Учимся, играем – звуки изучаем. Мастер-класс для родителей

- 12:59ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Работа с родителями, Методичка

Мастер-класс направлен на повышение эффективности коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к коррекционно-воспитательному процессу и разных форм взаимодействия.

 

Ольга БУШМИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 10 г. Новогрудка»,
Гродненская область

 

Цель: повышение эффективности коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.

 

Задачи:

– повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
– расширять представление о необходимости сотрудничества в форме – ребенок – родитель – учитель – дефектолог;
– обобщать знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;
– познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными упражнениями артикуляционной гимнастики;
– упражнять в применении приемов автоматизации поставленных звуков в домашних условиях;

 

Материал и оборудование: магнитная доска, маркеры (по количеству участников), кубики, шнурок, ленточки, два игровых поля с фишками, мяч, «волшебный мешочек», мелкие игрушки, макет дерева, бумажные яблоки, ноутбук с мультимедийной презентацией, видеоролик «Утро язычка», буклет «Автоматизация звуков в домашних условиях.

Форма проведения: мастер-класс.

 

Ход мастер-класса

Вводная беседа

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Учимся, играем – звуки изучаем». Для дошкольника родители – непререкаемый авторитет. Поэтому так важно ваше участие в коррекционной работе. Работа по исправлению звукопроизношения включает три основных этапа: подготовительный, этап постановки звука, этап автоматизации звука. Сейчас мы подробно остановимся на каждом из этапов.

Подготовительный этап направлен на:

– развитие и укрепление моторики артикуляционного аппарата;
– формирование и развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
– развитие фонематического слуха.

Чем лучше проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки.

Первое, с чего мы начинаем работу на подготовительном этапе, – это с развития и укрепления моторики артикуляционного аппарата. Чтобы правильно и четко произносить звуки, губы и язык должны быть достаточно сильными, а движения точными. Этой цели служит артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные упражнения можно преподносить детям в виде образных иллюстраций, стихов, которые дети выполняют перед зеркалом. Во время проведения артикуляционной гимнастики, чтобы заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес для детей представляют «Сказки о веселом язычке». Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляции с движениями кистей рук помогает «биоэнергопластика». А сейчас хочу предложить вашему вниманию видеоролик с детьми нашей группы «Утро язычка». Внимание на экран (демонстрируется видео)

Практическая часть

Помимо общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики, помогают нетрадиционные формы ее проведения.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в увлекательную игру с использованием любимых детьми сладостей (чупа-чупса, хлебной соломки, сушек, маленьких конфет) и различных предметов (соломки для коктейля, ложки, шарика и веревки).

Для укрепления мышц языка можно предложить ребенку вылизывать сначала мелкую тарелку, потом глубокую миску, затем большую ложку, после этого – чайную ложку, горчичную ложечку. Что можно использовать для намазывания этих предметов? (Варенье, сгущенку, мед, кисель, сметану и т. п.) все, что нравится ребенку и не вызывает аллергии.

Развитию точных, дифференцированных движений губ, языка способствуют упражнения с использованием соломинки для коктейля, хлебной соломки (Родители выполняют упражнения).

Упражнения:

– «Сделай усы»: прижать соломинку к носу верхней губой.
– «Держи соломинку»: удержать соломку как можно дольше на широком язычке, который лежит на нижней губе, удерживать вытянутыми губами, производить движения в стороны, вверх, вниз.
– «Держи крепче»: соломинку нужно удержать в вертикальном положении, зажав один конец между нижними зубами и языком.
Используя маленькие конфеты или сухие завтраки, выполняем упражнение «Фокусник», пытаясь удержать конфету в языке. Использование сладостей стимулирует выполнение этого сложного упражнения, требующего подъема боковых краев языка.
– «Пооблизывай чупа-чупс», когда он сбоку, сверху, снизу.
– «Сладкая зарядка»: сжать чупа-чупс губами и удержать 5–10 секунд.
Намазав верхнюю губу вареньем, попросите ребенка слизать его широким языком и назвать, какое варенье (малиновое, яблочное, клубничное, сливовое и т. п.)

