Формирование представления о демографических процессах Беларуси, умения характеризовать особенности размещения населения, рассчитывать плотность населения.
Алёна КУГАКОВА,
учитель географии
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.М.Синичкина г. Слонима»,
Гродненская область
Цели:
образовательные – формировать представление о демографических процессах Беларуси, умение характеризовать особенности размещения населения, рассчитывать плотность населения;
развивающие – совершенствовать умение обучающихся находить нужную информацию в различных источниках (тематических картах, статистическом материале), преобразовывать её в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, находить причинно-следственные связи);
воспитательные – воспитывать у учащихся интерес к демографической ситуации в мире, стране, родном городе; осознанное и ответственное отношение к учению.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Учебно-методическое обеспечение: настенная карта «Республика Беларусь», атлас «География Беларуси», учебное пособие «География Беларуси», рабочие тетради, листы-задания.
Ход урока
1 Организация начала урока
– Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас! И начать урок хочу с фразы: «Успех приходит к тому, кто к нему стремится». Желаю на уроке проявить активность, внимание, старательность и добиться успеха в изучении новой темы.
2 Актуализация знаний и умений учащихся
– Мы с вами завершили изучение раздела «Природное районирование Беларуси», тем самым закончили блок физической географии Беларуси и переходим к изучению крупного блока нашего курса социально-экономической географии и нового раздела «География населения Беларуси». И начать изучение я хотела бы с вопроса к вам…
Приём «Беседа»
1. Где и когда появился человек на Земле? (В настоящее время научное сообщество придерживается теории африканского происхождения человека, согласно которой Homo sapiens появился на Юго-Востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете.)
2. Впервые в истории численность населения нашей планеты достигла 1 млрд человек в 1804 году. Ребята, может вам известно, когда численность населения мира достигла 8 млрд? (15 ноября 2022 года численность населения Земли достигла 8 млрд человек.)
3. Назовите численность населения на Земле. (На 01.01.2023 года численность населения мира составило 8,07 млрд человек.) (На доске)
4. Вспомните и назовите три страны-лидера в мире по численности населения. (Индия, Китай, США.)
3 Сообщение темы и целей урока
– Тема нашего урока – «Численность и размещение населения».
Приём «Рефлексивная таблица»
– У вас на партах лежат листы с рефлексивной таблицей. Заполните, пожалуйста, два первых столбца.
Что я знаю |
Что я хочу узнать |
Что я узнал |
|
|
|
– Ребята, поделитесь с классом, что у вас получилось.
Приём «Закончи фразу»
– Предлагаю вам завершить фразы и сформулировать цели на урок.
Познакомиться …
Определить …
Совершенствовать навыки работы с …
– Молодцы, ребята, вы хорошо справились с постановкой целей и надеемся, что в конце урока у вас всё получится.
4 Изучение нового учебного материала
4.1 Динамика численности населения
– Численность населения – главный показатель, с которого начинается характеристика населения страны. Я предлагаю вам ознакомиться самостоятельно с материалом параграфа на странице 113 и после знакомства ответить на главный вопрос, менялась ли численность населения Республики Беларусь на протяжении истории. На выполнение задания у вас есть три минуты.
– Вернёмся к нашему вопросу. Менялась ли численность населения Республики Беларусь на протяжении истории?
– Знаете ли вы, когда проводилась первая перепись на территории нашей страны? (Первая перепись населения проходила в 1999 году.)
– С какой целью проводится перепись населения? (Переписи населения имеют большое значение, так как в их процессе составляется прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами, предоставляются статистические данные для ряда производств.)
– Когда проводилась последняя перепись населения? (Перепись населения проходит раз в 10 лет, была в 2009, 2019 и будет в 2029 году.)
– Какие факторы повлияли на изменение численности населения Беларуси за период с первой до последней переписи населения? (Первая перепись населения проводилась в Российской империи в 1897 году – около 6700 тысяч жителей. На протяжении многих лет численность населения страны увеличивалась. Во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) Беларусь потеряла каждого третьего своего жителя. Самая высокая численность населения была отмечена в 1994 году – 10,2 млн человек. Социально-экономический кризис в 1990-х привёл к сокращению численности населения Беларуси.)
