Описание опыта работы педагогической деятельности “Развитие исследовательских умений младших школьников на занятиях по предмету “Человек и мир” посредством учебных исследований”

- 9:26I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Идеи

Описание опыта работы педагогической деятельности “Развитие исследовательских умений младших школьников на занятиях по предмету “Человек и мир” посредством учебных исследований”

Елена ГЛЕБИК,        
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа аг. Юбилейный»
Волковысского района,
Гродненская область

 

 

1 Информационный блок

1.1 Название темы

Развитие исследовательских умений младших школьников на занятиях по предмету “Человек и мир” посредством учебных исследований.

1.2 Актуальность темы

Актуальность темы опыта педагогической деятельности обусловлена тем, что в последние годы в учреждениях образования Республики Беларусь активно стали привлекать младших школьников к исследовательской деятельности, целенаправленно развивать исследовательские умения учащихся. Очень хорошо, что этот процесс берёт своё начало уже на первой ступени общего среднего образования, ведь исследовательская деятельность является естественной потребностью ребёнка младшего школьного возраста. Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом.

Интерес младших школьников к изучению окружающего мира очень высок, у учащихся есть желание узнать что-то новое. Вот и возникают противоречия между возможностями учебной деятельности и недостаточным использованием практико-ориентированных средств по формированию знаний о природе, между желанием учащихся применять знания на практике и несформированностью исследовательских умений.

Для того чтобы процессы развития личности младшего школьника шли интенсивно, необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Однако, как показывает практика, одной поддержки недостаточно. Необходимо целенаправленно развивать исследовательские умения учащихся.

Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях – с другой, создают благоприятную почву для развития исследовательских умений именно в младшем школьном возрасте.

1.3 Цель опыта

Развитие исследовательских умений младших школьников на занятиях по предмету “Человек и мир” посредством учебных исследований.

1.4 Задачи опыта

– развивать интеллектуально-исследовательские умения;

– развивать информационно-рецептивные умения;

– развивать продуктивные умения.

Работа над формированием опыта продолжалась на протяжении трех лет в следующей последовательности: изучение литературы и разработка системы деятельности по развитию исследовательских умений младших школьников; внедрение разработанной системы в собственную практику; анализ результатов, описание, обобщение и распространение опыта.

 

2 Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

Педагогический опыт показывает, что использование учебных исследований способствует развитию исследовательских умений. Благодаря этим умениям, школьник учится подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской позиции. 

2.2 Описание сути опыта

Исследовательские умения младших школьников формируются во время исследовательской деятельности. По определению И.А.Зимней и Е.А.Шашенковой исследовательская деятельность – это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности. Она направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и обстоятельствами, которые определяют реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, выделение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в исследовании, создание полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности». [1, с. 17].

Теоретическую основу моего педагогического опыта составили исследования Л.П.Виноградова, А.В.Леонтовича, А.Н.Поддьякова, А.И.Савенкова. Вопросами использования на уроках научных методов познания и развития исследовательских умений занимались и известные педагоги, и методисты: И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.В.Успенский. Эти учёные говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования. [6, с. 192].

Можно рассмотреть исследовательское умение как готовность к осуществлению определенной гипотезы, предсказание и проверку деятельности на основе осознанного использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств этой деятельности. В первую очередь учебное исследование – это изучение, выяснение каких-либо фактов, процессов или явлений на основе имеющихся знаний. Важно, что учебное исследование обладает следующими особенностями: стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного; обязательно измерять все то, что можно измерить, показывать численное отношение изучаемого к уже известному; всегда определять место изучаемого в системе известного. Если научный поиск обладает этими тремя характеристиками, то его можно назвать исследованием. Учебное исследование предполагает наличие основных этапов:

– постановка проблемы;
– изучение теории, посвящённой данной проблематике;
– подбор методик исследования;
– сбор материала, его анализ и обобщение;
– научный комментарий;
– собственные выводы. [3, с.26].

