Дидактическое игровое пособие «Русалочка» предназначено для автоматизации звука [р] у детей дошкольного возраста. Пособие представлено в виде комплекса игр и упражнений, которые объединены одним сюжетом, что превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру.
Оксана ГЛЕБИК,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 9 г. Волковыска»,
Гродненская область
Дидактическое игровое пособие «Русалочка» позволяет выстроить работу по автоматизации звука [р] по традиционной в логопедии схеме: изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворных текстах, также оно включает в себя комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на развитие правильного речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка четких движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звука [р].
1 Упражнение «Заборчик»
Широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5–7 с. Повторить 4–5 р.
2 Упражнение «Окошко»
Улыбнуться и широко открыть рот, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Расслабленный язык придвинут вплотную к нижним зубам. Удерживать позицию, обращая внимание на ровное положение языка.
Удерживать такое положение 5–7 с.
3 Упражнение «Лопатка»
Рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5–10.
4 Упражнение «Чистим верхние зубки»
Открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы», двигая им влево-вправо. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5–6 движений в каждую сторону.
5 Упражнение «Чашечка»
Широко открыть рот, улыбнуться, высунуть язык изо рта, подняв кончик и боковые края языка, образуя «чашечку». Удерживать так 5–10 с. Повторить 4–5 р.
6 Упражнение «Вкусное варенье»
Широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3–5 раз.
7 Упражнение «Дятел»
Рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить широким кончиком зыка по верхней десне: д-д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер чёткого удара, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
8 Упражнение «Грибок»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5–10.
Прическа для Русалочки
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.
Материалы: игровое пособие «Русалочка», воздушно-ветровые игрушки «Ветерок» в качестве украшения прически Русалочки.
Ход игры. Ребенку предлагается подуть на украшения прически Русалочки, чтобы они быстро завертелись. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки.
Прическа для Русалочки
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материалы: игровое пособие «Русалочка», шнурочки («волосы»).
Ход игры. Ребенку предлагается разделить шнурочки («волосы») на три равные части и попеременно левой и правой рукой перекладывать пряди, заплетая косичку Русалочке.
Дидактическая игра «Рычащие дорожки»
Цель: автоматизация звука [р] изолированно; развитие межполушарного взаимодействия.
Материалы: игровое пособие «Русалочка», рабочие листы с графомоторными дорожками различной конфигурации.
Ход игры. Ребенку предлагается провести дорожки для Русалочки сначала правой рукой (на правой стороне поля), затем левой (на левой стороне поля) и только потом двумя руками одновременно, четко и громко произнося звук [р].
Дидактическая игра «Пузырьки»
Цель: автоматизация звука [р] в прямых и обратных слогах; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материалы: игровое пособие «Русалочка, шнурочки, «пузырьки» с прямыми и обратными слогами.
Словарь: ра, ро, ру, ры, рэ, ар, ор, ур, эр, ыр, ир.
Ход игры. Ребенок берет один пузырек, повторяет за взрослым слог, четко произнося звук [р], и нанизывает его на шнурочек.
Дидактическая игра «Чешуйки»
Цель: автоматизация звука [р] в начале слова.
Материалы: игровое пособие «Русалочка», чешуйки на липучках.
Словарь: рукавицы, ракета, рак, рыба, роза, робот, радуга, рысь, рубашка, ракушка, расческа, ружье, рожок, рубин, ранец, руки, рыбак, рога, ромашка, руль, ручка, ромб, радио, рубанок.
Ход игры. Ребенок украшает хвост Русалки, приклеивая чешуйки. Взрослый просит назвать, что нарисовано на чешуйке, выделяя звук [р] в начале слова.
Дидактическая игра «Кто (что) прячется за водорослями?»
Цель: автоматизация звука [р] в конце слова.
Материалы: игровое пособие «Русалочка, фишки с картинками, перекрытыми изображением водорослей.
Словарь: светофор, веер, мухомор, комар, самовар, костер, маляр, топор, боксер, милиционер, повар, миксер.
Ход игры. Воспитаннику предлагается перевернуть фишку и назвать, кто или что прячется за водорослями, четко произнося звук [р] в конце слова.
Дидактическая игра с фонариком «У Русалки в ракушке»
Цель: автоматизация звука [р] в середине слова.
Материалы: игровое пособие «Русалочка», разноцветные карточки в виде ракушек.
Словарь: подарок, пирамида, корабль, Буратино, Чебурашка, боровик, барабан, арбуз, пират, пирог, перо, корона.
Ход игры. Подсвечиваем карточку с обратной стороны фонариком и просим ребенка назвать, что у Русалки в ракушке.
Пример ответа: «У Русалки в ракушке подарок».
Дидактическая игра с фонариком «Что проглотил краб?»
Цель: автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных.
Материалы: игровое пособие «Русалочка», карточки в виде крабов.
Словарь: груша, виноград, трава, круассан, петрушка, крыжовник, фрукты, гранат, гречка, грибы, продукты, укроп.
Ход игры:
Подсвечиваем карточку с обратной стороны фонариком и просим ребенка назвать, что проглотил краб.
Пример ответа: «Краб проглотил грушу».
Дидактическая игра «Найди, где прячется звук»
Цель: формирование умения определять место звука [р] в слове (начало, середина, конец).
Материалы: игровое пособие «Русалочка», игровые карточки с картинками и схемами под ними, карандаши, пластилин.
Словарь: корона, пирамидка, ромашка, руль, ракета, светофор, комар, виноград, груша, барабан, перо, рыба, подарок, забор, робот, помидор.
Ход игры. Предложить ребенку назвать слово и определить место звука [р] в слове (начало, середина, конец). Отметить место звука при помощи фишки, зарисовать карандашом либо залепить пластилином.
«Стихотворение для Русалочки»
Цель: автоматизация звука [р] в стихотворных текстах.
Материалы: игровое пособие «Русалочка», карточки со стихотворениями, содержащими звук [р] в различных позициях.
Ход игры. Педагог сообщает воспитаннику, что у Русалочки день рождения и предлагает разучить для нее стихотворение.
Дидактическое упражнение «Знакомство с буквой Р»
Цель: знакомство с графическим образом буквы Р; профилактика дисграфии у дошкольников.
Материалы: игровое пособие «Русалочка», набор рабочих карточек с заданиями.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку выполнить задание на рабочих карточках, направленных на знакомство с графическим образом буквы Р и на профилактику дисграфии у дошкольников (заштриховать букву, обвести букву, пройти лабиринт т.д.)