Следующее на что надо обратить внимание – это на формирование и развитие правильного физиологического и речевого дыхания. Этой цели служит дыхательная гимнастика, которая направлена на:

– координацию ротового и носового дыхания;
– развитие длительного плавного выдоха;
– укрепление язычных мышц, мышц лица и грудной клетки.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование. Речевое дыхание происходит произвольно (при говорении человек сам контролирует вдох и выдох). У детей с речевыми нарушениями, из-за того что дыхательный аппарат развит недостаточно хорошо, вдохи и выдохи получаются слабыми, они не умеют рационально использовать выдох, в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний. Для формирования и развития правильного речевого дыхания можно использовать различные дыхательные упражнения и игры.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений: «Сдвинь перышко, «Лети, бабочка», «Пускание мыльных пузырей», «Дутье через соломинку в стакан с водой», Сыграй на дудочке», «Вертушка», «Чей одуванчик раньше улетит».

Упражнения в сочетании с движениями и речью: «Лопнула шина» (дети разводят руки перед собой, изображая круг – шину. На выдохе произносят медленно звук [ш]. Руки при этом медленно скрещиваются и ложатся на правое и левое плечо); «Комарик», «Ворона», «Воздушный шар» и др.

Следующее, на что направлен подготовительный этап – это на развитие фонематического слуха – умение узнавать и различать звуки речи. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и также к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения (дислексии и дисграфии).

Так как заниматься развитием фонематического слуха? Фонематический слух развивается постепенно, существуют специальные игровые упражнения, которые можно разделить на несколько этапов. Начните с самого первого этапа, если ребенок хорошо справляется, переходите к следующему.

1-й этап – узнавание неречевых звуков
Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания («Слушаем тишину», «Угадай, что звучало», «Угадай, чей голос?»).

2-й этап – различение высоты, силы, тембра голоса
Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка («Угадай, кто», «Тихо – громко», «Читаем с выражением».

3-й этап – различение слов, близких по звуковому составу
С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха («Выбери нужное», «Хлопни, когда верно»).

4-й этап – различение слогов («Хлопаем слова», «Стоп – слоги»);
5-й этап – различение звуков («Создаем звуки», «Поймай звук»);
6-й этап – освоение элементарного звукового анализа («Чей домик?», «Непослушные звуки», «Цепочка слов»).

 

Старайтесь проводить игры на развитие фонематического слуха регулярно, через 1 – 2 дня. Они прекрасно подойдут для поездки на машине, ожидания в очереди, прогулки в парке.

Следующий этап коррекции звукопроизношения – это этап постановки звука.

Этап постановки звука – процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука.

Эта работа проводиться учителем-дефектологом с помощью специальных приемов. Ребенка учат придавать своим артикуляционным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечивает правильность его звучания.

Третий этап – этап автоматизации звука.

Этап автоматизации звука – это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребенка. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушаться. Поэтому период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и, как правило, самый длительный и сложный. К этапу автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит звук изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении. Автоматизация любого звука включает в себя:

– автоматизацию изолированного звука;
– автоматизацию звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
– автоматизацию звука в словах (в начале, середине, конце);
– автоматизацию звука в словосочетаниях;
– автоматизацию звука в предложениях;
– автоматизацию звука в связной речи (в чистоговорках, скороговорках, стихах, рассказах);
– автоматизацию звука в разговорной речи;

Основная трудность для родителей по автоматизации звуков – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Сегодня вы сможете на практике поупражняться в проведении игр на автоматизацию звуков.

Игры по автоматизации звука в речи (проводятся с родителями)

Игры по автоматизации изолированного звука в речи.

Игры «Заведи мотор», «Как шипит змейка» и т.д. можно легко выполнять в процессе игры. Просим ребенка завести мотор у Карлсона и помочь ему долететь до его друга Малыша: дррррррр. Игра «Змейка ползет», просим ребенка взять маркер и провести дорожку, длительно произнося звук [ш].