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками тесно связана с основным учебным процессом и ориентирована на развитие исследовательских умений детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. [8, с. 20].

Таким образом, говоря о сущности исследовательской деятельности младшего школьника, можно разделять позицию ученого Н.А.Семеновой, которая понимает под этим «специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующей научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика». [7, с.203]

Так же можно отметить, что исследовательская деятельность – это приемлемый способ работы с детьми, но он отличается некоторыми особенностями и не может существовать как единственный вид занятия на уроке. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что главной целью этой деятельности является не приобретение новых знаний, а приобретение умения исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у детей развиваются способности к исследовательскому типу мышления. [5, с.208]

 

Этапы работы по развитию исследовательских умений

На занятиях по предмету «Человек и мир» я поэтапно формирую исследовательские умения посредством учебных исследований. Считаю, что только так можно добиться хороших результатов в развитии данных умений. На каждом этапе создаю условия для развития групп исследовательских умений, ориентируясь на мотивированность, систематичность, учёт возрастных особенностей. Представляю это в форме таблицы.

Этапы

Задачи этапа

Методы, приёмы

Учебные задания
и упражнения

I этап
(I–II классы)

Развитие умений
ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать,
видеть проблему

Проблемные ситуации, игры-исследования, коллективный диалог

«Один предмет – вопросов много», «Объясни», «Что будет, если…», прогнозирование

II этап
(III класс)

Выделение главного
и второстепенного; развитие умения работать с учебным пособием, задавать вопросы и высказывать суждения, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, находить источник информации и пользоваться им; накопление исследовательского опыта

Постановка проблемных вопросов, учебная дискуссия, схематизация, мини-исследование, наблюдение

«Исправь ошибку», «Найди причину события», «Задай свой вопрос»,  «Уголок вопросов»

III этап
(IV класс)

Коллективное и самостоятельное составление плана учебного исследования, классификация с помощью таблиц; использование различных форм представления результатов

Постановка проблемных вопросов, схематизация, умозаключения, классификация, структурирование материала

Проведение исследований, опытов, доказательства своей идеи, работа с таблицами

 

I этап. I–II классы

На этом этапе включаю задания на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. Использую проблемные ситуации, загадки, ребусы. Вместе с ребятами учимся видеть проблемную ситуацию. Проводим наблюдение, но наблюдать мало – надо еще уметь правильно задавать вопросы, чтобы получить нужную информацию. С этой целью использую следующие задания и упражнения.

«Один предмет – вопросов много»

Предмет лежит на столе (игрушка, фрукт, кукла, лист дерева, цветок и другие предметы). Необходимо задать как можно больше вопросов к предмету, используя слова-подсказки (кто? что? где? как? почему?).

«Объясни»

Ребята называют предложение. Надо увидеть ситуацию и объяснить. Например, при изучении темы «Изменения в неживой природе и в жизни растений летом» озвучивается вопрос: «Кукушка подбрасывает своё яйцо в чужое гнездо. Значит, она плохая мать? Так ли?»

«Что будет, если…»

Предлагается выдвигать гипотезы о том, что произойдёт в ситуации, если изменятся условия. Например, при изучении в 1-м классе темы “Сезонные изменения в природе” можно спросить, что будет зимой, если… пойдёт дождь, при каких условиях он может пойти.

На этом этапе можно использовать и другие упражнения: «Найди лишнее слово», «Закончи предложение», «Кем (чем) ты был раньше?», «Смотри, да приглядывайся» (Приложение 1).

При изучении темы «Питание и здоровье» (2-й класс) можно провести исследовательскую работу для развития умения анализировать и классифицировать с целью оформления информационного стенда в классе.

Задачи:

– выделить продукты, которые вредны, опасны для человека и те, которые укрепляют здоровье;

– распределить полезные продукты на основные группы;

– определить режим правильного питания;

– выпустить листовки для учащихся начальной школы с призывом к правильному питанию.

Форма работы: групповая

Ведущая деятельность: исследовательская.

Сфера применения: здоровье сберегающие технологии.

