Проект “Траектория успеха” как средство профессионального самоопределения учащихся на этапе довузовской подготовки

- 11:18Методичка, Профориентация

Профессиональный выбор был, есть и будет одним из важнейших выборов, который делают старшеклассники. В материале представлен опыт работы педагогов ГУО «Лицей № 1 г. Лиды» по реализации профориентационного проекта «Траектория успеха», направленного на популяризацию системы высшего образования Республики Беларусь.

 

Елена СТРОМСКАЯ,
педагог-психолог
ГУО «Лицей № 1 г. Лиды»,
Гродненская область

 

Каждый год молодые люди, завершая обучение на III ступени общего среднего образования, начинают искать применение своим силам и способностям во взрослой жизни, выстраивать свою «траекторию успеха», то есть погружаются в процесс самоопределения. Самоопределение – это центральный механизм становления зрелости личности, состоящий из осознанного выбора старшеклассником своего места в будущей профессии и обществе в целом [1].

ГУО «Лицей №1 г. Лиды» является тем учреждением образования, выпускники которого в основном нацелены на получение высшего образования, получить которое в Беларуси можно в университетах, институтах, академиях. По данным на 2023 год, всего в нашей стране работают 50 учреждений высшего образования – 27 находятся в Минске, 23 – региональные. Обучение возможно по различным направлениям, учреждения высшего образования предлагают более 400 специальностей, причем каждый год открываются новые перспективные специальности [2].

Белорусские университеты, институты, академии выгодно отличает сочетание фундаментальной теоретической подготовки и практико-ориентированного обучения, когда студенты обсуждают конкретные жизненные случаи, работают в лабораториях, выполняя дополнительные самостоятельные задачи. Кроме того, в учреждениях высшего образования, например, в нашем региональном Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, внедряются практические формы обучения через работу студий проектов и стартапов. Это помогает студентам развивать инновационные идеи и реализовывать собственные бизнес-проекты [3].

Вместе с тем, при наличии столь широкого выбора в родной стране, некоторые выпускники учреждений общего среднего образования предпочитают продолжить свое обучение за рубежом. Это может быть обусловлено недостаточной информированностью учащихся и их родителей о том, кто, как и чему учит в учреждениях высшего образования нашей страны.

Такая проблема есть и в нашем учреждении образования. Статистика распределения выпускников лицея по каналам дальнейшего обучения за последние три года показывает, что с целью получения высшего образования выезжают за границу 10–15 % выпускников. Страну покидает перспективная молодежь, которая, в большинстве случаев, после завершения обучения не возвращается в Беларусь, а значит, не участвует в экономическом и социальном развитии нашей республики.

Педагоги лицея № 1 г. Лиды постоянно ищут новые формы и методы профориентационной работы, чтобы способствовать осознанному выбору учащимися лицея учреждения высшего образования для получения будущей профессии в соответствии с потребностями белорусского общества. Результатом такого поиска стал профориентационный проект «Траектория успеха», призванный показать учащимся и их родителям возможности получения в нашей стране качественного образования как основы будущей карьеры.

Цель проекта: обеспечение успешного профессионального самоопределения выпускников лицея через расширение представления учащихся и их родителей о возможностях получения качественного высшего образования в Беларуси как основы дальнейшего карьерного роста.

Задачи:

– ознакомить учащихся и их родителей или законных представителей с учреждениями высшего образования Республики Беларусь;     
– разнообразить формы сотрудничества с учреждениями высшего образования Беларуси.

В 2022/2023 учебном году профориентационный проект «Траектория успеха» включал в себя три модуля:

– «Представляю факультет»;
– «Карьера начинается с образования»;
– «Слово профессионалу».

В рамках модуля «Представляю факультет» были организованы профориентационные встречи с выпускниками лицея – студентами учреждений высшего образования Беларуси. Во время встреч выпускники лицея предоставляли информацию о факультетах, на которых обучаются, делились своим мнением и впечатлениями, отвечали на вопросы. В рамках таких неформальных встреч лицеисты могли получить информацию из первых уст, узнать, как устроено обучение изнутри, с какими трудностями они могут столкнуться, будучи студентами.

Центральным мероприятием модуля «Карьера начинается с образования» стал уже традиционный для лицея «профориентационный марафон» с одноименным названием. Цель марафона – организация встречи учащихся лицея и родителей или законных представителей с преподавателями и студентами ведущих учреждений высшего образования нашей страны. В 2023 году в таком мероприятии приняли участие представители двух региональных и шести столичных университетов, как многопрофильных, так и профильных (медицинские, лингвистический, экономический, технические). Каждому учреждению высшего образования была предоставлена отдельная презентационная площадка с необходимой оргтехникой. Формат мероприятия подразумевал презентацию учреждения его представителями (устный рассказ, демонстрацию мультимедийных презентаций, видеороликов и др.), а также непосредственное общение представителей учреждений высшего образования с лицеистами и их родителями.

В рамках модуля «Слово профессионалу» состоялись встречи со специалистами и руководителями предприятий Гродненской области (производственного участка ОАО «Гродненский мясокомбинат» в Лиде; Волковысского машиностроительного завода холдинга «Лидсельмаш»; ОАО «Лакокраска» и др.). Гости рассказали учащимся о своем профессиональном пути, начиная с обучения в университете (академии), о том, как обучение в учреждении высшего образования способствовало получению знаний, необходимых для решения профессиональных задач, дальнейшего профессионального роста.

Об эффективности проекта «Траектория успеха» свидетельствуют результаты распределения выпускников лицея № 1 г.Лиды по каналам дальнейшего обучения:

В этом учебном году мы продолжаем реализацию проекта, дополнив его еще одним модулем – «Университетская лаборатория», в рамках которого будут организованы интерактивные лекционные и практические занятия, в том числе и в режиме онлайн, проводимые преподавателями и студентами старших курсов университетов. Предполагаем, что такие занятия помогут учащимся посмотреть на обучение в учреждениях высшего образования изнутри, с позиции участника образовательного процесса, и увидеть, каким образом полученные в школе знания углубляются и расширяются во время обучения в университете.

Проект «Траектория успеха» служит основой для построения профориентационной работы в лицее в шестой школьный день и позволяет решать актуальные задачи профессионального самоопределения учащихся лицея. Своей задачей считаем сформировать у учащихся и их законных представителей чёткое и положительное представление о национальной системе высшего образования и, как следствие, способствовать тому, что для дальнейшего обучения выпускники лицея будут предпочитать учреждения высшего образования Республики Беларусь.

 

Список использованных источников
1 Александрова, Р.А. Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов [Электронный ресурс] / Александрова Р.А. [и др.]. – Минск : Харвест, 2021. – Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/enciklopedicheskii-psihologicheskii-slovar-spravochnik-1000-ponjatii-opredelenii-terminov-minsk-harv.html. – Дата доступа: 25.10.2022.

2 Управление высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/vysshee-obrazovanie/upravlenie-vysshego-obrazovaniya/zadachi-i-funktsii. – Дата доступа: 20.09.2023.
3 Студию проектов и стартапов создали в ГрГУ имени Янки Купалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.grsu.by/poleznye-ssylki/item/31484-studiyu-proektov-i-startapov-sozdali-v-grgu-imeni-yanki-kupaly.html. – Дата доступа: 25.10.2022.


Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий