Цель урока: осознание учениками значения почвы для растений, животных, для человека, роли каждого человека в охране почвы.
Елена ГЛЕБИК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа аг. Юбилейный»
Волковысского района,
Гродненская область
Тема. «Почва, её значение».
Цель: осознание учениками значения почвы для растений, животных, для человека, роли каждого человека в охране почвы.
Задачи:
– обеспечить участие второклассников в установлении состава почвы, её свойств, в обосновании значения почвы в жизни растений, животных и человека, в установлении мер охраны почвы, роли учащихся в их реализации;
– развивать у учащихся исследовательские умения оперировать знаниями о почве на уровне знаний о её основном свойстве, перечисления состава, описания значения для растений, животных, человека, обосновании правил природоохранного поведения по отношению к почве;
– развивать исследовательские умения, объяснять и устанавливать причинно-следственные связи, развивать наблюдательность, умение фиксировать результаты опытов, делать выводы
– актуализировать у второклассников потребности и желания, выполнять правила природоохранного поведения по отношению к почве.
Оборудование: карточки с заданиями образцы почв, стаканы с водой, бумажные цветы красного, жёлтого и синего цвета.
Ход урока
1 Организационный момент
Раз, два, три – слушай и смотри.
Три, два, раз – мы начнём сейчас…
2 Определение темы и целей урока
– Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Сказка это или не сказка? (Ответы детей).
– Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Земля, почва.)
– Слово земля многозначно, и одно из значений земли – почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? («Почва».)
– Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке?
– Возьмите карточки и отметьте те цели, которые вы бы хотели сегодня поставить перед собой на уроке (спросить трех человек, потом у них же и проверить в конце).
1. Узнать, что такое почва.
2. Узнать из чего состоит почва.
3. Узнать какие свойства есть у почвы.
4. Научиться делать выводы на основе проведённых опытов.
5. Развивать умения работать в группе.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит.
3 Изучение нового материала
– Сегодня на уроке я предлагаю вам стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы. Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю план работы на уроке. Изучите его.
План работы (на доске)
1. Что такое почва и как она образуется?
2. Из чего состоит почва?
3. Свойства почвы?
– Согласны? Ну что ж, начнем? Приступим к работе, следуя плану. Такчто же такое почва?
Дети внимательно рассматривают изображение почвы, образец почвы.
– Внимательно рассмотрите верхний слой. Какого он цвета? Сделайте вывод. (Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.)
– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2 см до 2 м и больше.
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва? (Если дети ответят, то можно дополнить их ответ).
Сообщение заранее подготовленного ученика по теме «Образование почвы».
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет. В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
Физкультминутка
– Перейдём к следующему пункту плана. Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, поэтому приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание).
– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам как научным сотрудникам необходимо провести опыты, записать выводы, рассказать о них нам.
Проведение опытов
Опыт № 1 (1-я группа)
1. Возьмите стакан с водой.
2. Бросьте туда комочек почвы.
3. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят… Значит в почве есть…
Опыт № 2 (2-я группа)
1. Возьмите фильтровальную бумагу.
2. Насыпьте на нее немного почвы.
3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
4. Стряхните почву обратно в стакан.
5. Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке…
Опыт № 3 (3-я группа)
1. Возьмите горшок с почвой.
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ: Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан. Мы сделали вывод, что почва… воду.
Опыт № 4 (4-я группа)
1. Возьмите посуду с почвой.
2. Рассмотрите почву через лупу.
3. Что вы увидели?
4. Запишите.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор, корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели…
– Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?
– Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы.
После заслушивания всех групп на доске открывается запись:
1. В почве есть воздух.
2. В почве есть вода.
3. Почва не удерживает воду.
4. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? (Это перегной.)
– Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово «плодородие»? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай. В плодородной почве лучше растут растения. Это главное свойство почвы.
– А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на странице 33. Расскажите, какие животные изображены на иллюстрации?
– Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
4 Обобщение урока
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.
– Ребята, вы любите кроссворды? Перед вами кроссворд (нНа доске). Давайте его разгадаем.
1. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной)
2. Основное свойство почвы. (Плодородие)
3. Животные, которые рыхлят почву? (Черви)
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
– Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.
– Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?
5 Домашнее задание
– Как люди заботятся о почве? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 30–31. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве.
6 Рефлексия
– Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока. Вернёмся к карточкам.
– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам можно сорвать один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то красный; если недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите синий.