Игра «Дорожка», в которой ребенку предлагается, произнося звук, выложить дорожку из крупы. Выложить дорожку, например, с помощью пинцета из гороха и макарон. Чем же еще можно заменить крупу? (Ответы родителей).

Да, любыми другими мелкими предметами, имеющимися в доме: пуговицами, бусинами, шашками и т. д. Обратите внимание, что помимо автоматизации изолированного звука мы развиваем и мелкую моторику рук ребенка.

Предлагаю вам поиграть. Возьмите маркеры и бумагу, мы поиграем в игру «Как рычит львенок с медвежонком», но только усложнив задание. Очень непросто рисовать двумя руками одновременно. Такие игры помимо автоматизации звука и речевого развития положительно воздействуют на формирование новых нейронных связей, и наши детки становятся умнее.

Игры по автоматизации звука в слогах и словах.

Чтобы разнообразить занятие и сделать работу увлекательной можно проговаривать слоги и слова с элементами пальчиковой гимнастики. Я предлагаю следующие упражнения.

– «Пальчики здороваются». Поочередно прикасаемся большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося нужный звук или слог.

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук. На каждое соединение произносим заданный слог, слово. «Шагаем по ступенькам». Шагать пальцами по ступенькам и называть заданный слог, слово.

Для проговаривания речевого материала можно использовать различные предметы и игрушки.

Игра «Строим башню»

Задачи: автоматизировать звук [с] в словах, активизировать словарь.

Для ее проведения нам понадобятся кубики.

Ход игры: назвать как можно больше слов на заданный звук.

Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

Игра «Бинго»    

Задачи: автоматизировать звук [ж] в словах, развивать концентрацию внимания.

Ход игры: найти, назвать и закрыть фишкой или зачеркнуть пары одинаковых картинок на двух листах. Можно работать двумя руками.

Игра «Завяжи и повтори»

Задачи: автоматизировать звук [р] в словах, развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

Для игры понадобиться шнурок и ленточки.

Ход игры: вы называете ребенку слова со звуком [р]. Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узелок. Игру можно усложнить: называете не только слова со звуком [р], но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком;

Игра «Звуковая цепочка» (игра с передачей мяча).

Задачи: автоматизировать звук [с] в словах, развивать фонематические представления, активизировать словарь.

Ход игры: родитель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук следующего.

Например: весна — автобус — слон — нос — сова…

Игра «Волшебный мешочек»

Задачи: автоматизировать звук [л] в словах, развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

Ход игры: родителям предлагается на ощупь определить, что за предмет находится в мешочке. Достать его из мешочка и произнести слово, четко проговаривая автоматизированный звук.

Игры по автоматизации звука в предложениях и связной речи.

Для этого можно использовать такие игры, как: «Что в машине у Миши и Маши», «Чистоговорки», «Стихи» и «Рассказы». Детям предлагается повторить предложение, чистоговорку, скороговорку, стихи, а также пересказать рассказ насыщенным автоматизируемым звуком.

Игра «Придумай рифму»

Цель: обучение составлению рифмованного окончания в чистоговорках.

Задачи: автоматизировать звук [ч] в чистоговорках, развивать связную речь.

Родителям раздаются листики с началом чистоговорки, и они должны продолжить чистоговорку и придумать рифмованное окончание (ча-ча-ча – буду плакать у врача).

Таких игр существует очень много, которые не только повышают интерес ребенка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, память, ловкость.

Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих игровых упражнений – следить за правильным произношением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – дефектолога!

Рефлексия

Уважаемые родители, я благодарю всех участников за активность, познавательный интерес и попрошу оценить результативность нашей работы при помощи «Яблони». На дерево повесьте яблоки (красные – мне очень понравилось, получил много интересной информации; зеленые – мероприятие не интересное, не было никакой полезной информации). Родители выбирают яблоки и прикрепляют их на макет дерева. У нас получилось дерево с красными яблоками. Значит, вы получили полезную информацию, которую будете использовать дома, работая над звукопроизношением у детей, и в частности по использованию игр и игровых приемов по автоматизации звуков.

Спасибо за внимание! Я надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество с вами!

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий