Формирование у учащихся знаний об условиях и особенностях развития сельского хозяйства в первой половине XIX века; определение причин кризиса феодально-крепостнического строя и необходимости проведения реформ в сельском хозяйстве.
Наталья КАРАБИЦКАЯ,
учитель истории и обществоведения,
ГУО «Средняя школа № 4 г. Орши»,
Витебская область
Цель урока
Учащиеся должны знать:
– даты проведения реформы в государственной деревне и инвентарной реформы;
– понятия «аграрный вопрос», «община», «инвентарная реформа».
Учащиеся должны уметь:
– определять условия и особенности развития сельского хозяйства в первой половине XIX века;
– выявлять новые явления в хозяйственной жизни деревни;
– выделять факты, свидетельствующие о кризисе феодально-крепостнической системы;
– определять причины и особенности проведения реформ в сельском хозяйстве и их итоги;
– давать оценку деятельности графа П.Д.Киселёва.
Тип урока: комбинированный.
Используемые методы и приёмы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, контроля.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, оценочный лист работы учащегося на уроке, карточки с заданиями на урок, презентация, документы, рисунки.
Ход урока
I Организационный этап
Приветствие, настрой на успешную работу.
II Актуализация опорных знаний учащихся
– Какой период в истории Беларуси мы сейчас изучаем?
– Какие особенности положения белорусских земель вы можете назвать?
Проверка домашнего задания (Приложение 1)
Выполнение задания на рабочих листах, самопроверка по ключу (Слайд 1). Выставление баллов в лист самоконтроля (Приложение 5) (5 баллов).
III Целе-мотивационный этап
– Предлагаю посмотреть на понятия, записанные на слайде: помещики, крепостные крестьяне, земля, повинности крестьян, волока, фольварк (Слайд 2), и определить, что их объединяет. (Относятся к сельскому хозяйству.)
– Определяем тему урока (Слайд 3).
Целеполагание (учащиеся формулируют цель урока (Определить особенности развития сельского хозяйства и положения крестьян в первой половине XIX в.) и вопросы, на которые в ходе урока нужно дать ответы). Таким образом, определяем вопросы для изучения на уроке (Слайд 4).
1. Новые явления в хозяйственной жизни деревни.
2. Социально-правовое положение крестьянства.
3. Нормы и формы повинностей.
4. Реформа П.Д.Киселёва в государственной деревне.
5. Инвентарная реформа.
IV Этап получения новых знаний
– В первой XIX века сельское хозяйство в Беларуси всё более включалось в общероссийский рынок, увеличивались площади пахотных земель. Происходили значительные изменения в жизни деревни. Предлагаю поработать с картинками и определить то понятие, которое их объединяет (3 балла).
Лён, свёкла, картофель, тонкорунное овцеводство – Специализация (Слайд 5).
Плуги, бороны, сенорезки, конные грабилки – Механизация (Слайд 6).
Зажиточный крестьянин, бедный крестьянин – Имущественное расслоение (Слайд 7).
– Таким образом, в сельском хозяйстве появились новые явления. Но изменилась ли жизнь самих крестьян?
Работа с диаграммой «Состав крестьянства в Беларуси в 1845 г.» (Слайд 8)
Ответы учащихся на вопросы:
– Каких крестьян было больше?
– Какая категория крестьян занимала по численному составу второе место?
– Большинство крестьян находились в крепостной зависимости, не имели личной свободы и должны были выполнять огромное количество различных повинностей. Попробуем сейчас создать образ крестьянина и описать его положение в первой половине XIX века (Слайд 9).
Работа с учебником и документом (с. 30–31, Приложение 2).
Задания по группам
1-я группа. Основные повинности крестьян.
2-я группа. Дополнительные повинности крестьян.
3-я группа. Формы сопротивления крестьян.
Учащиеся читают учебник, работают с документом, выбирают необходимые ответы, выходят к доске, где закреплён рисунок крестьянина, и записывают ответы согласно категориям (3 балла). Таким образом получается характеристика положения крестьянина в первой половине XIX века.
– Усиление крепостничества вызывало сопротивление крестьян. Помещикам всё сложнее было держать крестьян в покорности. Правительство вынуждено было предпринимать шаги по решению вопроса о собственности на землю и её распределению, т.е. аграрного вопроса.
– Реформу было решено провести среди государственных крестьян с целью повышения доходности казённых имений. Инициатором реформ стал министр государственных имуществ Российской империи П.Д.Киселёв.
Опережающее задание: сообщение учащегося о личности П.Д.Киселёва (Слайд 10)
– Чтобы смягчить крепостничество в помещичьей деревне, правительство согласилось на проведение инвентарной реформы.
Работа в парах
Заполнение таблицы (Приложение 3).
Предложенные мероприятия соотнесите с соответствующими реформами (Слайд 11) (6 баллов).
Реформы в сельском хозяйстве в середине XIX вв.
Озвучивание результатов, проверка, выставление баллов в лист самооценки (Слайды 12–13)
V Этап закрепления и применения изученного
– Определите признаки капиталистических и феодальных отношений в сельском хозяйстве. Какой можем сделать вывод?
Выполнение теста (Приложение 4).
Проверка по ключу (Слайд 14) Выставление баллов в лист самоконтроля (4 балла).
VI Контроль и самоконтроль. Подсчитывание баллов. Выставление отметок (Слайд 15) (Приложение 6)
VII Домашнее задание (Слайд 16)
§ 7
VIII Рефлексия (Слайды 17–19)
– Достигли ли мы поставленной цели урока?
