Планируется, что к концу урока учащиеся будут уметь решать практико-ориентированные задачи с применением формулы Герона.
Регина САФРОНЕНКО,
учитель математики
ГУО «Речицкая специальная школа-интернат
для детей с нарушением слуха»,
Гомельская область
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут уметь решать практико-ориентированные задачи с применением формулы Герона.
Задачи:
– систематизировать знания учащихся о формулах площади треугольников;
– познакомить с формулой Герона;
– формировать навыки учащихся применять формулу Герона на практике;
– развивать логическое мышление учащихся через создание проблемной ситуации;
– продолжить работу над формированием культуры устной и письменной математической речи, навыков самоконтроля над произношением;
– способствовать воспитанию любознательности и творческой деятельности, формированию навыков самостоятельной работы.
Оборудование: мультиборд, презентация, карточки с заданиями; оценочный лист, оценочная шкала (Приложение).
Обозначение: [ ] – работа за экраном.
Ход урока
I Организационный этап. Эмоциональный настрой учащихся
– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Проверьте, пожалуйста, настроены ли ваши слуховые аппараты. (Учащиеся проверяют свои слуховые аппараты).
[– Как ты слышишь, … (имя учащегося)?]
Учащийся: Я слышу хорошо.
[–Ты слышишь плохо (имя учащегося)?]
Учащийся: Нет, я слышу хорошо.
Установочные фразы
[– Какой сегодня день недели, (имя учащегося)?]
Учащийся: Сегодня четверг.
[– Какое сегодня число, (имя учащегося)?]
Учащийся: Сегодня 5 декабря
[– Какой сейчас урок, (имя учащегося)?]
Учащийся: Сейчас урок геометрии.
[– Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок.]
II Речевая зарядка (слайды)
[– Говорите правильно, обратите внимание на произношение звука [р].]
1. [Вставьте пропущенную букву и прочитайте полученные слова]
ФО…МУЛА, Т…ЕУГОЛЬНИК, СТО…ОНА, ПЕ…ИМЕТ…, …ОМБ, ПА…АЛЛЕЛОГ…АММ
2. [Назовите фигуру. Обратите внимание на произношение звука [р].]
3. [Прочитайте предложение в быстром (медленном) темпе].
Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.
III Проверка домашнего задания
[– Кто не решил домашнюю задачу?]
[– Кому при решении было трудно?]
[– Кто решил задачу без проблем?]
(При необходимости разбор задачи у доски).
IV Актуализация знаний учащихся
– Кроме решения задачи, надо было повторить известные вам формулы для нахождения площади треугольников.
Учащиеся по очереди выходят к доске и устанавливают соотношение формулы с чертежом, проговаривая формулу.
[– Площадь произвольного треугольника]
[– Площадь описанного треугольника]
[– Площадь вписанного треугольника]
[– Площадь прямоугольного треугольника]
[– Площадь равностороннего треугольника]
V Подготовка к активному и сознательному усвоению материала
Создание проблемной ситуации.
Задачи на слайдах, устная работа.
1) Найдите площадь прямоугольного треугольника с катетами 3 см и 2 см.
2) Найдите площадь равностороннего треугольника со стороной 2 см.
3) Найдите площадь треугольника со сторонами 2 см и 6 см, если угол между сторонами составляет 30°.
4) Найдите площадь треугольника со сторонами 7 см, 15 см, 20 см.
При решении возникла проблема: не хватает знаний.
VI Объяснение нового материала
– Сегодня на уроке мы рассмотрим ещё один способ вычисления площади треугольника: с помощью формулы Герона, которая позволяет вычислить площадь треугольника, зная лишь его стороны, что может очень пригодиться, особенно в практических вычислениях.
Сообщение учащегося о Героне.
– Давайте сформулируем тему урока.
– А какова цель нашего урока? (Ответы детей).
– Верно, цель урока: изучить формулу Герона и рассмотреть способы решения задач с её помощью.
[– Откройте тетради и запишите: «Классная работа. Формула Герона»].
Выполнение учащимися заданий, направленных на усвоение формулировки теоремы:
– чтение формулировки по учебнику;
– запись теоремы в буквенном виде;
– хоровая декламация учащимися формулировки теоремы;
– запись формулировки теоремы в тетради учащихся.
Теорема (формула Герона):
Площадь треугольника со сторонами a, b и c можно найти по формуле
,
где
– полупериметр треугольника.
VII Закрепление материала. Работа с учебным пособием
- № 222, с. 120.
Стороны треугольника a = 20, b = 13, c = 11. Найдите:
а) полупериметр треугольника
;
б) значения выражений p − a, p − b, p − c;
в) площадь треугольника по формуле
.
– А сейчас вернёмся к нерешённой задаче.
2. Найдите площадь треугольника со сторонами 7 см, 15 см, 20 см.
Ответ: 42 см2.
3. Решение практико-ориентированной задачи
В среднем для посева газонной травы берут 40 г семян на 1 м². Сколько семян травы надо купить, чтобы засадить газон треугольной формы с размерами сторон 12 м, 35 м, 37 м?
VIII Физкультурная минутка
Учитель предъявляет карточки с заданиями, ответы закреплены на стенах класса. Ученики стоят и, поворачивая голову и корпус, указывают пальцем на ответы, проговаривая их.
IX Самостоятельная работа (во время самостоятельной – работа на голое ухо)
[– Снимите аппараты, работаем самостоятельно].
Вариант 1
1. Найдите площадь треугольника по формуле Герона.
a = 4, b = 13, c = 15.
2. В треугольнике МРK сторона МK =10 см, МР = 17 см, РK = 21 см. Найдите площадь треугольника.
Вариант 2
1. Найдите площадь треугольника по формуле Герона.
a = 5, b = 13, c = 12.
2. В треугольнике МРK сторона МK = 28 см, МР = 17 см, РK = 25 см. Найдите площадь треугольника.
Вариант 3
1. Найдите площадь треугольника по формуле Герона.
a = 8, b = 10, c = 6.
2. В треугольнике МРK сторона МK = 20 см, МР = 13 см, РK = 21см. Найдите площадь треугольника.
Проверка самостоятельной работы, сверка с таблицей ответов.
X Домашнее задание
№ 223 (а, б), с.121
С. 122 – дополнительное задание.
– При помощи интернета выясните, чем знаменит математик Герон. Какие треугольники называются героновыми треугольниками? Установите при помощи «Википедии», почему этого ученого звали Героном Александрийским и мог ли он встречаться с Пифагором. QR-код поможет вам найти некоторую информацию о Героне.
https://youtu.be/Em6mCdU0ykg?si=S-dxHfsSxEH_Lq0Y
XI Итог урока. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия
– В оценочных листах выставьте себе следующие баллы… . Найдите их сумму и по оценочной шкале выведите себе отметку.
– А сейчас отметьте в каждом столбце таблицы рефлексии ячейку, которая соответствует вашему ощущению результатов урока.
[– Какой был урок для тебя, (имя учащегося)?]
[– Что ты делал на уроке, (имя учащегося)?]
[– Какой итог урока у тебя, (имя учащегося)?]
Приложение
Оценочный лист
Оценочная шкала