Электровикторина «Энерголенд: играя – изучаем» – интерактивная настольная игра, которая позволит заинтересовать и увлечь воспитанников непростыми вопросами энергосбережения

- 11:23ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Авторские пособия, Методичка

Работа отмечена дипломом II степени областного этапа XVII республиканского конкурса проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон – 2023».

 

Алеся КАБАК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 6 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Актуальность

Проблема рационального использования энергоресурсов всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем современности.

5–7 лет – наиболее благоприятный период для формирования основ экономической культуры.

Согласно образовательному стандарту (направление «Социально-нравственное и личностное развитие», образовательная область «Ребенок и общество») воспитанник к 5–7 годам должен бережно относиться к ресурсам семьи (вода, тепло, электроэнергия) и экономно их расходовать, называть базисные экономические качества жизнедеятельности людей (бережливость, экономность), простейшие понятия основ экономики.

Использование настольных игр – актуальное и эффективное средство формирования основ экономической культуры. Вместе с тем, разработанных игр по экономии энергоресурсов, крайне мало.

Электровикторина «Энерголенд: играя – изучаем» – интерактивная настольная игра, которая позволит заинтересовать и увлечь воспитанников непростыми вопросами энергосбережения.

Цель: разработка и внедрение в образовательный процесс электровикторины «Энерголенд: играя – изучаем», направленной на популяризацию ценностей энергосбережения и энергоэффективности.

Задачи:

– формировать представления о способах экономного и бережливого использования природных ресурсов (вода, электроэнергия, тепло) в семье и группе;
– формировать представления о способах эстетического (видоизменение, модификация) и функционального (изменение функции) преобразования предметов;
– закреплять представления об электроприборах;
– развивать умение группировать и классифицировать предметы по назначению;
– развивать логическое мышление;
– воспитывать экономически значимые качества (бережливость, экономность).

Описание игры

Электровикторина «Энерголенд: играя – изучаем» предназначена для воспитанников от 5 до 7 лет (старшей группы), рассчитана на 1–2 участников.

В комплект настольной игры входят:

– основа для игровых полей;
– 10 игровых полей (56 логических цепочек, 86 понятий);
– электронная плата;
– правила игры.

Для каждого игрового поля разработана дидактическая игра (6 дидактических игр разработано по принципу соотнесения предметов парами, 4 – группировки и классификации предметов по заданным признакам).

Игровые поля можно пополнять по необходимости.

Правила игры

1 Выберите игровое поле и положите его на основу.
2 Предложите ребенку подобрать логические пары.
3 Ищите ответы с помощью щупов (ручки с изолированными проводами): один щуп прикладываем рядом с вопросом, второй – рядом с предполагаемым ответом.
4 Если пара подобрана верно – электрическая схема замкнется и загорится лампочка.

 

Дидактические игры, разработанные по принципу соотнесения предметов парами:

1 Кто поможет электротоку?

Цель: закреплять представления об электроприборах.

Ход игры. Воспитанникам необходимо соотнести электроприбор и его действие, рассказать о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором.

2 Найди подходящие предметы

Цель: формировать представления о способах эстетического (видоизменение, модификация) и функционального (изменение функций) преобразования предметов.

Ход игры. Воспитанникам необходимо подобрать пару с предметами одинаковой функциональности (чайник – электрочайник, венчик – миксер, кухонная мойка – посудомоечная машина, погреб – холодильник, стиральная доска – стиральная машина), рассказать об эстетических и функциональных изменениях предметов.

3 Подбери пару

Цель: формировать представления о способах экономного и бережливого использования природных ресурсов (вода, электроэнергия, тепло) в семье и группе.

Ход игры. Воспитанникам необходимо подобрать логические пары (батарея – фольга отражающая, люстра – выключатель, газовая плита – счетчик газа бытовой, дверь – лента уплотнительная, смеситель – счетчики холодной и горячей воды, окно – уплотнитель оконный).

4 Охота за электроэнергией

Цель: развивать логическое мышление.

Ход игры. Воспитанникам задается вопрос: «Можем ли мы с помощью органов чувств ощутить энергию?» После рассуждений, им необходимо подобрать логические пары (обоняние – приготовление пищи, осязание – поток воздуха из пылесоса, работает кондиционер, слух – электрический звонок, зрение – едет троллейбус, работает телевизор).

5 Нам без воды не прожить

Цель: формировать представления о способах экономного и бережливого использования природных ресурсов (вода) в семье и группе.

Ход игры. Воспитанникам необходимо соединить половинки сюжетной картинки (мытье окон, мытье посуды, полив цветов, приготовление пищи, стирка белья, чистка зубов), объяснить, как можно сэкономить воду при выполнении определенного действия.

6 Теплошики

Цель: формировать представления о способах экономного и бережливого использования природных ресурсов (тепло) в семье и группе.

Ход игры. Воспитанникам необходимо подобрать пару: нарушение в экономии тепла – способ сохранения тепла (открытое окно – закрытое окно, открытая дверь – закрытая дверь, батарея – терморегулятор, отключенный камин – включенный камин, нетопленая печь – протопленная печь, холодный пол – теплый пол электрический).

 

Дидактические игры, разработанные по принципу группировки и классификации предметов по заданным признакам:

1 Раздели на группы

Цель: формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека.

Ход игры. Воспитанникам необходимо разделить на две группы предметы, которые согревают человека (батарея, солнечная батарея, печь, солнце, костер) и предметы, которые сохраняют тепло (одеяло, шапка, шарф, шуба, термос).

2 Где живет лампочка?

Цель: закреплять представления об электроприборах.

Ход игры. Воспитанникам необходимо среди множества выбрать электроприборы, у которых есть лампочка (утюг, компьютер, кухонная плита, миксер, фонарь).

3 Светит, греет

Цель: развивать умение группировать и классифицировать предметы по назначению.

Ход игры. Воспитанникам необходимо дифференцировать предметы по процессу выполнения действия (светит – лампочка, люстра, светодиод, настольная лампа, торшер; греет – кондиционер, радиатор, утюг, электрогрелка, электрическая плита).

4 Подели на группы

Цель: классифицировать предметы домашнего обихода по энергопотреблению.

Ход игры. Воспитанникам необходимо поделить на две группы предметы домашнего обихода по энергопотреблению: высокое энергопотребление (электрическая плита, фен, утюг, пылесос, кондиционер), низкое энергопотребление (компьютер, холодильник, телевизор, вентилятор, настольная лампа).

Заключение

Электровикторина «Энерголенд: играя – изучаем» – отличная альтернатива традиционным настольным играм.

Электровикторина способствует не только решению ряда образовательных задач, но и развитию памяти, логического мышления, расширяет кругозор, тренирует внимание. Является своеобразным нейропсихологическим тренажером. А также служит великолепной заменой компьютерных игр.

Благодаря системе электронного контроля ребенок может играть самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого.

Электровикторина «Энерголенд: играя – изучаем» служит прекрасным дидактическим материалом для проведения занятий по образовательной области «Ребенок и общество», совместных видов деятельности.

Оптимальное использование электровикторины «Энерголенд: играя – изучаем» является эффективным средством в популяризации ценностей энергосбережения и энергоэффективности.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий