Автор представляет задания для подготовки учащихся 5-х классов к олимпиаде по учебному предмету “Русская литература”.
Виктор ГОРБАЧУК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
1. Укажите автора и литературный жанр данных произведений.
Автор |
Произведение |
Жанр |
|
«Снежная королева» |
|
|
«Одиссей у циклопов» |
|
|
«Двенадцать месяцев» |
|
2. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данных строках:
а) «Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы»
б) «А ноги-то длинные, словно как жерди».
3. Выберите произведения устного народного творчества:
а) «Царевна-лягушка»
б) «Снежная королева»
в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
г) «Подвиги Геракла»
д) «Одиссей у циклопов»
4. Выберите правильный ответ.
Метафора – это …
а) повторение ударений через одинаковое количество слов;
б) употребление слов и целых выражений в переносном смысле.
5. Какие из данных произведений эпические?
а) С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
б) А.В.Кольцов «Косарь»
в) К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона»
г) Х.К.Андерсен «Снежная королева»
д) А.Н.Майков «Колыбельная песня»
6. Из какого произведения герои: Жилин, Костылин, Дина? Кто его автор?
7. Что это? Круг событий, явлений, предметов действительности, отражённых в произведении.
8. Кому из сказочных героев принадлежат следующие предметы. Назовите героя, произведение и его автора.
1) говорящее чудесное зеркало;
2) разбитое корыто;
3) зеркало, искажающее мир;
4) острый сверкающий нож и меховая муфточка;
5) свежее душистое золотисто-румяное яблочко.
9. Назовите термин по его определению (толкованию).
1) Описание природы в литературном произведении.
2) Разговор двух и более лиц.
3) Созвучие концов строк.
4) Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное.
5) Небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека.
6) Небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным содержанием.
10. Выберите произведение устного народного творчества:
а) «Царевна-лягушка»
б) «Снежная королева»
в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
11. Назовите авторов данных произведений?
а) «Двенадцать месяцев»
б) «Косарь»
в) «Мещёрская сторона»
г) «Снежная королева»
д) «Колыбельная песня»
12. Соотнесите название произведения и автора:
«Мальчики» М.М.Пришвин
«Кладовая солнца» А.П.Чехов
«Мещерская сторона» К.Г.Паустовский
13. Запишите постоянные эпитеты к следующим словам.
Руки, лес, молодец, девица, солнышко, сабля.
14. Вспомните подвиги Геракла. Найдите и исправьте ошибки.
1) Критская гидра;
2) Керинейский лев;
3) кони Ипполиты;
4) яблоки Гериона.
15. Что восторжествовало в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»?
16. Назовите 1 стихотворение о природе следующих поэтов:
А.С.Пушкин …
Ф.И.Тютчев …
А.А.Фет …
С.А.Есенин …
Д.Б.Кедрин …
17. Эпитет – это…
18. Соотнесите термин и его определение.
19. Описание природы в литературном произведении.
2. Разговор двух и более лиц.
3. Созвучие концов строк.
4. Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное.
5. Небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека.
6. Небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным содержанием.
а) рифма, б) пейзаж, в) диалог, г) басня, д) загадка, е) рассказ
А__Б__В__Г__Д__Е__
19. Запишите фамилию, имя, отчество автора данных произведений.
а) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
б) «Снежная королева»
в) «Дети подземелья»
г) «Двенадцать месяцев»
д) «Крестьянские дети»
е) «Кладовая солнца»
20. Установите соответствия между литературоведческими терминами и их определениями.
1. Слова и выражения в драматическом произведении, которые указывают на действия героя, манеру поведения на сцене, интонацию. |
а) Строфа |
2. Повторение ударений через одинаковое количество слогов. |
б) Обрядовые песни |
3. Часть стихотворения, объединённая в единое целое, содержанием, рифмой, ритмом и интонацией. |
в) Интонация |
4. Небольшие фольклорные произведения, которые исполнялись под музыку при совершении бытовых обрядов. |
г) Пейзажная лирика |
5. Выразительное средство звучащей речи, которое на письме передаётся порядком слов, строением фразы, пунктуацией. |
д) Авторские ремарки |
6. Стихотворения о переживаниях, вызванных картинами природы. |
е) Ритм стихотворений |
21. Соотнесите изображения и тексты. Установите соответствия, например: (текст) 1 − (изображение) A. Из каких произведений взяты приведённые отрывки? Укажите имена авторов и названия произведений. Что общего между изображёнными персонажами? Ответьте в 1–2 предложениях. Что означает выражение «ломлива» в тексте 2?