Ребята высказываются одним предложением.
– Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я понял (поняла), что…
Приложение 1
Проверка домашнего задания
Вставьте пропущенные слова. Ответы запишите в таблицу (5 баллов)
В1. Во второй половине XVIII века самой крупной по количеству верующих в Беларуси стала (1)… церковь. Католики называли униатскую церковь (2) «…» .
Основным вероисповеданием в Российской империи было (3)…
В (4)… году император Александр I объявил об изгнании (5) … из Петербурга, а в (6)… году за пределы Российской империи.
В2. После восстания (7)… появился указ о закрытии католических монастырей, не имеющих полного состава монахов, и переводе их имений в разряд (8)… .
В3. В (9)… году Полоцкий церковный собор принял решение о присоединении униатской церкви к Русской православной.
В честь присоединения униатской церкви к Русской православной была выпущена специальная (10)… .
Приложение 2
Документ. Из инвентаря имения Ольса Бобруйского повета графа Забелло о повинностях крестьян (1845 г.)
О повинностях крестьян
1. Обозначенное … количество рабочих дней в неделю противу всякого хозяйства и вообще. Именно мужского пола дней 238, женска пола дней 182, обязаны крестьяне отслужить ежедневно и бездоимочно с упряжею или пеша и с такими хозяйственными снарядами, с какими двор укажет, между прочим и больные принимаются к счету.
3. Проставленную дань натурою противу всякого хозяина обязаны крестьяне в течение сентября месяца ежегодно и бездоимочно сдавать в господский двор непременно тем более, что в дачах лесных, сему имению принадлежащих, есть много удобных мест, где растут грибы, коими крестьяне доставляют себе значительную пользу, без всякого со стороны помещика препятствия.
4. Количество пахотной и сенокосной земли, хотя проставленное противу всякого хозяина, но по причине обширности дач к сему имению принадлежащих, дозволено помещиком занимать крестьянам под пашню и сенокосы столько земли, сколько земли обрабатывать своими силами умеют. Но нанимать земли посторонним людям, заставлять им отводить сенокосные луга под каким бы то видом не бывало, без ведома и письменного согласия помещика вовсе запрещено.
6. Сверх повинностей в графах, проставленных и выше сего изложенных, обязаны крестьяне:
а) уплачивать в установленные законом сроки государственные, денежные повинности бездоимочно;
… г) все собственные строения поддерживать и строить без всякого в том пособия помещика;
д) в апреле и сентябре месяце по 4 дня с хаты отслужить на починке плотины при мельнице ежегодно, если надобность того требовать будет.
… 10. На урочные работы крестьяне обязаны являться с 1 апреля по 15 сентября ровно с восходом солнца и сходить с работы ровно с заходом солнца, имея 2 ч. в день для кушанья и отдыха, свободных от работы; с 15 сентября по 1 апреля приходить на работу ровно с утреннею зарею, отходить с работы с вечернею зарею, и полтора часа имеют отдыха.
13. Предоставляет, наконец, помещик все права и преимущества над крестьянами, государственными законами ему дарованные.
Приложение 3
Реформы в сельском хозяйстве в середине XIX вв. (6 баллов)
1. 1840–1857 гг.
2. 1844–1857 гг.
3. Ослабление крепостного гнёта, снижение социальной напряженности.
4. Увеличение доходности казённых имений.
5. Описание государственных имений.
6. Введение обязательных инвентарей для крестьян и помещиков.
7. Регулирование норм повинностей крестьян.
8. Уменьшение повинностей государственных крестьян.
9. Регулирование размеров наделов крестьян.
10. Увеличение земельных наделов государственных крестьян.
11. Перевод крестьян с барщины на чинш.
12. Отмена аренды казённых имений.
13. Введение гражданской свободы.
14. Создание сельских общин.
15. Создание условий для развития хозяйственных инициативы крестьян в государственной деревне.
16. Сопротивление помещиков.
17. Незначительное ослабление гнёта в помещичьей деревне.
18. Возможность крестьянам отстаивать свои права.
Приложение 4
Закрепление изученного. Тест (4 балла)
1. Категория крестьянства, которая преобладала в Беларуси в середине XIX века:
А) государственные
Б) свободные
В) помещичьи
2. Одна из главных повинностей, которую выполняли все помещичьи и большинство государственных крестьян:
А) полюдье
Б) барщина
В) толока
3. Повинности крестьян были закреплены в специальных документах, которые назывались:
А) манифесты
Б) люстрации
В) инвентари
4. Вопрос, касающийся собственности на землю и её распределения, называется:
А) сельскохозяйственный
Б) аграрный
В) деревенский
5. Начиная с первой половины XIX века, «крестьянским хлебом» стали называть:
А) свёклу
Б) капусту
В) картофель
6. Реформа П.Д.Киселёва, проведённая в 1840–1857 гг., касалась крестьян:
А) государственных
Б) помещичьих
В) свободных
7. Для смягчения крепостных отношений в помещичьей деревне была проведена реформа:
А) имущественная
Б) крестьянская
В) инвентарная
8. Главное препятствие на пути развития капиталистических отношений в хозяйстве:
А) механизация
Б) крепостничество
В) специализация
Приложение 5
Оценочный лист учащегося
ФИО учащегося_______________________________
Приложение 6