Форма продуктов исследовательской деятельности: стенд «Полезные продукты питания».

В результате выполнения работы ребята должны узнать:

– группу опасных для здоровья продуктов питания;

– основные группы полезных продуктов питания;

– оптимальный режим питания.

Работа способствует формированию и развитию таких качеств, как бережливость, избирательность, соблюдение здорового питания.

Описание исследования

1-й этап. Погружение в тему исследования.

2-й этап. Определение «лишних» продуктов питания в каждой группе.

3-й этап. Беседа о вреде продуктов фастфуда.

4-й этап. Беседа о группах полезных продуктов, режиме приема пищи.

5-й этап. Постановка цели.

Эта работа может выйти за рамки урока, но будет весьма полезной; заинтересованная группа ребят закончит работу и представит свои результаты. Это исследование можно назвать успешным, с хорошим положительным результатом, потому что дети задумались о том, что такое правильное здоровое питание.

При выполнении задания происходит развитие информационно-рецептивных умений.

На первом этапе проводятся опыты, после которых ребята учатся делать выводы, сравнивать, анализировать (Приложение 2).

 

II этап. III класс

На этом этапе происходит накопление опыта. Ребята учатся работать с различного рода информационными источниками, с информацией в интернете, самостоятельно находить ответы на вопросы; учатся наблюдать, классифицировать и делать выводы.

Вот некоторые задания.

“Исправь ошибку”

Я зачитываю заведомо ложное утверждение, а ребята находят ошибку в нём, доказывают свою правоту. Например, при изучении темы “Полезные ископаемые” я говорю, что человек производит полезные ископаемые на заводах и фабриках (докажите, что это не так).

При изучении темы «Почва» дети воспроизводят полученную на уроке информацию (рассказ, беседа) о плодородии почвы, ее составе, роли живых организмов, правила охраны почв. Здесь же можно дать задание определить название почвы по её морфологическому строению (по таблицам с изображением почвенного профиля различных почв), упражняются в определении степени увлажнения почвы на ощупь, учатся рыхлить и поливать почву в горшках комнатных растений. 

Можно выдвинуть гипотезу, почему не следует сжигать опавшие листья в парках, скверах. Домашним заданием может быть: узнать у родителей, как они удобряют почву на своих огородах, в садах.

“Уголок вопросов”, “Задай свой вопрос”

При изучении определенной темы или при подготовке домашнего задания у ребят могут возникнуть вопросы. Учащиеся их формулируют в письменном виде и помещают в «Уголок вопросов». Предварительно просмотрев их перед уроком, рассматриваем эти на вопросы и отвечаем на них. А если вопросы несложные, то на них могу дать ответ другие ребята класса. Дети очень любят отвечать на такие вопросы. Находят сами ответы в различных информационных источниках.

Урок может начаться с вопроса. Например, начиная урок по теме «Вода», я говорю: «Вчера я была за городом и видела такую сцену: мальчишки бросали в речку мусор. Когда же я спросила их, зачем они это делают, они ответили, что это им интересно. Правильно ли это?» Ребята обсуждают последствия такого действия для природы. Находят взаимосвязи между поведением человека и состоянием окружающей среды.

Участие или самостоятельное проведение элементарной опытной и экспериментальной работы является показателем развития умения вести наблюдения. Конечно, для младших школьников любой опыт – небольшой эксперимент, потому что в большинстве случаев они не знают, какой результат могут получить. Например, можно провести опыты с песком и глиной (Приложение 3).

При изучении темы «Поле. Культурные растения поля» (3-й класс) исследовательское задание было: подготовить сообщение о мире растений. Для наблюдений мы выбрали овощную культуру – лук.

Дети задумались, легко ли вырастить лук зимой на подоконнике. Выдвинули гипотезу: если при выращивании лука в комнатных условиях соблюдать правила посадки и ухода за растением, создать благоприятные условия для выращивания овощной культуры, то можно получить экологически чистый урожай лука.