Текст 1 |
А.
Б. |
22. Укажите авторов следующих произведений:
«Бородино» –
«Алёнушка» –
«Муму» –
«Стрекоза и Муравей» –
23. Узнайте героя по описанию и заполните таблицу.
Текст |
Автор |
Название |
Герой |
«Женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке…Работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала» |
|
|
|
«Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх» |
|
|
|
«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца…Она ходила…плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика» |
|
|
|
24. Укажите произведение, из которого взят отрывок. Назовите автора произведения. Укажите жанр произведения.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.
25. Укажите автора произведения, из которого взяты предложения. Объясните значения выделенных слов.
Автор__________________________.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
26. Из какого языка к нам пришли слова фольклор, литература, эпос и как они переводятся? Ответ запишите в таблицу.
Термин |
Язык |
Перевод |
Фольклор |
|
|
Литература |
|
|
Эпос |
|
|
27. Заполните таблицу, указав значения фразеологизмов.
№ |
Выражение |
Значение |
1 |
Яблоко раздора |
|
2 |
Сизифов труд |
|
3 |
Танталовы муки |
|
4 |
Авгиевы конюшни |
|
28. Заполните таблицу, распределив героев в соответствии с видом сказки.
Кощей, лиса, Змей Горыныч, крестьянин, волк, Баба-Яга, заяц, солдат, поп, водяной.
Волшебные |
Бытовые |
О животных |
|
|
|
29. Восстановите тексты, вставив пропущенные слова. Укажите авторов и названия цитируемых произведений.
1. ___________!..Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь…
Автор:____________________. Произведение:___________________________.
2. Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт в болотах _______________, а собирают её поздней _______________.
Автор:____________________. Произведение:___________________________.
3. Да какие же теперь подснежники – ведь _______________…
Автор:____________________. Произведение:___________________________.
30. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина близка к народной. Назовите признаки волшебной сказки в данном произведении.
31. Заполните таблицу.
Автор |
Название произведения |
Жанр |
|
«Снежная королева» |
|
В.Г.Короленко |
|
|
В.И.Белов |
|
Рассказ |
Ф.И.Тютчев |
«Листья» |
|
|
«Кладовая солнца» |
|
К. Г. Паустовский |
«Мещерская сторона» |
|
32. Заполните таблицу.
Герои |
Название произведения |
Автор |
Валек, Маруся, Соня, Вася |
|
|
Царевич Елисей, Чернавка |
|
|
Митраша, Настя, Антипыч |
|
|
Кай, Герда, маленькая разбойница |
|
|
Дина, Жилин, Костылин |
|
|
Чечевицын, Володя Кололев |
|
|
33. Назовите изобразительно-выразительные средства художественной речи. Выпишите их.
1) Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая,
С замираньем летит на звезду.
2) В окно заглядывало грустное осеннее солнце.
3) «…пока бабушка считала деньги, она [тётка Васеня] перебирала босыми ногами, ровно горящий конь, готовый рвануть».
4) Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
34. Продолжите русские народные пословицы.
1. На что и клад, коли в семье…
2. Вся семья вместе, так и душа…
3. Сказка – ложь, а песня − …
4. Бедный песенки поёт, а богатый…
5. День летний … кормит.
35. Согласны ли вы с утверждениями, приведёнными ниже? Ответьте «да» или «нет».
1. Международный день детской книги отмечается 2 апреля в день рождения Х.К.Андерсена.
2. Шпинат, мансарда, чечевица, ковыль − это растения.
3. Планеты и созвездия, названные именами мифологических персонажей, − это Венера, Марс, Юпитер, Туманность Андромеды, созвездие Персея.
4. Слово «сонм» означает множество.
5. Кифара, гусли – это музыкальные инструменты.
6. Тифон и Ехидна – это мифические чудовища.
7. «Сказка – ложь, а песня – правда», – говорил А.С.Пушкин.
8. Коростель – это быстро бегающая птица, живущая в лугах.
36. Это произведение было написано в годы Великой Отечественной войны. К его созданию автора побудило письмо, полученное им от шестилетнего мальчика, в котором тот спрашивал, почему автор перестал писать для детей. Назовите автора и произведение.