Цель игры: обобщить, систематизировать и проверить знания по теме «Бактерии».
Оксана АНДРУКОНИС,
учитель химии и биологии
ГУО “Дотишская средняя школа”
Вороновского района,
Гродненская область
Цели игры: обобщить, систематизировать и проверить знания по теме «Бактерии».
Задачи:
– содействовать развитию логического мышления, навыков применения знаний на практике, самоконтроля и самооценки полученных знаний;
– развивать умения работать коллективно, сплочённо;
– воспитывать бережное отношение к природе.
Учебно-методическое обеспечение: правила игры, зашифрованное задание (QR- код), телефоны с программой для прочтения QR-кодов, сопроводительные листы, листы оценивания, карточки с заданиями, памятка куратора, путевые листы.
Эпиграф: «Просто знать – ещё не всё, знания нужно использовать», – И.В.Гёте.
Ход мероприятия
I Вступительное слово
– Я приветствую вас на квест-игре «Путешествие по Царству Бактерии». Рада видеть вас в хорошем настроении и добром здравии. Улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь и подумайте о чём-нибудь хорошем. Я искренне надеюсь, что игра сделает ваше настроение ещё лучше.
– Нашу квест-игру я начала бы словами Иоганна Вольфганга фон Гёте: «Просто знать – ещё не всё, знания нужно использовать». И мы с вами в этом убедимся.
– Что же такое «квест»? Квест – это приключение, как правило, игровое, во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения цели. Вы много уже знаете, умеете и сегодня сможете применить свои знания в ходе игры.
– При подготовке к игре вам было дано задание установить на свои телефоны программу для прочтения QR-кодов. Как же ею пользоваться? Давайте вместе вспомним:
– возьмите мобильный телефон с камерой;
– запустите программу для сканирования кода;
– наведите объектив камеры на код;
– получите информацию.
II Знакомство с правилами игры
– Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с её правилами.
Правила игры
1. В игре принимают участие команды из пяти игроков. (Создать команды можно перед игрой.)
2. В каждой команде игроки выбирают капитана.
3. Затем команды по очереди представляют себя (название, эмблему, девиз).
4. За ходом выполнения заданий следит учитель (можно пригласить старшеклассников в качестве жюри).
5. Капитаны получают у учителя путевые листы, в которых на каждой станции будет ставиться отметка о выполнении задания. Также в этом листе указано, в каком месте находится каждая станция. В путевом листе не допускается никаких исправлений.
6. На финише капитан самостоятельно выполняет последнее задание.
7. Жюри анализирует все результаты, учитывает бонусы и потери и подводит итоги.
8. Победители награждаются грамотами и получают 10 баллов.
– Главными действующими лицами будете вы, ребята. И пусть победит сильнейший в этом приключении!
III Представление команд
– Мы начинаем! Команды представляют свои названия, девиз и эмблему.
После жеребьёвки команды начинают игру, каждая – на своей станции.
IV Основная часть
На каждой станции кураторы контролируют, проверяют и оценивают выполнение задания согласно памяткам (Приложение 1). Кураторы также делают отметки в путевых листах.
Станция № 1. «Эстафета понятий»
– В этом конкурсе командам необходимо правильно раскрыть содержание понятий, карточки с которыми находятся на столе каждой команды. Выигрывает та команда, которая за одну минуту даст правильные определения большего количества понятий.
1-я команда получает карточки, на которых перечислены понятия: прокариоты, автотрофы, сапротрофы, бациллы, анаэробы, болезнетворные бактерии.
2-я команда получает карточки, на которых перечислены понятия: бактерии, гетеротрофы, паразиты, кокки, симбиоз, уксуснокислые бактерии.
3-я команда получает карточки, на которых перечислены понятия: цианобактерии, спириллы, вибрионы, аэробы, молочнокислые бактерии, споры.
Станция № 2. «Кто первый?»
Участники каждой команды берут на столе листы с № 1–8, что соответствует вопросам теста. На листе находится 8 вопросов теста с тремя вариантами ответов, обозначенными буквами (Приложение 2).
Прочитав вопрос теста, ученик должен определить букву правильного ответа и написать её на карточке, находящейся в конверте. В результате выполнения задания всей командой на доске должен получиться термин одного из понятий урока. Кто быстрее правильно составит это слово, тот и победит в этом конкурсе.
В результате выполнения задания должно получиться:
1-я команды – ВИБРИОНЫ.
2-я команды – АНАЭРОБЫ.
3-я команды – СПИРИЛЛЫ.
Станция № 3. «Разгадай ребус»
За определённое время необходимо разгадать как можно больше ребусов.
1. Возбудители
2. Болезнь
3. Микроскоп
4. Клетка
5. Жгутик
6. Бациллы
7. Вибрионы
1. Паразиты
2.Симбиоз
Станция № 4. Конкурс капитанов «Разгадай кроссворд»
Капитаны берут конверты с надписью «Конкурс капитанов», в которых предлагается, решив кроссворд, определить его центральное понятие. Затем найти это понятие на карточке и прикрепить его на доску. Работают капитаны за отдельными столами.