Мы с ребятами решили посадить лук в классе на подоконнике. Работая над этой темой, мы наметили план работы:

– выяснить, откуда родом лук и его полезные свойства;

– собрать информацию по условиям выращивания лука;

– посадить лук и провести свои собственные наблюдения за его ростом.

Задачи исследования: расширение знаний учащихся о многообразии овощей, изучение условий выращивания лука в домашних условиях, развитие навыков наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

1-й этап. «Погружение» в проблему. На этом этапе мы установили, что лук является распространенной овощной культурой.

2-й этап. Поисково-теоретический. На данном этапе мы изучили литературу об исследуемом растении.

3-й этап. Осуществление деятельности. На этом этапе провели практическую работу и наблюдения по выращиванию лука в комнатных условиях.

4-й этап. Обобщающий. Результаты получения продукта. Общие рекомендации.

5-й этап. Представили результаты опыта на уроке в форме рассказа с демонстрацией фотографий. Конечно, эта работа вышла за рамки учебного занятия. Но ребята на каждом уроке фиксировали изменения, происходящие с растением. Вели записи в дневниках и делали выводы по своим наблюдениям.

 

III этап. IV класс

На этом этапе развития исследовательских умений в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и дальнейшее развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

На уроке “Мая Радзіма – Беларусь” в 4-м классе по теме «Маўклівыя сведкі мінуўшчыны» заранее подготовленный ученик рассказывает легенды и мифы об истории камней на территории Беларуси; ищет он эту информацию самостоятельно (Приложение 4).

При изучении темы «Беларусь у гады Вялікай Айчыннай вайны” ребята проводили исследование о том, что происходило с нашим агрогородком Юбилейный в годы войны. Богатый материал об этих событиях представлен в школьном музее. Конечно, эта работа выходила за рамки урока, но итог работы был представлен на уроке. Проводя это и другие исследования к урокам “Мая Радзіма – Беларусь” в 4-м классе учащиеся развивают продуктивные исследовательские умения, используя материалы краеведческих, виртуальных музеев.

Ребята с радостью самостоятельно подбирают вопросы к викторинам для обобщающих уроков, выступают в роли ведущего или “экзаменатора”.

Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности, на этом этапе развития исследовательских умений необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предмету, а также домашние исследования школьников. Домашние задания в форме исследования являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты этой работы ребят были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Это обеспечивает стимулирование и поддержку исследовательской активности учащегося. [2, с. 35].

2.3 Результативность и эффективность опыта

Использование учебного исследования способствует развитию исследовательских умений (Приложение 5). Все учащиеся повысили уровень развития исследовательских умений.

Об эффективности работы по реализации опыта свидетельствует высокая активность участия ребят в интеллектуальных конкурсах шестого школьного дня, все учащиеся принимают участие в международном конкурсе “Колосок”.

Учащиеся класса принимали участие в районной исследовательской конференции младших школьников “Мир наших открытий”, где заняли I место в номинации “Человек и его здоровье” с исследовательской работой “Определение качества мёда в домашних условиях”. В аналогичной конференции следующего года заняли II место с исследовательской работой “Как сохранить жизнь букета” в номинации “Удивительный мир растений”.

Мой педагогический опыт направлен и на развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, любознательности, уверенности в себе. Педагогическая ценность представленных материалов заключается в направленности на повышение качества образования и формирование всесторонне развитой личности. Практическая значимость работы определяется широким применением учителями начальных классов предлагаемых материалов.

 

3 Заключение

Представленный опыт работы показывает, как развивать исследовательские умения в рамках занятий по предмету “Человек и мир” посредством учебного исследования. Главное условие успеха – системность в использовании методов и приёмов развития исследовательских умений, желании педагога и умении заинтересовать учащихся младшего школьного возраста. Такая система работы помогает сформировать главное умение школьника – умение учиться. В моих планах – открытие объединения по интересам “Юный исследователь”.

Опыт работы по заявленной теме был представлен на заседании методического объединения учителей начальных классов школы.