– С первым заданием вы справились хорошо, предлагаю вам следующее задание. У вас на партах лежит таблица с данными сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь. Предлагаю в парах проанализировать изменение численности населения нашей страны за последние 5 лет. Для анализа у вас есть две минуты.
Приём «Вопрос-ответ»
1. Какая численность населения была в 2020 году? 2021? 2022? 2023?
2. Какую динамику наблюдаем? Что происходит с численностью населения? Давайте предположим, какая численность будет в 2024 году?
3. А как вы думаете, с чем связано уменьшение численности населения?
4. Какие меры можно предпринять для изменения ситуации?
5. Как называется комплекс мероприятий, направленных на регулирование численности населения страны?
6. Знаете ли вы, какова численность населения в нашем городе?
7. Как она будет меняться?
4.2 Размещение населения
Приём «Беседа»
1. Вспомните, что такое размещение населения. (Под размещением населения понимается его распределение на определённой территории и формирование сети поселений.)
2. Какие факторы оказывают влияние на размещение населения? Ответить на этот вопрос вы можете, пользуясь рисунком 95 на странице 114 «Факторы, влияющие на размещение населения».
К основным факторам размещения населения можно отнести природный, исторический, социально-экономический и экологический.
Исторически одним из главных факторов размещения населения был природный фактор. Люди селились на равнинных территориях, около водоёмов.
Важное значение имел исторический фактор, который выражался в особенностях заселения регионов.
В настоящее время природный и исторический фактор ослабли.
Важным фактором на сегодняшний день является социально-экономический. Размещение население определяют социально-экономические условия жизни: развитие производства, сферы услуг.
В последние годы возросло значение экологического фактора.
Физкультминутка
Комплекс гимнастических упражнений
– Основным показателем, характеризующим размещение население по территории страны, является плотность населения. Плотность населения – это число жителей, приходящееся на 1 км².
– Как рассчитывается данный показатель? (Чтобы получить среднюю плотность населения, нужно число жителей разделить на величину площади. Формула записывается на доске.)
Работа в парах
– Сейчас вы будете работать в парах. По данным таблицы рассчитайте плотность населения для областей Беларуси (по данным Белстат на 01.01.2023)
Область |
Численность населения, чел. |
Площадь, км² |
Плотность населения, |
Брестская |
1 315 405 |
32 787 |
40,1 |
Витебская |
1 091 948 |
40 051 |
27,2 |
Гомельская |
1 347 469 |
40 372 |
33,3 |
Гродненская |
998 600 |
25 127 |
39,7 |
Минская |
1 462 021 |
39 912 |
36,6 |
Могилёвская |
989 703 |
29 068 |
34,0 |
г.Минск |
1 995 471 |
348,84 |
56,0 |
Республика Беларусь |
9 200 617 |
207 600 |
44,3 |
1. Какова средняя плотность населения Беларуси? (Средняя плотность населения Беларуси составляет 44,3 чел./км².)
2. Плотность населения имеет региональные отличия. Какая область лидирует по плотности населения? (Брестская, за ней – Гродненская область.)
3. В какой области наименьшая плотность? (Наименьшая плотность населения в Витебской области.)
5 Закрепление и повторение изученного материала
Приём «Да – нет»
1. Численность населения Беларуси на 01.01.2023 года составляет 9 200 617 человек.
2. Главным фактором размещения населения является экологический.
3. Размещение населения регулируют социально-экономические условия жизни.
4. Наименьшая плотность населения – в Витебской области.
5. Наибольшая численность населения среди областей – в Брестской и Гродненской.
Приём «Фронтальный опрос»
1. Что такое размещение населения?
2. Какие факторы оказывают влияние на размещение населения?
3. Какова средняя плотность населения Беларуси?
4. Назовите причины уменьшения численности населения Беларуси в конце XIX – начале XX века.
5. Для каких стран Европы характерна такая же динамика изменения численности населения?
6. Как влияет плотность населения на экономическое развитие?
7. Как повлияла авария на ЧАЭС на размещение населения в стране?
6 Рефлексия
Приём «Рефлексивная таблица»
Учащиеся заполняют третий столбец рефлексивной таблицы.
7 Информация о домашнем задании
§ 22, вопросы после параграфа (устно).
Творческое задание: Разработайте проект «Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения нашего района?».
8 Подведение итогов, оценивание