Ежедневник «Органайзер молодого педагога» является эффективным средством организации самостоятельной работы молодых педагогов, групповой работы на занятиях ШМУ, парной работы «наставник – молодой специалист».
Наталья ГМЫРАК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 4 г. Орши»,
Витебская область
Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения.
Опыт показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза может протекать длительно и сложно. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением.
Проводя урок, молодой педагог в полной мере осознает, что у него нет права на вторую попытку, нет возможности прервать занятие, чтобы получить консультацию у наставника, а от правильности и быстроты решения педагогических ситуаций зависит ход урока, взаимоотношения с учащимися, доверие родителей.
Оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации помогает создание гибкой и мобильной системы наставничества.
Поэтому для методического сопровождения профессионального развития молодого педагога в нашем учреждении образования создан ежедневник «Органайзер молодого педагога», который заполняется в процессе совместной деятельности наставника и начинающего педагога.
Цель создания ежедневника – разработка функциональной модели поэтапного становления педагога в условиях современного образования.
Задачи: содействовать повышению квалификации и профессиональному росту молодых педагогов; оказать практическую помощь молодым специалистам в адаптации к работе, в вопросах совершенствования теоретических знаний и методике преподавания учебных предметов.
В органайзере на первых страницах обращается внимание на самостоятельную постановку целей молодого педагога на текущий год, а также возвращение к намеченному плану в конце учебного года с целью рефлексивно-корректирующего анализа.
Органайзер молодого педагога является эффективным средством организации самостоятельной работы молодых педагогов, групповой работы на занятиях ШМУ, парной работы «наставник – молодой специалист».
В органайзере приведены простейшие примеры проведения педагогами микроисследований. Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности направлено на овладение каждым педагогом навыками самоанализа, самооценки, что позволяет переводить работу с кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности педагога.
Овладение навыком самодиагностики позволяет педагогу самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в образовательный процесс. При этом педагог выходит на новый уровень самоорганизации – в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.
Органайзер молодого педагога включает чётко структурированный материал, необходимый для профессионального становления молодого педагога; бланки для работы по целеполаганию и рефлексии деятельности молодого педагога; материалы для различных видов диагностики и самодиагностики; подсказки по составлению планирования деятельности; схемы-памятки анализа и самоанализа урока; памятки для работы со слабоуспевающими учащимися; материалы, мотивирующие на формирование педагогом собственного стиля педагогического общения.
Работа с органайзером повышает активность обучения молодых педагогов. Такой ежедневник позволяет работать в индивидуальном темпе, в удобное время, не требуя при этом сложных технических средств, помогая усвоить весь необходимый объем знаний.
Ожидаемый результат: Ежедневник «Органайзер молодого педагога» будет способствовать созданию ситуации успешности работы молодого педагога, удовлетворенности профессией и, в конечном итоге, приведет к тому, что творческая педагогическая деятельность станет потребностью.
Скачать ежедневник «Органайзер молодого педагога» можно ЗДЕСЬ.
Краткое описание содержания ежедневника «Органайзера молодого педагога»
Страница 1. Сведения о педагоге.
Страница 2. Маршрут профессионального становления молодого педагога (заполняется молодым специалистом вместе с наставником).
Страница 3. График взаимопосещения уроков.
Страница 4. Самоанализ урока (по М.М.Поташнику).
Страница 5. Посещение занятий, семинаров (дата, тема).
Страница 6. Участие в семинарах и конкурсах (дата, название, результат).
Страницы 7–8. Самодиагностика как условие развития профессиональной компетентности педагога (Анкета № 1 и обсуждение ее результатов с наставником).
Страница 9. Анкета № 2 и обсуждение ее результатов с наставником.
Страница 10–13. Анкета № 3.
Страница 14. Личностный SWOT-анализ.
Страница 15. Заполнение таблицы, обсуждение её с наставником.
Страница 16. Памятка (Стиль педагогического общения).
Страница 18. Заполнение кластера по выявленным проблемам.
Страница 19. Оценка мотивации учения (таблица заполняется молодым педагогом вместе с наставником).
Страница 20. Целеполагание.
Страница 21–24. От теории к практике.
Задания по формулированию цели и темы урока, советы по целеполаганию.
Страница 25–27. О работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. Памятка, способы работы с этими учащимся по повышению мотивации и качества знаний.
Страница 28–29. Рефлексия деятельности. Оценка удовлетворенности взаимодействием с наставником.