 

 

Литература
1 Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И.Я.Зимняя, Е.А.Шашенкова. – Ижевск : ИЦПКПС, 2001. – 17 с.
2 Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения/ И.А.Лернер. – М., 1981. – 35 с.
3 Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников /А.Н.Поддъяков. – М., 2002. – 26 с.
4 Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению /А. И. Савенков. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.
5 Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. / А.И. Савенков. – Ярославль : Академия развития, 2002. – С. 208.
6 Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И.Савенков. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 192 с.
7 Семёнова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников. Дис-я на соискание учен. степ. кандит. педаг. наук. ГОУ ВПО «Томский гос. пед. университет» / Н.А.Семёнова  – Томск. – 2007. – С. 203.
8 Успенский, В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе. – Автореф. дис. …канд. пед. наук. – Москва, 1997. – 20 с. 

 

Приложение 1

Упражнение 1. Найди лишнее слово

Читается серия слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является «лишним»:

1) яблоко, слива, огурец, груша;
2) молоко, творог, сметана, хлеб;
3) час, минута, лето, секунда;
4) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
5) платье, свитер, шапка, рубашка;
6) мыло, метла, паста зубная, шампунь;
7) береза, дуб, сосна, земляника.

 

Упражнение 2. Закончи предложение

Цель: развитие умения находить закономерность, сопоставлять факты.

Дети сидят в кружок. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч ведущему. И так далее.

Варианты предложений

Лимоны кислые, а сахар…             У человека две ноги, а у собаки…
Собака лает, а кошка…                   Птицы живут в гнездах, а люди…
Ночью темно, а днем…                   Зимой идет снег, а летом…
Трава зеленая, а небо…                   Из шерсти вяжут, а из ткани…
Зимой холодно, а летом…               Балерина танцует, а пианист…
Ты ешь ртом, а слушаешь…           Дрова пилят, а гвозди…
Утром мы завтракаем, а днем…     Птица летает, а змея…  
Лодка плывет, а машина…             Ты смотришь глазами, а дышишь…  

 

Упражнение 3. Кем (чем) был раньше?

Цель: развитие умения анализировать, видеть следствие.

Дети сидят в кружок. Ведущий, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: «Кем (чем) был раньше?»:

цыпленок (яйцом)                            хлеб (мукой)
лошадь (жеребенком)                      шкаф (доской)
корова (теленком)                            велосипед (железом)
дуб (желудем)                                   рубашка (тканью)
рыба (икринкой)                               ботинки (кожей)
яблоня (семечком)                           женщина (девочкой)
лягушка (головастиком)                 листок (почкой)
бабочка (гусеницей)                        собака (щенком)

 

Упражнение 4. Смотри, да приглядывайся

Цель: Развитие наблюдательности.

1. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный?

2. Какой формы бывают снежинки?

3. Какое дерево первым начинает желтеть? Какие птицы улетают на юг первыми?

 

Приложение 2

Почва. Её состав и свойства. План-конспект урока по предмету «Человек и мир во 2-м классе.

https://ng-press.by/2024/10/28/pochva-eyo-sostav-i-svojstva-plan-konspekt-uroka-po-predmetu-chelovek-i-mir-vo-2-m-klasse/

 

Приложение 3

Опыт с водой и глиной

Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики.

Используется следующее оборудование: стаканчики, листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиновая трубка.

Задания:

1) Нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины с помощью увеличительного стекла. Дать им характеристику, используя слова-опоры (они могут быть написаны на доске): комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, не липкий.

2) Надо сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?

3) В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки необходимо устроить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит учитель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины так же быстро?

4) Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы: «Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и песка?». «О каком веществе можно сказать «рыхлый?», «Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина? Почему?», «В какое вещество легче «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в землю растение, поливает его?».

5) Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки. Подождем, пока они высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества легче лепить?», «Какие новые свойства приобретает изделие после высыхания?».