Кроссворд
1. Бактерии, имеющие палочковидную форму.
2. Группа организмов, для жизнедеятельности которых не нужен кислород.
3. Бактерии, имеющие шаровидную форму.
4. Организмы, использующие для своей жизнедеятельности энергию неорганических веществ.
5. Организмы, использующие для питания органические вещества.
6. Клетка бактерии с плотной оболочкой, приспособленная для перенесения неблагоприятных условий.
7. Бактерии, имеющие извитую форму.
Ответы: 1. Бациллы. 2. Анаэробы. 3. Кокки. 4. Автотрофы. 5. Гетеротрофы. 6. Спора. 7. Вибрионы.
Станция № 5. «Строение бактерии»
Отсканируйте QR-код и выполните предложенное задание.
На листе формата А4 нарисуйте бактериальную клетку, отобразив все её структурные особенности. Подпишите все составляющие.
Станция № 6. «Питание бактерий»
Внимательно прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова.
Особенности питания бактерий
Большинство бактерий являются__________. Бактерии извлекают готовые органические вещества из мёртвых или живых организмов, продуктов питания человека, сточных вод. Обычно они выделяют в питательный материал свои пищеварительные вещества, а затем всасывают и усваивают растворённые продукты. Одни ____________ бактерии используют органические вещества мёртвых тел или выделений живых организмов. Это _________. Другие бактерии питаются органическими веществами живых организмов. Это_________. Они являются болезнетворные бактерии: дифтерийная и туберкулёзная палочки, сальмонелла, золотистый стафилококк. Существуют также____________ бактерии. Они способны образовывать органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, сероводорода и др.). У автотрофных фотосинтезирующих бактерий в клетках находится _______________________. С его помощью бактерии, используя солнечную энергию, образуют органические вещества.
Ответы: гетеротрофами, гетеротрофные, сапротрофы, паразиты, автотрофные, бактериальный хлорофилл.
V Заключительная часть
После прохождения всех станций команды направляются на финиш. Жюри анализирует все результаты, заносит их в лист оценивания с учётом бонусов и потерь.
Приложение 1
Памятка куратора
1. Засекается время выполнения задания и записывается в путевой лист команды.
2. Все записи в путевом листе делаются без исправлений.
3. Проверяется задание. Количество набранных баллов записывается в путевой лист команды.
4. Если команда набрала максимальное количество баллов (10), то в примечании делается пометка «MAX».
5. Если участники набрали от 1 до 4 баллов включительно, то они теряют одного игрока (только не капитана), и в графе «Потери» путевого листа записывается фамилия выбывшего участника.
Приложение 2
Тестовое задание
Номера команд |
Вопросы |
||
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
1. Бактерии: |
В |
А |
С |
Одноклеточные живые организмы, не имеющие чётко выраженного ядра. |
А |
В |
А |
Одноклеточные живые организмы, имеющие оболочку, цитоплазму. |
С |
С |
В |
Многоклеточные организмы, имеющие чётко оформленное ядро. |
|
|
|
2. Кокки – бактерии, имеющие форму: |
А |
А |
А |
спиральную |
И |
Н |
П |
шаровидную |
В |
В |
В |
изогнутую |
Н |
И |
С |
палочковидную |
|
|
|
3. Бациллы – бактерии, имеющие форму: |
К |
С |
Б |
шаровидную |
С |
К |
С |
спиральную |
И |
И |
К |
изогнутую |
Б |
А |
И |
палочковидную |
|
|
|
4. Гетеротрофы – живые организмы, использующие для питания: |
Р |
Э |
Р |
готовые органические вещества |
К |
С |
Б |
неорганические вещества, из которых синтезируют органические. |
|
|
|
5. Сапротрофы – бактерии, питающиеся: |
Р |
О |
С |
готовой органикой живых организмов |
Н |
Н |
О |
органическими веществами |
И |
Р |
И |
готовой органикой отмерших организмов |
|
|
|
6. Анаэробы – живые организмы, которые могут жить: |
Р |
Н |
К |
в кислородной среде |
О |
О |
О |
в бескислородной среде |
Н |
Р |
О |
как в кислородной, так и в бескислородной среде. |
|
|
|
7. Бактерии, которые используют для жизнедеятельности энергию солнца, называются: |
Б |
Н |
А |
хемотрофы |
Н |
Б |
Л |
фототрофы |
Л |
Л |
Б |
паразиты |
О |
К |
Н |
сапрофиты |
|
|
|
8. Споры бактерии необходимы для: |
Я |
Э |
Ю |
размножения |
Ы |
Ы |
Ы |
выживания в неблагоприятных условиях |
Ю |
Я |
Э |
распространения |
Приложение 3
Лист оценивания
Название станции |
Баллы за выполнение |
1. «Эстафета понятий» |
|
2. «Кто первый?» |
|
3. «Разгадай ребус» |
|
4. Конкурс капитанов «Разгадай кроссворд» |
|
5. «Строение бактерии» |
|
6. «Питание бактерий» |
|