Конспект занятия в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Инна МИХАЛОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский ясли-сад № 4 г. Сморгони»,
Гродненская область
innamihalovskaa@gmail.com
Тема: «Образование уменьшительно-ласкательных существительных на материале темы “Посуда”».
Цель: совершенствование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
– расширять и активизировать словарь существительных по теме, формировать обобщающее понятие «посуда»;
– формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;
– совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже;
– развивать артикуляционную и мелкую моторику; слуховое и речевое внимание;
– воспитывать интерес к обучающей деятельности.
Материалы и оборудование: наборы предметных картинок (чайник, чашка, тарелка, сковорода, кастрюля, ложка, корзинки – 4 шт.), сюжетная картинка «Магазин посуды», разрезные картинки (чайные чашки, чайники), пособия для развития речевого дыхания «Горячий чай» – 4 шт., кукла Маша, индивидуальные зеркала, картинки артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
I Организационный этап
Учитель-дефектолог. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
II Основной этап
Учитель-дефектолог. Ребята, послушайте загадки.
Мы в шкафу рядком стоим,
Чистотой всегда блестим.
Приглашаем вас на чай.
Знаешь нас? Так отвечай! (Выставляется картинка с изображением чайных чашек)
На плите – кастрюль начальник,
Толстый, длинноносый… (Выставляется картинка с изображением чайника)
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед.
А блины – вот это да!
Жарит все… (Выставляется картинка с изображением сковороды)
Чайника подружка,
Имеет два ушка,
Варит суп для Маши, Юли,
А зовут ее… (Выставляется картинка с изображением кастрюли)
Чтоб поужинать всем дружно,
Что на стол поставить нужно?
Глубокую и мелкую
Для еды… (Выставляется картинка с изображением тарелки)
Учитель-дефектолог. Как мы назовем все эти предметы одним словом?
(Ответы детей) Ребята, слышите музыку? (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь»)
Кто пришел к нам на занятие? (Ответы детей)
Смотрите, Маша сегодня очень грустная. Оказывается, она хотела приготовить Мишке угощение, но не знает, для чего какая посуда нужна. Послушайте, что говорит Маша:
Я хочу бульон сварить,
Воду мне куда налить?
Чем нарежу я лучок?
На чем режут кабачок?
Куда водички мне налить,
Мишку чаем угостить?
Где заварку заварить?
Куда сахар положить?
Какая еще посуда нужна Маше? (Ответы детей)
А для чего нужен салатник? (Солонка? Стакан? Блюдце?). (Ответы детей)
Какую посуду вы еще знаете? (Ответы детей)
Где можно приобрести посуду? (Ответы детей)
Артикуляционная гимнастика «Чаепитие»
Маша очень долго к нам добиралась, устала, давайте сначала угостим ее чаем. (Дети выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику)
«Чайник»
Чайник на плиту мы ставим,
Свои щечки надуваем.
Раз, два, три – сдуваем.
«Чашечка»
Чашечку в шкафу возьмем,
Чаю вкусного нальем.
Вместе с Машей будем пить,
Чашку не забыть помыть!
Дыхательная гимнастика «Горячий чай»
Наш чай очень горячий, давайте на него подуем. (Детям предлагаются картинки чашечек с изображением пара) Ребята, а с чем пьют чай? (Ответы детей)
«Варенье»
Очень вкусное варенье
Мы съедим на день рожденья.
И широким язычком
С губки слижем все потом.
«Конфетка»
Я конфеты за щеку
Спрятать быстренько смогу.
«Блинчик»
Месим тесто мы и мнем,
К чаю блинчик испечем.
Динамическая пауза «Превращения» (Выполняется стоя)
Учитель-дефектолог. Маша отдохнула, выпила чай, а теперь предлагает вам поиграть вам в ее любимую игру «Превращения».
– Вокруг себя повернитесь и в кастрюльки превратитесь.
– Вокруг себя повернитесь и в ложечки превратитесь.
– Вокруг себя повернитесь и в чайники превратитесь.
– Вокруг себя повернитесь и в магазине окажитесь.
Ребята, представьте, что мы с вами оказались в магазине посуды. Что здесь продается? Как называется такой магазин? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Один – много»
Ребята, Маша никогда не видела столько посуды. Давайте поиграем в игру «Один – много». Я буду называть один предмет, а вы – несколько таких предметов. (Чашка – чашки, миска – миски и т.д.)
Дидактическая игра «Назови ласково»
Мы будем покупать посуду. У нас корзиночки маленькие, поэтому и посуду мы будем покупать маленькую. (Тарелка – тарелочка, чашка – чашечка, ложка – ложечка и т.д.)
Составление предложений
Ребята, расскажите Маше, что вы купили в магазине посуды. (Детям предлагается составить предложение по образцу: «Я купил…»)
Дидактическая игра «Посчитай-ка»
Вот сколько посуды мы купили. Давайте посмотрим, что купила Маша, и поможем ей посчитать покупки. (Согласовывают числительные с существительными от одного до пяти: одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек и т.д.)
Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»
(Выполняют артикуляционную гимнастику, проговаривая стихотворение)
Моем вилку, чашку, ложку,
Сковородку, поварёшку,
Моем блюдце и стакан,
И закроем крепко кран.
Давайте расскажем Маше, как нужно ухаживать за посудой. (Ответы детей)
Дидактическая игра «Чиним посуду»
Стала Маша посуду мыть и вот что произошло. Послушайте стихотворение.
Раз, два, три, четыре,
Я посуду перемыла:
Только чашку я разбила,
И тарелка развалилась,
Нос у чайника отбился.
Ложку я еще сломала –
Так я Мишке помогала.
Давайте поможем Маше и починим разбитую посуду. (Детям предлагается сложить разрезные картинки)
III Заключительный этап
Маше очень понравилось у вас в гостях. Ребята, где мы сегодня были вместе с Машей? Что мы помогли ей купить?
Маша с вами прощается и благодарит вас за помощь. Теперь она знает, где можно купить посуду и как за ней ухаживать.