 

Приложение 4

Сообщение учащегося

До земли белорусской валуны добирались слишком долго. Последнее оледенение на территории страны было 17 тысяч лет назад. Ледник приближался со скоростью один сантиметр в час – сто километров за тысячу лет. Где-то наступление ледника задерживалось, где-то шло быстрее. Но не останавливался он ни перед чем. Опускался на дно моря, взбирался на гору, слизывая «языком» все, что ни попадалось на пути. И, как огромный бульдозер, толкал перед собой камни. Потом, встретившись с теплом, ледник отошел назад, оставив свой груз. А там, где он начинал отход, оставались возвышенности и валуны… Более того, были выделены некоторые «руководящие валуны», т. е. валуны характерного состава пород, коренное залегание которых находится лишь в определенных местах.

Самым интересным, по мнению многих, является Степ-камень, который находится в Докшицком районе. Это практически единственный мегалит – камень, вертикально торчащий из земли. Аналоги подобным мегалитам есть в Литве, Швеции, Шотландии. Из-под Степ-камня вытекают две реки: Вилия, стремящаяся на запад, и Березина, которая течет на восток, а потом на юг.

Валунов на территории Беларуси довольно много. Они находятся в Витебской, Гродненской областях, в центральной части страны. Точную цифру валунов назвать достаточно сложно, потому что камни исчезают. За годы советской власти, камни целенаправленно уничтожали. А в последнее время появилась мода раскрашивать валуны вдоль дорог. Однако многие считают, что это делать нельзя – ценность объекта бесспорна лишь тогда, когда он сохраняет свою природную суть.

Часто валуны находились неподалеку от ручьев и дубов. И люди старались селиться у таких мест, потому что раньше на календарные праздники к камням ходили так же массово, как теперь в церковь. Люди приходили к сакральным камням и оставляли своеобразные жертвы – яйца, хлеб, яблоки и просили помощи. Очень часто вода, которая собиралась в отверстиях валунов, считалась целебной и использовалась в лечебных целях. Священники это запрещали, и были случаи, когда в ответ на запреты люди переставали ходить в церковь.

В Минске находится музей валунов, объект, можно сказать, уникальный по своей сути, аналог есть только в Литве, но в 2–3 раза меньший. Это самый загадочный музей есть только в Минске. Ни одна столица Европы не имеет такого музея. Действительно загадочный, ведь многим странам он и не требуется – их природа не обделила величественными горами и скалами, и никто там не рассматривает большие камни как национальное достояние.

 

Приложение 5

Методика определения уровней развития исследовательских умений

Методика основывается на исследованиях А.И.Савенкова, А.Н.Поддъякова [4, с.480]. Ими выделено три уровня развития исследовательских умений.

1-й уровень: ученик не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути решения, но по указаниям учителя могут прийти к решению проблемы.

2-й уровень: ученик уже самостоятельно может найти методы решения поставленной проблемы и прийти к самому решению, но без помощи учителя не может увидеть проблему

3-й (высший) уровень: ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Можно ошибочно приписать высокий уровень исследовательских умений ребенку с невысоким уровнем, так как ему могут помогать родители, учитель. Поэтому следует очень тщательно проводить наблюдение за ребенком. Ведь из-за предписания несоответствующего уровня ребенку, он может оказаться в ситуации неуспешности, когда учитель даст ему задание, не соответствующее его уровню развития исследовательских умений.

Уровень развития исследовательских умений у младших школьников также определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. У ученика, у которого исследовательские умения сформированы достаточно хорошо, не возникает следующих трудностей:

– неумение выбирать объект исследования, адекватное решение;

– недостаточное умение работать с гипотезами;

– желание работать в группе и при этом неумение «слышать» другого, распределять деятельность между собой.

Понятия «начальный уровень развития» и «высокий уровень развития» достаточно условны, но нужны для обозначения моментов внимания к этапу обучения. Для обеспечения и диагностики отдельных инструментальных исследовательских умений можно обозначить диапазон их развития, который представлен таблице.

