темы.)
IV Изучение нового материала
– Слово “атом” придумал очень давно, более 2500 лет назад, древнегреческий философ Демокрит. С греческого “атом” переводится как “неделимый”. Так ли это?
– В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX – начале XX веков идеи о строении атома, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.
– После открытия в 1897 году электрона, входящего в состав атома, был сделан вывод о сложном строении атома. Первая достаточно разработанная модель атома была предложена английским физиком Дж.Дж.Томсоном. А что собой представлял атом глазами Томсона, я просила подготовить вас дома в своем сообщении.
Сообщение учащегося о модели атома Томсона (Приложение 3. Слайд 2)
– Чтобы проверить гипотезу Дж.Дж.Томсона, необходимо было провести эксперимент, что и сделал Э.Резерфорд.
Сообщение учащегося об опыте Резерфорда (Приложение 3. Слайд 3)
– Итак, гипотеза Томсона была опровергнута результатами экспериментов Резерфорда, и появилась новая модель строения атома.
Сообщение учащегося о модели атома Резерфорда (Приложение 3. Слайд 4)
– Вы послушали сообщение. Не так давно эту тему вы проходили на уроках химии. Предлагаю в парах, так, как вы сидите, заполнить таблицу-конспект в карточке № 2 (Приложение 4), которую вы после урока вклеите в тетради. Она поможет вам отвечать на основные вопросы по изучаемой сегодня теме. Пишем кратко, конкретно отвечая на заданный вопрос. Если сомневаетесь, в таблице есть подсказки.
Проверка правильности заполнения таблицы (Приложение 3. Слайд 5)
– Если вернуться к началу урока и вспомнить, что мы должны были узнать, – мы узнали это? (Ответы учащихся.)
IV Физкультминутка (1 мин.)
Динамичная физкультминутка: вращение головой, вращение кистей рук, вращение рук, поставленных на плечи, вращение туловища.
V Первичная проверка понимания (5 мин.)
– Мы с вами узнали о строении атома, об образовании отрицательных и положительных ионов. Что будем делать дальше? (Ответы учащихся.)
Задания на интерактивной доске. (Приложение 3. Слайды 6–7)
VI Контроль знаний и умений (7 мин.)
– Если вернуться к началу урока и вспомнить, что мы должны были узнать и чему научится, – мы узнали это? (Ответы учащихся.)
– А сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал. В тетрадях пишем вариант. Ставим в столбик цифры от 1 до 10. Берем карточку № 3 (Приложение 5) и быстро отвечаем на вопросы теста. Время ограничено. Исправлений быть не должно. (Выполняют тест)
– Время закончилось, обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг друга. Правильный ответ – 1 балл. Посчитайте количество баллов и выставьте получившуюся оценку. Ответы на интерактивной доске (Приложение 3. Слайд 8).
– Кто получил оценку 9 или 10, поднимите руки.
– Кто получил оценку 6 и выше, поднимите руки.
VII Подведение итогов урока (3 мин.)
– Скажите, мы выполнили те задачи, которые ставили перед собой в начале урока? Мы изучили строение атома, узнали, из каких частиц он состоит и как они в нем расположены. Научились «образовывать» ионы. Выполнили все поставленные задачи? (Ответы учащихся.)
Выставление оценок за индивидуальные задания, за сообщения – плюс к тесту.
VIII Информация о домашнем задании (2 мин.)
– А сейчас откроем дневники и запишем теоретическое задание § 17 + карточка. В карточке теория и задания 1–3 обязательно для всех, задание со звездочкой – по желанию, на 10 баллов (Приложение 6).
X Рефлексия
– У вас есть несколько секунд подумать и оценить уровень ваших знаний, усвоенных на уроке. Вспомните оценку за тест и выберите нужный смайл. Перетащите его в свое цветовое поле (Приложение 3. Слайд 9).