Диапазон развития исследовательских умений

Исследовательские умения

Начальный уровень развития

Высокий уровень развития

Умение видеть проблему

Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет
с разных точек зрения

Умение увидеть, осознать
и сформулировать проблему

Умение видеть проблему

Умение распределять предметы на группы
по определенным признакам

Умение составлять классификационные
и структурные таблицы

Умение задавать вопросы

Умение задавать описательные, каузальные, субъективные вопросы

Умение ставить корректные воображаемые, оценочные
и ориентированные на будущее вопросы

Умение определить понятие

Умение дать описание предмета, разъяснить посредством примера

Умение сознательно применять логические приемы мышления: аналогию, сравнение, анализ, синтез

Умение представить понятие на языке символов

Умение придумать понятный значок для обозначения предмета

Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта

Целеполагание

Умение сформулировать цель исследования

Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности

Рефлексия

Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности

Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-комплексном образовательном процессе

 

Для того чтобы определить уровень развития исследовательских умений, учащимся предлагается критериально-ориентированный тест, направленный на проверку степени достижения ими исследовательских умений. Тест состоит из трех частей и представляет собой ряд заданий, имитирующих учебное исследование, поэтому выполнять их необходимо в строго определенной последовательности.

Критериально-ориентированный тест

Ребятам был предложен тест, состоящий из трех частей:

1-я часть – позволяет выявить умение выводить следствия;

2-я часть – умение находить проблему;  

3-я часть – умение представлять последствия событий.

 

Тест № 1. Дай полные и оригинальные ответы

1. Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?

2. Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?

3. Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?

4. Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?

5. Что произойдёт, если солнце не зайдет за горизонт?

 

Тест № 2. Поставь необычную проблему, связывающую два указанных понятия

Например, пара жук – кресло. Проблема: «Жук купил кресло. Как он его доставит к себе домой?».

 Компас – клей; синица – сестра; мухомор – диван; учитель – ветер; шляпа – пчела.

 

Тест № 3. Продолжи предложения

В горах нельзя громко кричать потому, что…

Птицы начали вить гнёзда потому, что…

Ласточки начали летать низко над землёй потому, что…

Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потому, что…

Птицы полетели на юг потому, что…

 

Оценка: каждый удачный ответ оценивается в 1 балл, подсчитывается сумма

баллов, переводится в проценты.

Критериями результатов теста послужили:

– умение выводить следствия,
– умение находить проблему.
– умение представлять последствия событий.

В соответствии с критериями выделены уровни развития исследовательских навыков у младших школьников:

80–100% – высокий уровень развития исследовательских умений характеризуется умением выводить следствия, находить проблему, умением представлять последствия событий.

60–80% – средний уровень развития исследовательских умений характеризуется тем, что учащийся не всегда видит проблему, в некоторых случаях не может вывести следствие и представить последствие событий.

Менее 60% – низкий уровень развития исследовательских умений характеризуется тем, что учащийся не умеет видеть проблему, не умеет вывести следствие и представить последствие событий.

На основе полученных результатов составляется сводная таблица, по которой выясняется уровень сформированности проверяемых умений каждого ученика класса.

Результаты стартовой диагностики развития исследовательских умений

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Следствия

Проблемы

События

% УР

1.

Бритько Егор

2

2

4

53,3 – н

2.

Гис Анна

2

1

2

33,3 – н

3.

Маковецкая Яна

4

3

3

66,7 – с

4.

Полуйчик Ульяна

3

1

1

33,3 – н

5.

Сидорович Катя

3

2

0

33,3 – н

6.

Эйсмонт Виталий

1

3

4

53,3 – с

 

Результаты итоговой диагностики развития исследовательских умений

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Следствия

Проблемы

События

% УР

1.

Бритько Егор

4

3

5

80 – с

2.

Гис Анна

4

3

4

80 – с

3.

Маковецкая Яна

5

4

4

93,3 – в

4.

Полуйчик Ульяна

3

3

3

60 – с

5.

Сидорович Катя

3

3

4

66,7 – с

6.

Эйсмонт Виталий

5

3

5

86,6 – в

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий